Встречи с этой исполнительницей я ждал давно – все как-то не складывалось услышать ее музыку. При явной тенденции роста женского присутствия в джазе, инструменталисток, во всяком случае, знаменитых, по-прежнему можно пересчитать на пальцах одной руки. Джейн Айра Блум – знаменитость, одна из ведущих мастеров сопрано-саксофона в современном джазе.
И было очень приятно, что вслед за новостью о выпуске ее 12-го альбома (и первого на лейбле ArtistShare), публиковавшейся на нашем сайте, в редакцию прибыл и сам диск.
Джейн Айра играет здесь со своим электро-акустическим квартетом. Блум считают одним из пионеров использования «живой» электроники и в новом проекте электроники тоже очень много. Основная тема одиннадцати новых композиций Блум – это сны и их отображение в звуках. Тематически логично выглядит и включение в программу единственной «чужой» пьесы: версии старого хита Роджерса – Хаммарстейна "I Have Dreamed". Впрочем, вся программа альбома звучит как единое целое, одна пьеса органично переходит в следующую – и так до самого финала. По стилистике музыка альбома – бескомпромиссный авангард, фри-джаз с, как уже было сказано, очень заметной долей электронных звучаний. Порой, следя за развитием пьесы, ловишь себя на том, что перестаешь замечать, где кончается звук сопрано-саксофона и начинается электроника. Инструментом Джейн Айра Блум действительно владеет блестяще. Медленные минималистические пассажи сакса сомнамбулически плывут над формируемыми контрабасом и ударными ритмическими фигурами. Электронные же звучания более агрессивны, непредсказуемы, они взламывают ритм, ведут его за собой, заставляют искать новые структуры.
Сафт, Дрессер и Превит работают с Блум уже давно и это весьма ощутимо по безукоризненному взаимопониманию партнеров. Но лидерская позиция Джейн Айры в этом проекте видна в каждой фразе. С неженской решительностью именно она направляет течение музыкального потока по ею же проложенному курсу.
Следить за всеми этими событиями чертовски увлекательно. Очень рекомендую "Like Silver, Like Song" поклонникам фри-джаза и электронной музыки. Как, впрочем, и тем, кто не любит, когда музыканты играют с вами в поддавки по принципу «мы сделаем вам красиво».
Кажется, постепенно мы подобрались к такому этапу развития музыки, когда почти всё можно называть ёмким словом "фьюжн". Вот и данный альбом в разных источниках относят преимущественно к этому жанру, что явно требует дополнительного разъяснения. Это ...
На обложке своего нового альбома Теренс Бланчард выглядит персонажем какого-то фантастического фильма, этаким бравым пилотом, ведущим свой звездолет сквозь космическую тьму. В определенном смысле такое сравнение не лишено оснований. И действительно, ...
Есть музыка, которую хочется сравнить с резким, размашистым рисунком, выполненным плакатным пером. Есть другая, напоминающая гладкое, с тщательно прописанными деталями, полотно в духе классицизма. Есть музыка, похожая на картину сюрреалиста. Музыка ...
О стилистике дебютного диска польского музыканта и композитора Марцина Новаковского недвусмысленно говорят как название альбома, так и название выпустившего его лейбла. Хотя Smooth Night и первый альбом в дискографии Марцина, но сам он далеко не ...
Перед нами диск с музыкой, которая в настоящее время может считаться экзотикой: классическая джазовая гитара в сопровождении биг-бэнда, состав которого весьма внушительный: 13 духовиков, контрабас и ударник (с солистом и аранжировщиком Бертом ...
Масштабность этого проекта трудно переоценить. «Джазовая фабрика» действовала в Вене целых 25 дней: с 21 марта по 17 апреля. Место действия – столичный WUK Museum. Я бы назвал это действо парадом австрийского джаза. Организаторами ...
Третий альбом Джерри Дрейка несколько отличается от двух предыдущих. Прежде всего, отличие заключается в том, что это очень интимное, очень личное послание нью-йоркского композитора, поэта, бэнд-лидера, певца и инструменталиста. Возможно поэтому ...
Музыку этого альбома можно принимать и не принимать, но оригинальность самого проекта оспаривать вряд ли кто-нибудь решится. Певица из Сенегала, представительница народности волоф, Джулия Сарр долгое время жила в Париже, в течение двенадцати лет ...
Весьма нестандартной издательской политикой отличается австралийский лейбл Petrol Records. Шеф этой компании Си Эм Мерфи (CM Murphy) в течение пятнадцати лет был менеджером известной группы INXS, а затем, в 2001 году, основал Petrol Records и с ...
Когда первые ноты песни Ghost on a Roll, рожденные гармоникой Дейва Миллера (Dave Miller) и гитарой Марка Томорски (Mark Tomorsky) звучат вместе, какой-то удивительный механизм приходит в движение. При фоновой поддержке басиста Томми Миллера (Tommy ...
Сложно не поддаться очарованию музыки фламенко в исполнении настоящего мастера. Тем более, если исполнитель – Пако де Лусия, который по праву мог бы заявить: «Современное фламенко – это я!». Блестящий виртуоз игры на гитаре, живая легенда фламенко, ...
Ностальгия – это, на мой взгляд, самое точное, емкое и короткое определение эмоционального послания Джерри Дрейка его слушателям. Этот нью-йоркский музыкант – композитор, трубач, бэнд-лидер, уже двенадцать лет возглавляет свой The Front ...