Встречи с этой исполнительницей я ждал давно – все как-то не складывалось услышать ее музыку. При явной тенденции роста женского присутствия в джазе, инструменталисток, во всяком случае, знаменитых, по-прежнему можно пересчитать на пальцах одной руки. Джейн Айра Блум – знаменитость, одна из ведущих мастеров сопрано-саксофона в современном джазе.
И было очень приятно, что вслед за новостью о выпуске ее 12-го альбома (и первого на лейбле ArtistShare), публиковавшейся на нашем сайте, в редакцию прибыл и сам диск.
Джейн Айра играет здесь со своим электро-акустическим квартетом. Блум считают одним из пионеров использования «живой» электроники и в новом проекте электроники тоже очень много. Основная тема одиннадцати новых композиций Блум – это сны и их отображение в звуках. Тематически логично выглядит и включение в программу единственной «чужой» пьесы: версии старого хита Роджерса – Хаммарстейна "I Have Dreamed". Впрочем, вся программа альбома звучит как единое целое, одна пьеса органично переходит в следующую – и так до самого финала. По стилистике музыка альбома – бескомпромиссный авангард, фри-джаз с, как уже было сказано, очень заметной долей электронных звучаний. Порой, следя за развитием пьесы, ловишь себя на том, что перестаешь замечать, где кончается звук сопрано-саксофона и начинается электроника. Инструментом Джейн Айра Блум действительно владеет блестяще. Медленные минималистические пассажи сакса сомнамбулически плывут над формируемыми контрабасом и ударными ритмическими фигурами. Электронные же звучания более агрессивны, непредсказуемы, они взламывают ритм, ведут его за собой, заставляют искать новые структуры.
Сафт, Дрессер и Превит работают с Блум уже давно и это весьма ощутимо по безукоризненному взаимопониманию партнеров. Но лидерская позиция Джейн Айры в этом проекте видна в каждой фразе. С неженской решительностью именно она направляет течение музыкального потока по ею же проложенному курсу.
Следить за всеми этими событиями чертовски увлекательно. Очень рекомендую "Like Silver, Like Song" поклонникам фри-джаза и электронной музыки. Как, впрочем, и тем, кто не любит, когда музыканты играют с вами в поддавки по принципу «мы сделаем вам красиво».
Я не стал перечислять все инструменты, на которых играет Никола Яритц: их полный список занимает на обложке альбома почти две строчки, набранные очень мелким шрифтом. Важно, что все они – это латиноамериканские перкуссионные инструменты. ...
You don’t know my name – так звучит название шестой композиции альбома. Действительно, кто такой этот Джо Джонсон? Что вы знаете о нем? Боюсь, что мало чего! Я не знал ничего, пока в руки не попал этот диск. Один Интернет портал назвал его софомором ...
Те десять музыкантов, что перечислены в технических данных альбома – это еще далеко не весь Chicago Afrobeat Project. Состав ансамбля столь же динамичен и текуч, как и музыка, которую он исполняет. В концертах этого коллектива участвует еще и ...
Один из лучших итальянских джазовых трубачей, уроженец Сардинии Паоло Фрезу – человек невероятно разносторонних вкусов. Он играет все, начиная от этноджаза и до современной академической музыки. Но в квинтете Paolo Fresu 5et он играет более ...
Виолончель – инструмент, характерный прежде всего для академической музыки, и любое ее использование в композициях иных жанров сразу же придает пьесе облик необычный и изысканный. Это хорошо понимает виолончелист симфонического оркестра из ...
Как следует из названия, этот очередной проект клавишника Владимира Иванова и гитариста группы "Моральный Кодекс" Николая Девлет-Кильдеева вдохновлен большой любовью русского человека к творчеству Чарли Паркера, великого черного саксофониста. Что же ...
Композиции в двух последних авторских альбомах Сергея Проня обладают таким мощным динамическим диапазоном и великолепным владением трубой солиста, что позволяют уже сразу по выходу отнести их к джазовой классике великих трубачей Мира и России как по ...
Когда Диззи Гиллеспи в 1944 году сочинял свой знаменитый «экзотический» стандарт Night In Tunisia, он вряд ли подозревал, что спустя годы в том самом Тунисе появятся свои джазовые музыканты со своими интересными идеями, своим пониманием ...
Запись живого выступления Чета Бэйкера во главе небольшой группы (гитара, бас, труба) на 7-м джазовом фестивале в Мюнстере (Германия). Стереотип подчеркнуто строгого, почти аскетического формата «джаз-бэнда для звездного лидера» с самого начала ...
Пятый по счету альбом норвежской группы Dadafon вызвал у меня массу положительных эмоций. Правда, с джазом они не имели почти ничего общего, а носили, скорее, ностальгический характер. Я услышал настоящую рок-музыку, добротную, берущую за душу, ...
Eveneven – название проекта норвежского тромбониста, известного под именем Even Kruse Skatrud. Прежде его можно было заметить в различных джазовых составах и больших оркестрах, однако в этом году он появляется на сцене со своим собственным сольным ...
Очень симпатичная вариация на тему «не стареют душой ветераны». Корки Сигел и Джим Шуолл начинали в Чикаго еще в одно время с Полом Баттерфилдом и Майком Блумфилдом, то есть принадлежали к первому поколению белых музыкантов, начавших в ...