Думается, если даже большим любителям и коллекционерамзадать вопрос, что они знают об английском джазе, многие окажутся в весьмазатруднительном положении. Отсутствие необходимой литературы, скудная информация,поступающая с берегов "туманного Альбиона" даже в специальныеиздания, малое количество доступных записей — все ограничивает наш кругозорв этом вопросе. К тому же сказывается весьма снобистское отношение к неамериканскомуджазу как к чему-то вторичному, не заслуживающему серьезного внимания.
Однако при всем при этом имена тромбониста Криса Барбераи кларнетиста Акера Билка на слуху у многих из нас, хотя, возможно, и невсе готовы судить об английском джазе только по этим фигурам. И вот запись,в которой оба этих музыканта встретились.
На титуле диска всего два имени, но было бы правильнеек ним добавить и третье — трубача и давнего соратника Барбера Пэта Холкокса.И хотя бенефис на этом диске первых двух, роль третьего трудно преуменьшить.И дело не только в том, что в диксилендовых составах тромбон и кларнетвряд ли могут обойтись без ведущего голоса трубы (и, как мы видим, не обходятся).Просто Пэт Холкокс известен в джазовом мире не менее Барбера и Билка.
Все трое — представители одного поколения. Они почти одновременнопришли на джазовую сцену и на всю жизнь остались привержены одному и томуже стилю. Как ни странно, пройдя длительный творческий путь в не оченьбогатой на джазовые таланты Англии, в одном составе Крис Барбер и АкерБилк записались впервые. Может быть, потому что первый лучше играет hot,а другой — sweet, и им было нелегко найти общий музыкальный язык? Представляемаянами программа показала всю условность такого деления.
В диск включены записи, сделанные в декабре 1996 года,когда и Барберу, и Билку, и Холкоксу было уже более 65 лет, и мы вправебыли ожидать и менее яркий звук, и более короткие, чем хотелось бы, фразы,и не такие развернутые соло. Ничего подобного! По напору, по богатствузвука (и тем более по мысли!) им могли бы позавидовать многие молодые иполные сил музыканты.
Диск воскрешает мелодии "золотого века" джаза,атмосферу и музыку нью-орлеанских парадов, боллрумов и "джазовых пароходов".И хотя диксиленд — более "организованная" музыка, нежели спонтанныеколлективные импровизации "нью-орлеана", диск — подлинный праздникнастоящей "традиции". Название одной из пьес очень точно указываетна адресат — "South" ("Юг") Бенни Мотена.
Из одиннадцати композиций как минимум четыре принадлежатк золотому фонду джазовых стандартов: "High Society" (Rag) написанав 1905 году, "Panama" (Rag) — в 1911, "Wabach Blues"— в 1921 и "On The Sunny Side Of The Street" — в 1930.
Имя Барбера не случайно стоит первым: чувствуется, чтоон — ведущая фигура в ансамбле, его соло чаще находятся в центре композиций,а три пьесы исполняются в его аранжировках. Что касается Акера Билка, тов диск включен его поистине вечнозеленый хит "Stranger On The Shore".
Композиции отмечены рядом блестящих находок. Чего стоитодин лишь дуэт саксофона (а потом и кларнета) и гитары в "Poor Butterfly"!Впечатляют развернутые соло бас-гитары и трубы в "On The Sunny SideOf The Street". Любопытно и то, что ансамбль обходится без фортепиано.И все же, при прослущивании рука так и тянется к дискам Боба Кросби и "DutchSwing College Band": не оставляет ощущение однажды слышанного.
Не обошлось и без нелепых накладок. И Акер Билк, и КрисБарбер известны как джазовые вокалисты. В записях действительно звучитмужской вокал, но никаких следов на указание, кому именно он принадлежит,мы не находим. Диск представляет записи с двух концертов, и вполне можнодопустить, что на них в составах были разные саксофонисты и разные гитаристы,но кто из них в какой пьесе солирует, определить не удается. А знать этохотелось бы, ибо среди них есть и очень известная фигура — гитарист ПольСили. Соло таких мастеров надо изучать. Как бы то ни было, знакомство смастерами английского джаза будет приятным и поучительным.
P.S. Крис Барбер обладает уникальной коллекцией пластинокна 78 об/мин (около 30 тысяч экземпляров). Некоторые из этих пластинок,запечатлевшие творчество джазовых музыкантов прошлого, являются единственнымив мире. "Timeless Records" начал выпуски дисков с записями этихпластинок в серии "Chris Barber Collection". "Джаз-квадрат"получил от "Timeless Records" эксклюзивное право представлятьэти диски, что мы и будем делать с огромным удовольствием.
Согласитесь, что бельгийский джаз в России — вещь почти неизвестная. Но вот недавно заезжал на недлинные гастроли пианист Иван Падуар (Ivan Paduart), и все отметили превосходный технический уровень и незаурядное импровизационное мастерство гостя, ...
«Tempest», что переводится как "Ураган" — дебютный альбом гитариста Джесси Кука. И его музыка полностью соответствует названию диска. "Tempest" — это ураган чувств, своей искренностью сметающий на своем пути опутывающие человека условности, ломающий ...
«Gravity» ("Притяжение") — второй альбом молодогоканадского гитариста Джесси Кука. Стиль, в котором играет этот музыкантна обложке диска именуется так: Rumba/Flamenco/World/Beat/ Jazz/Pop. Ик этому длиннющему названию вполне можно было бы смело ...
Альбом сделан рукой мастера — это слышно с первых же аккордов. Гаррисон Фьюэлл, окончивший когда-то колледж Беркли и теперь сам преподающий в нем, был одно время учеником знаменитого Пата Мартино. Учение не прошло даром, скорее всего по той причине, ...
Живет себе музыкант - профессионален, талантлив, за плечами - академическаяшкола, репертуарный набор незыблем и безвариантен... Скучно... А за окном - столько ритмов, столько разнообразных тембров, кончаетсяXX век, на протяжении которого сменилось ...
Бывали ли у вас в жизни моменты, когда надоело бежать, спешить куда-то,все осточертело и хочется вспомнить старых друзей, тех, с кем вы давноне виделись, и собраться с ними, и выпить бокал хорошего вина или пива, и поговорить по душам, так, как ...
Истинный блюз! Это единственное, что напрашивается после прослушивания «Шестнадцати оттенков». Традиция, которую последовательно пронесли в своем творчестве Sonny Boy Williamson, Big Joe Williams, Sippie Wallace, Lonnie Johnson, B. B. King и John ...
Альбом гитариста и аранжировщика Чака Лоэба представляет собой вполне удачную смесь слегка припопсованного джаз-рока и латиноамериканской музыки. Он в основном состоит из тем самого Лоэба и записан при участии вполне профессиональных, но пока еще ...
СД замечательного поп-джазового квинтета 8 1/2 Souvenirs похож на легкий ветерок, что весело ворошит осеннюю листву на тротуаре. Ветерок-хулиган, который срывает с прохожих шляпы и выворачивает зонты. С помощью нехитрых приемов Оливье Жиро с ...
Мощный ритмичный этно-поп, превосходно записанный, хотя, может, и немножко однообразный. Абдель Али Слимани — единственный алжирец среди девяти музыкантов, участвовавших в записи этою альбома. Он исполнитель и автор всех песен, он также играет ...
Абдрахман Абделли — представитель кабилов, которые, как и туареги, являются частью берберских племен, населяющих Северную Африку последние 9000 лет. Берберы имеют общий язык и собственный алфавит, немного похожий на греческий. Живя в ...
Первые звуки голоса малийского певца и гитариста Али Фарка Туре заставили меня просто вздрогнуть от неожиданности. Таким резким, скрипучим, «деревянным» голосом обладали, наверное, созданные Урфином Джюсом солдаты - дуболомы. Впрочем, ...