Джордж Расселл — один из тех композиторов и аранжировщиков, на чьих плечах строился тот самый современный джаз который многие из нас слушают и играют сейчас. Его контрибуции этой музыке настолько велики что детально описать их в небольшой статье просто невозможно, но можно их упомянуть. Самым известным вкладом является его Лидийский Хроматический Концепт Тональной Организации, книга, которую Расселл писал несколько лет, удалившись от исполнения и композиции, и которая проложила дорогу практически всем нововведениям повернувшим джазовую музыку в новое русло. Напечатанная впервые в 1953 году, эта книга — первый большой теоретический трактат, посвящённый исключительно джазу. Впервые заговоривший о модальной импровизации, Расселл ещё в начале 1950х годов создал фундамент тому, что в 1959 году явилось на свет в своём лучшем варианте – "Kind of Blue". Эту книгу читали и использовали в своей музыке Майлс Дэвис, Колтрейн, Орнетт Коулман, Гил Эванс, Билл Эванс и она преподаётся в консерваториях до сих пор.
Расселл начинал как барабанщик, играл в оркестре Бенни Картера, с Чарли Паркером, затем, после затяжной битвы с туберкулёзом, проведя около двух лет в лечебницах и выздоровев, сконцентрировался на аранжировках, композиции и теории, при этом осваивая новый и необходимый для композитора инструмент — фортепиано. В туберкулёзном санатории, в возрасте 23 лет Расселл начал формировать свой Лидийский Концепт. В то же самое время он написал знаменитую "Cubana Be, Cubana Bop" для Гиллеспи и аранжировки для биг бэндов Клода Торнхилла, Арти Шоу и др.
После публикации книги Расселл был приглашён на пост профессора в "Lenox School of Music", которую возглавлял ещё один из значительных теоретиков джаза, Гюнтер Шуллер. В то же самое время он организовал небольшую группу единомышленников – "The George Russell Smalltet", членами которой были Билл Эванс, Арт Фармер, Хал МкКьюсик и Барри Голбрайт. Вместе они записали известную пластинку "Jazz Workshop" (RCA 1956) — первый лидер-диск Расселла. После записи почти дюжины дисков, в начале 1960х годов Расселл переехал в Европу, и как многие другие американские музыканты, обосновался в Скандинавии.
В конце шестидесятых Расселл вернулся на родину и возобновил свои связи с Шуллером, на этот раз в "New England Conservatory of Music", где Шуллер заведовал отделением джаза(нельзя не добавить что Шуллер предоставлял кресла преподавателей музыкантам и единомышленникам идеи и теории которых продвинули джаз семимильными скачками. Его массачусеттская джазовая школа была и продолжает быть конклавом авангарда). В шестидесятые годы на Старом Континенте Расселл стал экспериментировать с электронной музыкой и электронными инструментами, включая их в свои композиции ("Electronic Sonata for Souls Loved by Nature", "Othello Ballet Suite and Electronic Sonata No.1" — одна из первых записей Гарбарека!). Расселл перестал сочинять в начале 70х годов и несколько лет писал второй том своего Лидийского Концепта. Работающий сейчас в основном с большими оркестрами, Расселл продолжает сочинять новаторские композиции, до сих пор стоящие в стороне от мэйнстрима (к слову, Уинтон Марсалис, возглавляющий сейчас Jazz at Lincoln Center отказался подготовить программу, посвящённую творчеству Расселла, узнав что тот хочет использовать в ней электроннные инструменты), преподаёт в "New England Conservatory" и выступает со своим проектом "Living Time Orchestra". Некоторое время назад он занялся переработкой своего Лидийского Концепта, новое издание которого выйдет в ближайшее время.
В период с 1956 до своего первого отъезда в Европу Расселл выпустил несколько замечательных пластинок которые считаются шедеврами и энциклопедией идей современного джаза. Самая известная из них — "Ezz-thetics", записаная в 1961 году с Эриком Долфи ("Round Midnight" — одна из вершин джазовой импровизации) и Доном Эллисом. Записанные в 1958 году New York, N.Y.(Билл Эванс, Колтрейн, Арт Фармер, Джон Хендрикс, Макс Роуч и др.) и "Jazz in the Space Age" 1960 года тоже очень часто цитируются как записи большого влияния. В таком слиянии очень сильных пластинок довольно легко просмотреть "Stratusphunk", записанный 18 октября 1960 года со студентами Расселла из "Lenox School of Jazz", с которыми он записывался и потом. Обложка пластинки — коллаж Кена Диардорффа, состоящий из красочных геометрических форм, которые ещё не составляют одного целого, но предполагают что это сделает сам слушатель.
Итак, "Stratusphunk":
1. "Stratusphunk" (George Russell) начинается как одна из композиций с пластинок Майлса Дэвиса того времени. Очень сильная басовая линия переходит в соло трубы, которая прекрасно интегрируется с пианино Расселла. Следующее соло играет Дэйв Бэйкер, тромбон которого порой напоминает Кёртиса Фуллера с пластинок Блю Митчелла и в то-же самое время наиболее удачные партии написаные для тромбона Мингусом.
2. "New Donna" (Russell)-опять-же начинаясь боповой темой постепенно переходит в неклассифицируемую смесь стилей. В трубе Эла Кригера
слышен Дон Черри ("The Shape of Jazz to Come" был записан на год раньше), колмановские темы которого продолжают вдохновлять трубача и в следующих композициях. Интересное совпадение стилей и концепций — тробмон играющий полу-боп, Дэйв Янг играющий почти-свинг и Кригер играющий авангардные пассажи Дона Черри.
3. "Bent Eagle" (Carla Bley) — одна из первых, если не самая первая записанная на пластинках композиция Карлы Блей, которая была студенткой Расселла в летней "School of Jazz at Lenox", где занимались и Орнетт Колман и Дон Черри, которые оказали музыкальное влияние на всех музыкантов секстета. Красивая, нежная мелодия в то же самое время является размеренной и просчитанной.
4. "Kentucky Oysters" (Dave Baker) — с первых звуков музыки слышен южный заряд, первый раз в альбоме действительно проглядывает ритмичный фанк. В соло Расселла фанк переходит в более приключенческий джаз с осторожными вкраплениями free. Труба Кригера возвращает композицию в южный блюз.
5. "Lambskins" (David Lahm) — ещё одна композиция ученика Расселла, которую учитель оркестровал для этой пластинки. Это самая Орнеттовская из всех композиций на диске. Удивило и обрадовало меня что в то время когда один духовой инструмент солирует, два других очень удачно аккомпанируют ему, что не часто можно встретить в современном джазе, когда во время соло одного духовика другие духовые инструменты в группе как говорится lay off. В этом было могущество Расселла — аранжировщика и лидера, а не только теоретика новой музыки. Он, как и его знаменитый коллега Гил Эванс умели создать из нескольких инструментов и зачастую из больших оркестров единое целое, которое звучало удачно и свежо, что очень важно для теории, которая без воплощения идей в саму живую и слышимую музыку может легко потерять всякую актуальность.
6. "Things New" (Russell) — последняя композиция на пластинке. В подыгрывании Расселла солистам явно слышны ритмические перемены Монка. Эл Кригер оставляет Дона Черри в стороне и показывает свои боповые способности. Дэйв Янг явно увлечён Колтрейном, в чём обвинить его нельзя, потому что делает он это очень хорошо.
В постскриптуме к диску Расселл написал : "Я думаю что моя музыка лучше всего характеризируется моей верой в то, что любое новое действенное движение в джазе должно крепко держаться на корнях прошлого. Когда корни эти ясно видны, явно существует особенное вдохновение сопутствующее тому что является новой и старой музыкой одновременно. Это, по большому счёту, описывает цель нашего оркестра: строить на основе существующего джаза; ; продвинуть его расширяя те материалы которые нам; создавать новые концепции в области ритма, тона и формы путём как композиции так и импровизации — но всегда строить и развиваться на основе лучших и достойных аспектов того что было до нас;
"Stratusphunk" на все 100 выполняет этот музыкальный девиз своего создателя, (и если простите мне такое отступление) как птица, когтями ещё вцепившись за крепкую ветвь бопа и модального джаза, но крыльями уже машущая в сторону авангарда.
1960 / 1995 Riverside Records
6 tks / 43 mins
Al Kiger – tp; Dave Baker – tb; Dave Young – ts; George Russell, p, arranger; Chuck Israel – bass; Joe Hunt – dr
Прекрасный альбом современной черной музыки! Не скажу,что это — квинтэссенция того, что выходит из недр знаменитой "AssociationFor The Advancement Of Creative Music", но то, что эта музыка дает великолепноеи достаточно полное представление о ...
Таня Мария Корреа Реис — так звучит полное имя этой необычной женщины. Исполнителей, сочетающих в себе талант композитора, певца, поэта,инструменталиста, в современной музыке можно сосчитать по пальцам. Стинг, Элтон Джон, Иэн Андерсен... — словом, ...
На обложке этого компакта, помимо названия проекта и имени автора, есть небольшая надпись: «Джаз из России». Думаю, если петербургская фирма «Kurizza Records» продолжит выпуск дисков такого уровня в этой серии,это серьезно ...
В общем-то нехарактерный для нашего «CD-обзора» альбом. С джазом его роднит разве что легкая приджазованность большинства аранжировок.Правда, сам автор проекта, родившийся в Лондоне и живущий в Лос-Анджелесе гитарист и композитор Питер Уайт, ...
Когда-то Нагель Хайер из Гамбурга был просто музыкантом биг-бэнда, беззаветно любящим музыку свинг. Звездой он не стал, но основалв начале 90-х годов маленькую звукозаписывающую фирму, которая жестко ограничила круг своих интересов — современные ...
Трудно оценивать этот альбом "Wind Machine" (коллектива из США, штат Колорадо). Для группы он — одиннадцатый, я же ее услышал впервые. И музыка эта вызвала достаточно сложные чувства. Есть у классика американской литературы Вашингтона Ирвинга ...
Думается, если даже большим любителям и коллекционерамзадать вопрос, что они знают об английском джазе, многие окажутся в весьмазатруднительном положении. Отсутствие необходимой литературы, скудная информация,поступающая с берегов "туманного ...
Представлять двойной альбом биг-бэнда с записями джазовой классики — подлинное лакомство для музыкального гурмана. А если учесть при этом, что исполняются хиты Гленна Миллера и Дюка Эллингтона и делаетэто оркестр Олега Лундстрема, становится ясно, ...
Анатолий Вапиров — личность в европейском авангардном джазе известнаяи уважаемая. Практически на всех фестивалях, где он бывает, ему доверяютсобрать из приехавших джазменов собственный проект для исполнения на данноммероприятии, то есть он имеет ...
Хочется сразу отметить ни на что не похожий стиль этого состава — современный, как бы воссозданный заново соул-джаз, удачно дополненный элементами джаз-рока. На диске представлены такие великолепные музыканты, как тенор-саксофонист Craig Handy, ...
Гитарист Крэйг Ти Купер "закольцевал" свой альбом,построив его начало и конец в виде телефонных разговоров. Все, что записано между ними, можно, конечно, в шутку, свести к названиям трех композиций— с шестой по восьмую: под эту музыку приятно ...
Надпись на обложке диска «Эта музыка протестирована на котах» говорит о характере музыки куда больше, чем все могущие здесь присутствовать размышления о своеобразности стиля данного коллектива и тех источниках вдохновения, из которых музыканты все ...