22 марта нынешнего года скончался прекрасный саксофонист, кларнетист, вокалист и поэт Рик Фэй. Его памяти посвящается этот короткий очерк.
Как вы считаете, может ли джазмен, записавший 13 сольных альбомов, участвовавший в записи еще одиннадцати и переваливший за седьмой десяток... не попасть в джазовые энциклопедии? Оказывается, может. Правда, это дело поправимое. В будущих изданиях его имя, несомненно, появится. Просто Рик Фэй выпустил свой первый альбом в 1989 году в возрасте... более 60 лет. До этого он был около тридцати лет связан контрактом с... музыкальным департаментом фирмы "Disney World", сначала в Диснейленде в Калифорнии, а затем во Флориде.
Фэй, будучи штатным музыкантом фирмы, не мог посвятить все свое время джазу, но ему довелось время от времени выступать вместе с Уайльдом Биллом Дэвисоном, Редом Норво и некоторыми другими известными джазменами. Когда он уже вышел на пенсию, его друг Мэт Домбер, всегда восхищавшийся его стилем, решился на основание нового лейбла, специализировавшегося на традиционном джазе. Конечно, первыми дисками, выпущенными компанией "Arbors Records", стали альбомы Рика Фэя.
Он собрал вокруг себя таких же преданных классике джаза музыкантов, как и он сам, причем не обязательно только ветеранов. Джеки Кун и Боб Хаггарт, Дэн Баррет и Ховард Алден, Джонни Варро и Эд Мец-мл. - все вместе они привели новый лейбл к всемирной известности. Теперь "Arbors Records" считается одной из ведущих компаний, издающих диксиленд и свинг.
Рик Фэй всегда любил и предпочитал играть мелодичный, запоминающийся джаз. Он часто любил повторять, что музыка - это прежде всего "организованные звуки, которые должны возбуждать приятные эмоции", поэтому все его альбомы отличает именно вдумчивый, творческий подход к разработке мелодии. Его саксофон (и кларнет) обладал таким ярким, сочным и мягким тембром, что завораживал слушателя с первого же мгновения, а вокал своей простотой и душевностью создавал домашнее, уютное настроение. Рик был к тому же талантливым поэтом: некоторые его песни очень глубоки, даже философичны, и резко отличаются по смыслу от стандартного легкого репертуара. И все же его главными чертами оставались верность традиции и прекрасное чувство юмора. Он всегда считал, что джазу изначально присуще развлекательное начало, и не понимал джазменов, которые, по его словам, начинали "чересчур серьезно к себе относиться".
Рику Фэю удалось внести новый элемент в джазовую форму - он попробовал предварять музыку... чтением стихов, и это прозвучало неожиданно свежо и оригинально. Наверное, здесь "виновата" была еще и его манера чтения - распевная и ритмичная, с великолепным произношением. Он выпустил несколько альбомов в этом стиле, которые имели успех и у критики, и у слушателей.
В последние годы Фэй участвовал во многих фестивалях традиционного джаза в Америке, а в 1997 году его пригласили поехать в Японию в составе большой джазовой команды, собранной из лучших музыкантов. В конце прошлого года нам удалось завязать переписку с Риком, но, к сожалению, он был уже тяжело болен, и продолжения не последовало...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских ...
Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, ...
«...Говорят: он иноходью скачет, это значит — иначе, чем все.» (Вл. Высоцкий, «Бег иноходца») Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей ...
В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его ...
Владимира Петровича Резицкого я увидел и услышал впервые в 1980 году. Концерт его группы "Архангельск" состоялся в каком-то новом московском залe, кажется, в концертном зале Олимпийской деревни. Это была первая новоджазовая группа, которую мне ...
Уважаемые читатели! Владимиру Чекасину — легендарному джазовому саксофонисту, композитору, педагогу, режиссеру в феврале 2007 года исполняется 60 лет. Яркие, почти невероятные по событийности и значению факты его творческой биографии, связанные ...