Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, передающих современный смуз джаз, сделав известным его домашнее имя. Кенни Джи — прекрасный игрок с привлекательным звуком (в нем слегка ощущается влияние Гровера Уошингтона младшего), который часто ласкает мелодии, вкладывая максимум эмоций в свои соло. Поскольку импровизирует он мало (придерживаясь главным образом предсказуемого течения мелодии), его музыка в основном не принадлежит джазу Однако, раз он внесен в начало списков чартов "современного джаза" и идентифицируется с джазом в сознании масс, имя Джи внесено в эту книгу.
Скотт Янов
Кенни Джи (aka Kenny Gorelick) родился в 1959 году в Сиэтле. Впервые он взял в руки сопрано-саксофон в десятилетнем возрасте. Случилось это после того, как мальчик увидел однажды вечером по телевизору саксофониста, выступавшего в Ed Sullivan Show и упросил маму приобрести ему инструмент. А уже в четвертом классе он был лучшим саксофонистом школы и играл в школьном оркестре. И это несмотря на то, что свое музыкальное образование получил, фактически лишь прослушивая дома пластинки с записями главным образом Гровера Уошингтона младшего, пытаясь подражать его звуку. Тогда же он решил для себя, что если Гровер может зарабатывать на жизнь игрой на саксофоне, то и он — Кенни Горелик — сможет сделать это. Первую профессиональную работу предоставил ему директор средней школы, устроив Кенни солистом в шоу Барри Уайта (Вапу White) в его родном Сиэттле. Будущей звезде было тогда семнадцать лет.
В университете штата Вашингтон Рой Каммингз — директор оркестра из колледжа, в котором учился Кенни, заставлял его слушать великих саксофонистов — Чарли Паркера, Джона Колтрэйна и Сонни Роллинза, что, без сомнения, значительно повлияло на развитие его таланта. На протяжении лет учебы в колледже (1974-1978) Кенни играл в местной соул- группе под названием Cold, Bold & Together.
В 22 года Кенни Горелик стал участником оркестра Джеффа Лорбера (Jeff Lorber) и отправился в свой первый тур по США. Именно тогда президент Arista Records Клайв Дэвис (Clive Davis) впервые увидел выступление Кенни и позднее обратился к Джеффу Лорберу с идеей выпустить сольный диск Горелика. Так в 1982 году появился его дебютный альбом.
С этого момента и наблюдается полярная амбивалентность в оценках его творчества. Потребитель голосует кошельком, а музкритики — репликами в печати, как, например: "Спустя двадцать лет, его уже теперь называют ласково Кенни Джи, альбомы его звучат в каждом лифте и аэропорту, в котором вы имеете несчастье опускаться или находиться. (Одну хорошую вещь можно сказать о французах: он не популярен во Франции.) Стало уже настолько обычным к настоящему времени — любой его поп-альбом без вокала тут же обзывать "гладкий джаз". Как будто остальная их часть была ухабистой" (Mike Zwerin).
Но коммерческий успех — есть коммерческий успех. Журнал Billboard объявил Кенни Джи "Джазовым артистом десятилетия" (80-х), лучшим инструменталистом согласно опросам своих читателей назвали его журналы Playboy, Downbeat и Rolling Stone. В 1993 году Кенни Джи выступал на инаугурации президента Билла Клинтона, в 1996-м — на 06щенациональном конгрессе демократической партии США. В 1993 году он выиграл премию Грэмми за альбом Forever In Love, в 1994 — Американскую музыкальную премию для наиболее выдающегося современного артиста (American Music Award for Favorite Adult Contemporary Artist), а Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии R.I.AA. был внесен в список 25 наиболее продаваемых артистов за все времена. Отметим, что этой чести он был удостоин за 36 миллионов проданных копий, и вряд ли Кенни Джи когда-нибудь "вылетит" из этого списка, поскольку’ на сегодняшний день продал их уже более 70 миллионов...
Но не сдаются и критики его творчества. Они уверены, что его успех создан за счет множества джаз-крэйзи, не думающих о деньгах. Лишь два саксофониста — Гровер Уошингтон и Дэвид Сэнборн — приближаются к Джи (хотя и отстоят очень и очень далеко...) по количеству продаж А поскольку Джи продается лучше, это дает ему повод намекать в интервью, что он просто играет лучше их. Что еще больше раздражает его противников. "Все дело в том, что он играет совершенно в другом стиле!"—утверждают они, намекая на попсу.
Нет сомнения, что музыка Кенни Джи — это "джаз для яппи". Не отрицает этого и сам саксофонист. И хотя он не считает это заслугой, но уверен, что бухгалтера, рекламисты и адвокаты больше нуждаются в расслаблении мозгов, чем "голубые воротнички". А его музыка весьма удачно для этого подходит— она мягкая, успокаивающая, релаксационная. И с ним трудно поспорить!
И все же кое-кто пытается. В 2000 году Пэт Мэтини широко распространил в интернете сердитый критический анализ музыки Джи. Но его не поддержали даже сторонники. Они посетовали, что знаменитый гитарист зря потратил время и энергию. Лучше бы послушал Моцарта. Поскольку музыка Джи не заслуживает интеллек- туального анализа.
Но заслуживает ли интеллектуального анализа музыка вообще? И чем Моцарт, исполняемый по партитуре, лучше импровизации Паркера, старательно скопированной по нотам?
В общем — тема бесконечная. И стара, как мир. Помните, как Геродот (или Фукидид, уж точно не припомню) сетовал перед читателем на логографов? Или из-за чего возник конфликт, пусть даже и вымышленный, между Моцартом и Сальери? Или как обижался Моэм на "высоколобых" за пренебрежительное к себе отношение? Уж помолчу' про сегодняшние "разборки" между "детективщиками" и членами СП.
Неудивительно, что Кенни Джи не любит общаться с прессой и ведет довольно замкнутый. при всей кажущейся "раскрученности", образ жизни. И ни в чьих советах не нуждается. Он уже почти сорок лет играет на саксофоне и знает, что делает. Джи не собирается ничего менять. Он даже не поменял за все эти годы ни свой старенький Selmer-sax, ни мундштук, ни трость... А постоянство, извините за банальность — признак мастерства.
Но Кенни Джи мечтает все поменять. Он с завистью смотрит на музыкантов, читающих по нотам (ведь он так и не научился этому), он хотел бы изучать иностранные языки, особенно французский, поехать в Европу, в Париж.. Он мечтает жить в настоящем, не думая про новые релизы, не просчитывая их' 'дебит-кредит'. Кенни Джи — заложник собственного успеха. В этом его слабость. Но, согласитесь, очень многие из тех, кто ругают Кенни Джи, с готовностью согласились бы стать подобными "заложниками". В этом — его сила.
И эту силу в достаточной мере демонстрирует последний — пятнадцатый по счету — альбом Кенни Джи - At Last... The Duets Album. Это запись экстраординарных дуэтов саксофониста со знаменитостями, исполняющими как классические песни, так и современные хиты. В их числе представители самых разных стилей: Yolanda Adams, Burt Bacharach, David Benoit, Earth Wind & Fire, Daryl Hall; Chaka Khan, Gladys Knightl Brian McKnight, Richard Marx, David Sanborn, Artui Sandoval и Barbra Streisand.
"Когда я впервые поговорил с Клайвом (все тем же Дэвисом, выпустившим его первый сольник! — прим. автора) о своей идее записать дуэты — рассказывает о своей последней работе Кенни Джи, — он предложил мне не ограничиваться только инструменталистами. Я считаю Клайва моим дружелюбным провокатором., когда речь идет о новой записи. У него инстинкт для подбора правильных песен и правильных певцов. Я имею в виду: кто еще мог придумать, чтобы Чака Хан спела Beautiful — песню Кристины Агулеры (Christina Aguilera)? Когда же мы приступили к работе, наш музыкальный челлендж открыл нам правильное место для игры, правильные ноты для правильных песен в правильное время..."
Что ж, и альбом получился вполне правильный. И, как всегда у Кенни Джи, вполне гладкий. И современный. Ни у кого не вызывает сомнения, что он побьет все рекорды продаж.
Этот материал зрел долго. За десять лет существования журнала более полутора десятка альбомов Карло Актиса Дато, записанных в тех или иных форматах, прошло на страницах наших CD-Обзоров – больше, чем какого-либо иного музыканта. Я и сам ...
Любая настоящая музыка – великое искусство, и чтобы постичь его, нужно уметь видеть (я не оговорилась, – именно видеть) не только звуки, но и сквозь них… Владимир Михнович-младший, интеллигент в энном поколении, рассказал мне, как удивительный мир ...
"...Он услышал вдали звуки ударных инструментов: basic- drum , барабан и тарелки, потом бас и фортепьяно, на трех тонах, и выводит такт монотонно, медленно, очень рит мично, в мягкой тональности. Потом, куда позднее, всту пил саксофон-альт, сперва ...
От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х ...
25 февраля 2004 на 78м году жизни скончался от рака известный и уважаемый чикагский саксофонист и вокалист Эй-Си Рид (A.C.Reed). Уроженец Миссури, он был покорен звучанием саксофона еще в раннем детстве, услышав в музыкальном автомате пластинку ...
Наш отечественный джаз понес невосполнимую утрату. Умер Станислав Григорьев — выдающийся музыкант, импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса. Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха — 24 апреля ...
По-разному складываются отношения с джазом у представителей многочисленного семейства музыкальных инструментов, начало которому положил в середине ХIХ века бельгийский мастер Адольф Сакс. Крайне редко доводиться публике видеть в действии ...
Контркультура для многих остается понятием, ограниченным вполне определенными временными, географическими, социальными, идейными и творческими рамками. Это времена хиппи, психоделической музыки, наркотических "путешествий" доктора Лири и невнятных ...
"Знаете, я хотел быть силой добра, выступать против сил зла. Сил, которые приносят людям и обществу в целом беду. А я стремился быть проводником всеобщего добра." Джон Колтрейн Океан громаден, многолик, изменчив. Трудно, практически невозможно, ...
То, что 77-летний Сонни Роллинс – живая легенда джаза, вряд ли кто-нибудь осмелится оспаривать. Но это эффектное определение вполне применимо и к человеку, давно превратившемуся в памятник своим прошлым достижениям. Совсем не то Роллинс ...
Намедни в новом джазовом клубе Carpe Diem выступал известный латвийский тенор-саксофонист Вилнис Кундратс. Более двух часов публика наслаждалась "вечнозеленой" классикой джаза и собственными композициями музыканта. ...По черно-белому "Рекорду" ...
...Сентябрь 2005-го. В рижском джаз-клубе "Гамлет" вспоминают Раймонда Раубишко - выдающегося джазмена, на самом взлете своего творчества ушедшего от нас пять лет назад. Жизнь музыканта оборвалась за несколько минут до выступления в "Диззи". "Боже, ...