Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, передающих современный смуз джаз, сделав известным его домашнее имя. Кенни Джи — прекрасный игрок с привлекательным звуком (в нем слегка ощущается влияние Гровера Уошингтона младшего), который часто ласкает мелодии, вкладывая максимум эмоций в свои соло. Поскольку импровизирует он мало (придерживаясь главным образом предсказуемого течения мелодии), его музыка в основном не принадлежит джазу Однако, раз он внесен в начало списков чартов "современного джаза" и идентифицируется с джазом в сознании масс, имя Джи внесено в эту книгу.
Скотт Янов
Кенни Джи (aka Kenny Gorelick) родился в 1959 году в Сиэтле. Впервые он взял в руки сопрано-саксофон в десятилетнем возрасте. Случилось это после того, как мальчик увидел однажды вечером по телевизору саксофониста, выступавшего в Ed Sullivan Show и упросил маму приобрести ему инструмент. А уже в четвертом классе он был лучшим саксофонистом школы и играл в школьном оркестре. И это несмотря на то, что свое музыкальное образование получил, фактически лишь прослушивая дома пластинки с записями главным образом Гровера Уошингтона младшего, пытаясь подражать его звуку. Тогда же он решил для себя, что если Гровер может зарабатывать на жизнь игрой на саксофоне, то и он — Кенни Горелик — сможет сделать это. Первую профессиональную работу предоставил ему директор средней школы, устроив Кенни солистом в шоу Барри Уайта (Вапу White) в его родном Сиэттле. Будущей звезде было тогда семнадцать лет.
В университете штата Вашингтон Рой Каммингз — директор оркестра из колледжа, в котором учился Кенни, заставлял его слушать великих саксофонистов — Чарли Паркера, Джона Колтрэйна и Сонни Роллинза, что, без сомнения, значительно повлияло на развитие его таланта. На протяжении лет учебы в колледже (1974-1978) Кенни играл в местной соул- группе под названием Cold, Bold & Together.
В 22 года Кенни Горелик стал участником оркестра Джеффа Лорбера (Jeff Lorber) и отправился в свой первый тур по США. Именно тогда президент Arista Records Клайв Дэвис (Clive Davis) впервые увидел выступление Кенни и позднее обратился к Джеффу Лорберу с идеей выпустить сольный диск Горелика. Так в 1982 году появился его дебютный альбом.
С этого момента и наблюдается полярная амбивалентность в оценках его творчества. Потребитель голосует кошельком, а музкритики — репликами в печати, как, например: "Спустя двадцать лет, его уже теперь называют ласково Кенни Джи, альбомы его звучат в каждом лифте и аэропорту, в котором вы имеете несчастье опускаться или находиться. (Одну хорошую вещь можно сказать о французах: он не популярен во Франции.) Стало уже настолько обычным к настоящему времени — любой его поп-альбом без вокала тут же обзывать "гладкий джаз". Как будто остальная их часть была ухабистой" (Mike Zwerin).
Но коммерческий успех — есть коммерческий успех. Журнал Billboard объявил Кенни Джи "Джазовым артистом десятилетия" (80-х), лучшим инструменталистом согласно опросам своих читателей назвали его журналы Playboy, Downbeat и Rolling Stone. В 1993 году Кенни Джи выступал на инаугурации президента Билла Клинтона, в 1996-м — на 06щенациональном конгрессе демократической партии США. В 1993 году он выиграл премию Грэмми за альбом Forever In Love, в 1994 — Американскую музыкальную премию для наиболее выдающегося современного артиста (American Music Award for Favorite Adult Contemporary Artist), а Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии R.I.AA. был внесен в список 25 наиболее продаваемых артистов за все времена. Отметим, что этой чести он был удостоин за 36 миллионов проданных копий, и вряд ли Кенни Джи когда-нибудь "вылетит" из этого списка, поскольку’ на сегодняшний день продал их уже более 70 миллионов...
Но не сдаются и критики его творчества. Они уверены, что его успех создан за счет множества джаз-крэйзи, не думающих о деньгах. Лишь два саксофониста — Гровер Уошингтон и Дэвид Сэнборн — приближаются к Джи (хотя и отстоят очень и очень далеко...) по количеству продаж А поскольку Джи продается лучше, это дает ему повод намекать в интервью, что он просто играет лучше их. Что еще больше раздражает его противников. "Все дело в том, что он играет совершенно в другом стиле!"—утверждают они, намекая на попсу.
Нет сомнения, что музыка Кенни Джи — это "джаз для яппи". Не отрицает этого и сам саксофонист. И хотя он не считает это заслугой, но уверен, что бухгалтера, рекламисты и адвокаты больше нуждаются в расслаблении мозгов, чем "голубые воротнички". А его музыка весьма удачно для этого подходит— она мягкая, успокаивающая, релаксационная. И с ним трудно поспорить!
И все же кое-кто пытается. В 2000 году Пэт Мэтини широко распространил в интернете сердитый критический анализ музыки Джи. Но его не поддержали даже сторонники. Они посетовали, что знаменитый гитарист зря потратил время и энергию. Лучше бы послушал Моцарта. Поскольку музыка Джи не заслуживает интеллек- туального анализа.
Но заслуживает ли интеллектуального анализа музыка вообще? И чем Моцарт, исполняемый по партитуре, лучше импровизации Паркера, старательно скопированной по нотам?
В общем — тема бесконечная. И стара, как мир. Помните, как Геродот (или Фукидид, уж точно не припомню) сетовал перед читателем на логографов? Или из-за чего возник конфликт, пусть даже и вымышленный, между Моцартом и Сальери? Или как обижался Моэм на "высоколобых" за пренебрежительное к себе отношение? Уж помолчу' про сегодняшние "разборки" между "детективщиками" и членами СП.
Неудивительно, что Кенни Джи не любит общаться с прессой и ведет довольно замкнутый. при всей кажущейся "раскрученности", образ жизни. И ни в чьих советах не нуждается. Он уже почти сорок лет играет на саксофоне и знает, что делает. Джи не собирается ничего менять. Он даже не поменял за все эти годы ни свой старенький Selmer-sax, ни мундштук, ни трость... А постоянство, извините за банальность — признак мастерства.
Но Кенни Джи мечтает все поменять. Он с завистью смотрит на музыкантов, читающих по нотам (ведь он так и не научился этому), он хотел бы изучать иностранные языки, особенно французский, поехать в Европу, в Париж.. Он мечтает жить в настоящем, не думая про новые релизы, не просчитывая их' 'дебит-кредит'. Кенни Джи — заложник собственного успеха. В этом его слабость. Но, согласитесь, очень многие из тех, кто ругают Кенни Джи, с готовностью согласились бы стать подобными "заложниками". В этом — его сила.
И эту силу в достаточной мере демонстрирует последний — пятнадцатый по счету — альбом Кенни Джи - At Last... The Duets Album. Это запись экстраординарных дуэтов саксофониста со знаменитостями, исполняющими как классические песни, так и современные хиты. В их числе представители самых разных стилей: Yolanda Adams, Burt Bacharach, David Benoit, Earth Wind & Fire, Daryl Hall; Chaka Khan, Gladys Knightl Brian McKnight, Richard Marx, David Sanborn, Artui Sandoval и Barbra Streisand.
"Когда я впервые поговорил с Клайвом (все тем же Дэвисом, выпустившим его первый сольник! — прим. автора) о своей идее записать дуэты — рассказывает о своей последней работе Кенни Джи, — он предложил мне не ограничиваться только инструменталистами. Я считаю Клайва моим дружелюбным провокатором., когда речь идет о новой записи. У него инстинкт для подбора правильных песен и правильных певцов. Я имею в виду: кто еще мог придумать, чтобы Чака Хан спела Beautiful — песню Кристины Агулеры (Christina Aguilera)? Когда же мы приступили к работе, наш музыкальный челлендж открыл нам правильное место для игры, правильные ноты для правильных песен в правильное время..."
Что ж, и альбом получился вполне правильный. И, как всегда у Кенни Джи, вполне гладкий. И современный. Ни у кого не вызывает сомнения, что он побьет все рекорды продаж.
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских ...
«...Говорят: он иноходью скачет, это значит — иначе, чем все.» (Вл. Высоцкий, «Бег иноходца») Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей ...
В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его ...
Владимира Петровича Резицкого я увидел и услышал впервые в 1980 году. Концерт его группы "Архангельск" состоялся в каком-то новом московском залe, кажется, в концертном зале Олимпийской деревни. Это была первая новоджазовая группа, которую мне ...