Вилнис Кундратс - на джазовые концерты я ездил автостопом
01.01.2000
Намедни в новом джазовом клубе Carpe Diem выступал известный латвийский тенор-саксофонист Вилнис Кундратс. Более двух часов публика наслаждалась "вечнозеленой" классикой джаза и собственными композициями музыканта.
...По черно-белому "Рекорду" показывали выступление джаз-оркестра. Крупно – солирующих музыкантов. Отец, показывя на экран, спрашивает у 6-летнего сынишки: "На каком из всех этих красивых инструментов ты бы хотел играть, когда вырастешь?". "На саксофоне" – не задумываясь, отвечает маленький Вилнис.
Через несколько лет папа принес домой и подарил сыну самый настоящий сакс.
– Мой отец очень любит джаз – рассказывает Вилнис. Неплохо играет на аккордеоне. У нас дома в Гулбене всегда было много нот, полно грампластинок. Отец работал шофером автобуса и часто бывая в Риге и Пскове привозил все новинки "Мелодии": Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Каунт Бейси... Он часто брал меня на репетиции военного оркестра, где играл его приятель. И я, затив дыхание, слушал знаменитые темы оркестра Глена Миллера. Помню, как однажды мое юное воображение поразил концерт Рижского эстрадного оркестра (РЭО), выступавшего в гулбенском Доме культуры. Яркие, сверкающие инструменты, элегантные костюмы музыкантов, красивая джазовая певица – Айно Балыня. А когда вставали все пять саксофонистов и вместе играли...От всего этого кружилась голова.
Детскую музыкальную школу Вилнис закончил в Гулбене, а училище – в Резекне. Он с огромным упорством, во многом самостоятельно, познавал секреты джазового исполнительства. Слушал много пластинок, записей. Нравилось сочное, как-бы сыпучее звучание саксофонов Бена Вебстера и Колмена Хоукинса.
– Джаз меня интересовал все больше и больше. В конце 70-х из Резекне ездил в Ригу на фестивали "Ритмы лета", на концерты Леонида Чижика, Давида Голощекина, Игоря Бриля… До Риги добирался автостопом.Запомнилось выступление Татевик Оганесян в Юрмале. Лето. Запах морского курорта. Изумительно теплый вечер. Птицы поют. Утопающий в зелени, заполненный публикой концертный зал "Дзинтари". И Татевик – поющая "Когда любовь пройдет" Джорджа Гершвина. Много раз бывал в рижском джаз-клубе при ДК "Октобрис". Вот это действительно был настоящий джазовый клуб, где собирались горячие поклонники джаза. С интересом слушал латвийских звезд, особенно саксофонистов: Раймонда Раубишко, Владимира Колпакова, Эгила Страуме, Владимира Вайнера... Запомнился и великолепный биг-бенд Гунара Розенберга.
В 81-ом Кундратс поступает в Латвийскую консерваторию. Занятия по саксофону проводит Эгил Страуме. Долгое время он находится под влиянием творческих концепций своего учителя. Настойчиво шли поиски в области "третьего пути" – синтеза классики и джаза. Разбирались и боповые импровизации Чарли Паркера. Страуме давал советы абсолютно точными легкими штрихами.
– Позднее я брал уроки у Артиса Симаниса, закончившего Ленинградскую консерваторию и прошедшего школу известнейшего саксофониста Анатолия Вапирова. После окончания Консерватории меня призвали в армию. Служил в штабном оркестре ПрибВО. В свое время в этом оркестре переиграли многие известные музыканты: Александр Пищиков, Владимир Болдырев, Лембит Саарсалу и другие. И в армии я продолжал много заниматься на саксофоне. Когда пришел из армии в разгаре шла перестройка Горбачева. В Риге открылись первые кооперативные кафе. Во многих местах теперь можно было услышать джазовые музыку. Я начал играть на саксофоне в одном из кафе в Старой Риге. Вместе с моим армейским другом–пианистом. Играли джазовую классику, известные темы и уже не было никаких тарификаций, строго утвержденных программ... Да, все быстро менялось. В начале 90-х с Зигурдом Резевским работали в новом шикарном ресторане LIDO у Домской площади. Кроме нас там играли Борис Банных, Леонид Горовой,Владимир Вайнер... Веселенькое было время. "Америка 30-х". Мы играем джаз – горячий и страстный свинг.В огромном полупустом зале гуляет криминального вида публика. Здесь же рядом крепкие парни в камуфляже с ...автоматами.
Интересуюсь у Вилниса много ли сегодня времени у него уходит на занятия джазовой музыкой. Что слушает, когда хочется отдохнуть, расслабиться...
– Сегодня мое постоянное место работы - штабной оркестр Национальных вооруженных сил Латвии. В последнее время я и звукорежиссер.Стараюсь все значительное записывать. Это отличная возможность накапливать материал для истории. Ведь в джазе, если что-то упустил, уже ничего вернуть нельзя и повторить невозможно. Занимаюсь на саксофоне ежедневно. Слушаю Джона Колтрейна, Билла Эванса, Майкла Брекера, Майлса Дэвиса... Из молодых – Джошуа Редмена. Сам пишу музыку. У меня в концертах часто звучат собственные темы. Под музыку отдыхать не могу. Для меня слушать музыку – всегда работа. Недавно с интересом анализировал известные темы Сонни Роллинса записанные сегодня и 30 лет назад. Сравнивал эти импровизации, фразы, акценты...Вторгался в самую глубину его музыки. Я был похож на ремесленника внимательно смотрящего на работу другого ремесленника. Все это тренирует мозг. Как в шахматах. Меня иногда спрашивают можно ли копировать импровизации? Странный вопрос. Как можно копировать состояние души другого музыканта, который в своей импровизации выразил именно СЕБЯ в данное конкретное мгновение? Но анализировать музыку больших мастеров необходимо.
Прошу Вилниса рассказать о том, чем сегодня наполнена его джазовая жизнь……
– В основном джаз играю в клубах, исполняя кроме своих композиций, все чаще и чаще извесгные стандарты. Ведь, чтобы уверенно идти вперед необходимо иногда "остановиться и оглянуться". А быть может и вернуться немного назад, чтобы осознать прошлое. Стараюсь, если вижу в зале много молодежи, играть ясно, понятно, как в далекие времена играл Бен Вебстер. Ведь главное – познакомить молодых людей с классикой мирового джаза. Играя в клубах, очень ценю творческие контакты. Часто выступаю с разными партнерами. Это обогащает, рождаются новые идеи. Всегда доставляет удовольствие играть с Артуром Кутеповым, Виктором Ритовым, Андрисом Грунте... Долгое время мы замечательно сотрудничали с пианистом Александром Смирновым. Выступили даже с несколькими концертами. Мне удалось сделать целый сборник записей этих выступлений. Запомнился и очень удачный концерт в камерном зале Вагнера с Александром Смирновым, контрабасистом Андрисом Грунте и барабанщиком Марисом Бриежкалнсом. В первом отделении мы играли стандарты, во втором мои композиции. В прошлом году на Rigas Ritmi играл в фестивальном биг-бенде и в составе джаз-оркестра Мirage Лауриса Амантовса и Гунара Розенберга. Большое творческое удовлетворение доставила мне и моя группа Wet Point.
Спрашиваю Вилниса о его отношении к истории развития джазовой музыки в Латвии. Ведь сегодня никак нельзя забывать музыкантов, которые вписали яркие страницы в летопись латвиского джаза, особенно в 70 - 80 годы: Иварс Мазурс и Гунар Кушкис, Виталий Долгов и Александр Пищиков, Зигурд Резевский и Раймонд Раубишко, Гунар Розенберг и Ивар Галениекс…
– Все правильно. Историю надо хранить. И ее должна знать молодежь. Вы слышали с каким уважением сегодняшняя звезда Америки Уинтон Марсалис отзывается о творчестве Луи Армстронга? Лет десять тому назад я оказался в доме у старейшего латвийского джазового музыканта Бориса Когана. У него были золотые руки и он взялся отремонтировать мой саксофон. Гостепреимный и добрейший человек усадил меня за стол: чай, булочки и приносит альбом с фотографиями музыкантов далекого прошлого. В альбоме вся история джаза в Латвии. Сколько имен совершенно ранее мне незнакомых я открыл для себя! Жаль,что этот удивительный человек уже ушел от нас.
Прошу рассказать Кундратса – главного организатора грандиозного четырехчасового джазового концерта на Домской площади в день открытия торжеств по случаю 800-летия Риги о том, как он сумел тогда организовать такое чудо.
– Режиссер праздничного концерта "Сотворение Риги" Угис Брикманис предложил мне найти исполнителей, для осуществления его идеи : соединения визуального ряда и оригинальных авторских джазовых композиций. Мне удалось найти необходитых исполнителей и думаю джазовые музыканты из Латвии, Литвы и Эстонии великолепно справились с поставленной задачей. По завершению праздника прозвучало много лестных слов в наш адрес.
И в заключении нашего разговора прошу рассказать Вилниса о его самом, на мой взгляд, интересном проекте последних лет – группе Wet Point.
– Думаю, что самое главное – судьба счастливо соеденила единомышленников. С гитаристом Артуром Кутеповым мы давно играем и он хорошо знает репертуар. Сразу согласились на сотрудничество контрабасист Андрис Грунте и барабанщик Каспарс Курдеко. Замечательно, что в группу вошел и молодой, талантливый тромбонист Лаурис Амантовс, вернувшийся в Ригу после окончания джазового отделения Клайпедского Университета. Пригласил я и своего коллегу по штабному оркестру тромбониста Интарса Бусулиса. Я давно обратил внимание на молодого музыканта, когда узнал о его интересе к джазу и особенно к вокалу. Знакомство с джазом у музыканта произошло уже в юном возрасте, когда на тромбоне играл в детском диксиленде. И вот, в свободное от армейской службы время, Интарс часами работал над вокальными импровизациями, вырабатывая свой исполнительский стиль и свой скэт-вокал. Зная об этом, я дал ему около пятнадцати джазовых тем и предложил разучить их для выступлений. Интарс замечательно все подготовил и в результате, в Латвии появился великолепный джазовый вокалист. Все концерты нашей группы проходили с огромным успехом. На этот раз играли в первом отделении мои композиции, во втором – джазовые стандарты в аранжировках Лауриса Амантовса. В дальнейшем я включил с состав группы еще двух музыкантов: альт-саксофониста Райво Сташанса и тенор-саксофониста Индрикиса Вейтнерса и еще больше возросла роль аранжировки. Я этому уделяю сегодня большое внимание. Если послушать записи Чарли Паркера в составе секстета или даже квартета везде присутствует аранжировка. Мне говорили, что в Беркли-колледже преподают аранжировку даже и для малых составов.
Мы прощаемся и я желаю Вилнису творческих удач на тернистом пути современного джаза.
Простейший ответ на этот вопрос может звучать так: они оба нравятся практически всем. Есть такое выражение, подчас употребляемое в полемическом задоре: "Я вам не доллар (рубль, тугрик и т.д.), чтобы всем нравиться!". Я не знаю, как относятся к ...
22 марта нынешнего года скончался прекрасный саксофонист, кларнетист, вокалист и поэт Рик Фэй. Его памяти посвящается этот короткий очерк. Как вы считаете, может ли джазмен, записавший 13 сольных альбомов, участвовавший в записи еще одиннадцати и ...
«...Ни белых мелодий нет, ни черных мелодий нет — есть только музыка, брат». (Ричард Рив, южноафриканский писатель) Разрешите предложить вашему вниманию для начала три длинные цитаты: " Многие не играют по-настоящему вместе, и ...
Владимир Чекасин родился в 1947 году в Свердловске (г.Екатеринбург, Россия). С шести лет играет на скрипке и фортепиано, с десяти лет - на кларнете. Только в последних классах музыкальной школы увлекся игрой на саксофоне. Закончил Свердловскую ...
Когда брежневский режим начал помаленьку выпускать за линию бдительного взора Карацупы и Джульбарса отщепенцев, остро желающих покинуть страну развитого социализма, люди искусства потянулись среди первых. Кто–то ехал в Израиль, кто–то — в Европу, ...
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...