Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских альбомов (не считая многих совместных проектов), которые каждый в отдельности вроде бы и не назовешь лучшей работой года, но все вместе они складываются в такое мощное и цельное джазовое послание, равное которому нужно еще поискать.
Выходит на самом деле занятная картина: его музыка в целом вся находится в сугубо мейнстримовом ключе, но она в то же время настолько оригинальна, что можно уверенно говорить об этом джазмене, как о новом явлении. Новатор-традиционалист — вот кто такой Джошуа Редман. И теперь, когда он сменил саунд с чисто акустического на электроакустический и осваивает еще одно направление, мы с чистой совестью можем вновь повторить это определение. Гэри Гиддинс, джазовый обозреватель нью-йоркского еженедельника Village Voice, так пишет о Редмане: "Он заполнил ту нишу, которую трудно определить, но без нее джаз сегодня уже невозможно представить".
Попробуем все же определить ту самую нишу, где "живет" джаз Джошуа Редмана. Если внимательно послушать все (или почти все) его альбомы, то можно заметить две важных особенности. Первая: он никогда специально не подстраивается под слушателя, не "стелет ему соломки", но все его импровизации и композиции при этом предельно логичны и ясны. Вторая: его стиль мышления вполне традиционный, но манера игры и подача всех музыкальных идей очень современны. Что в итоге? Плюс (и огромный): его принимают как традиционалисты, так и модернисты от джаза. Минус (по сути незначительный, но все же обидный): при таком широком признании он ни разу не был назван лучшим тенор-саксофонистом (или артистом года, или композитором) в авторитетнейших чартах критиков и читателей журнала Downbeat, да и в других джазовых изданиях он почти никогда не появлялся в опросах на первых местах. Хотя в пятерку лучших он входит стабильно вот уже около десяти лет.
Дух музыкального коллективизма и честности на сцене и в студии, который саксофонист исповедует последовательно и бескомпромиссно, сделал его одним из самых известных джазменов в мире, но этот же дух... пугает людей. Пугает в том смысле, что никогда не повторяющий самого себя, но осмотрительный и не торопящий события Редман всегда оказывается на полшага впереди традиционалистов и на полшага позади авангардистов джазового процесса. В последнее время он опять чуть-чуть сменил вектор своего движения. В составе его нового трио появился Хэммонд-орган и другие клавишные Сэма Яхеля и к нему вернулся игравший с ним раньше барабанщик Брайан Блейд.
Редман опять ушел в процесс поиска. Новый альбом, Elastic, звучит совсем не так, как предыдущий, Passage Of Time. Причем орган и клавиши не просто добавили электроники в саунд — в музыке стало больше того, что американцы называют грувом — мощного околофанкового ритма, повторяющихся фраз... Но при всем при том они играют вовсе не фанк. Редману удалось соединить свой фирменный импровизационно-свинговый стиль, положив его на современную электронную основу. Как сам он признается, "это определенно была самая сложная для меня задача... временами кажется, что мы играем одновременно фанк и свинг. Мне удалось вложить в музыку динамизм и одновременно гибкость. Мы вместе чувствуем, что она вдохновляет нас на коллективный поиск открытий, в некотором роде музыкальное приключение, которое мы совершаем каждый раз, когда выступаем. И уже в таком смысле практически нет разницы между этим моим проектом и предыдущими".
Музыкант все время подчеркивает, что джаз для него всегда — вызов, барьер, заглянув за который, он сразу же видит следующий. Но основа остается неизменной — честная логичная импровизация и ясная мелодия. Он говорит: "Можно, конечно, идти очень быстро вперед и вперед и не оглядываться совсем на то, что было раньше. Но тогда у слушателя рано или поздно возникнет ощущение, что он к этой музыке уже не имеет отношения. Ему просто станет тяжело и неинтересно это слушать. Поэтому джазмену нужно быть последовательным и обстоятельным".
Редман не сразу пришел к формату своего нового трио. Оно сложилось случайно, спонтанно, как бы подтверждая пословицу, что все хорошее приходит само собой. Сэм Яхель играл в нью-йоркских клубах с начала 90-х — у него были разные составы, но в последнее время он часто выступал с гитаристом Питером Бернстином и ударником Брайаном Блейдом. Один раз Питер заболел, и Сэм позвонил Редману, зная, что тот в городе и свободен. Джошуа пришел, попробовал поиграть один вечер и сразу понял, что это очень здорово. А после того, как Редман дошел до логического завершения своей работы с акустическим составом в альбоме Passage Of Time, он окончательно решил начать новую линию в своей музыке.
"Сэм часто прОсил меня написать что-нибудь для трио с органом. Я долго сопротивлялся, считая, что в этой стилистике я не готов сочинять но потом мне пришло в голову, как можно приспособить идеи и элементы, которые мне всегда нравились, к нашему составу. Я имею в виду влияние Weather Report, Джеймса Брауна, Масео Паркера, Earth Wind And Fire, Ареты Франклин, Джими Хендрикса и других... С Сэмом и Брайаном я не ощущал разрыва между ритмической основой и импровизацией. Нам удалось сочетать живость ритма, электрическую и акустическую звуковую палитру, композиционные и импровизационные элементы; мне думается, я достиг большей открытости в своей музыке и лучшего взаимодействия между партнерами, чем раньше".
Альбом Elastic тем не менее не угодил многим джазовым критикам: например в "Даун- бите" он получил только три с половиной звездочки, что совершенно несправедливо. Впрочем, Редману не привыкать к такому отношению и это его не очень волнует. Он сейчас достаточно известен, чтобы самому выбирать, в каких клубах или залах выступать, и, что любопытно, однозначно предпочитает небольшие помещения и так это объясняет: "Джаз — музыка тонкая и требующая такого же тонкого взаимодействия со слушателем. Я думаю, что зачастую большой зал, требующий мощного усиления и так далее, сам по себе мешает слушателям дойти до сути музыки. Понимаете, там теряются некоторые важные нюансы, детали, которые несут смысл джаза. Поэтому я очень люблю выступать в интимной обстановке, где есть прямой контакт с аудиторией — не только психологический и эмоциональный, но и чисто физический. Каждый вечер, когда я выхожу на сцену, я вижу и ощущаю новую публику и стараюсь рассказать новую историю — пусть и с тем же самым старым материалом".
Чисто внешне он больше всего напоминает оперного певца. Наверняка я не слишком оригинален в этом сравнении. На подобные ассоциации работает слишком многое: и приличный рост в сочетании с фактурной фигурой, и элегантная бородка, и, наконец, ...
Давно и не мной замечено: время не всегда течет равномерно. Порой оно, кажется, вовсе прекращает свой бег. Год идет за годом, года выстраиваются в десятилетия, а вокруг ничего не меняется – так, мелкая суета, топтание на месте, броуновское ...
Только было начавшие затихать разговоры о Годе джаза после его эффектного начала в апреле, вновь разгорелись с новой силой. Шутка ли – на сей раз армянских любителей джаза ждала встреча с одним из корифеев джаза и лучших саксофонистов своего ...
Этот материал зрел долго. За десять лет существования журнала более полутора десятка альбомов Карло Актиса Дато, записанных в тех или иных форматах, прошло на страницах наших CD-Обзоров – больше, чем какого-либо иного музыканта. Я и сам ...
Любая настоящая музыка – великое искусство, и чтобы постичь его, нужно уметь видеть (я не оговорилась, – именно видеть) не только звуки, но и сквозь них… Владимир Михнович-младший, интеллигент в энном поколении, рассказал мне, как удивительный мир ...
"...Он услышал вдали звуки ударных инструментов: basic- drum , барабан и тарелки, потом бас и фортепьяно, на трех тонах, и выводит такт монотонно, медленно, очень рит мично, в мягкой тональности. Потом, куда позднее, всту пил саксофон-альт, сперва ...
От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х ...
25 февраля 2004 на 78м году жизни скончался от рака известный и уважаемый чикагский саксофонист и вокалист Эй-Си Рид (A.C.Reed). Уроженец Миссури, он был покорен звучанием саксофона еще в раннем детстве, услышав в музыкальном автомате пластинку ...
Наш отечественный джаз понес невосполнимую утрату. Умер Станислав Григорьев — выдающийся музыкант, импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса. Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха — 24 апреля ...
По-разному складываются отношения с джазом у представителей многочисленного семейства музыкальных инструментов, начало которому положил в середине ХIХ века бельгийский мастер Адольф Сакс. Крайне редко доводиться публике видеть в действии ...
Контркультура для многих остается понятием, ограниченным вполне определенными временными, географическими, социальными, идейными и творческими рамками. Это времена хиппи, психоделической музыки, наркотических "путешествий" доктора Лири и невнятных ...
"Знаете, я хотел быть силой добра, выступать против сил зла. Сил, которые приносят людям и обществу в целом беду. А я стремился быть проводником всеобщего добра." Джон Колтрейн Океан громаден, многолик, изменчив. Трудно, практически невозможно, ...