Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских альбомов (не считая многих совместных проектов), которые каждый в отдельности вроде бы и не назовешь лучшей работой года, но все вместе они складываются в такое мощное и цельное джазовое послание, равное которому нужно еще поискать.
Выходит на самом деле занятная картина: его музыка в целом вся находится в сугубо мейнстримовом ключе, но она в то же время настолько оригинальна, что можно уверенно говорить об этом джазмене, как о новом явлении. Новатор-традиционалист — вот кто такой Джошуа Редман. И теперь, когда он сменил саунд с чисто акустического на электроакустический и осваивает еще одно направление, мы с чистой совестью можем вновь повторить это определение. Гэри Гиддинс, джазовый обозреватель нью-йоркского еженедельника Village Voice, так пишет о Редмане: "Он заполнил ту нишу, которую трудно определить, но без нее джаз сегодня уже невозможно представить".
Попробуем все же определить ту самую нишу, где "живет" джаз Джошуа Редмана. Если внимательно послушать все (или почти все) его альбомы, то можно заметить две важных особенности. Первая: он никогда специально не подстраивается под слушателя, не "стелет ему соломки", но все его импровизации и композиции при этом предельно логичны и ясны. Вторая: его стиль мышления вполне традиционный, но манера игры и подача всех музыкальных идей очень современны. Что в итоге? Плюс (и огромный): его принимают как традиционалисты, так и модернисты от джаза. Минус (по сути незначительный, но все же обидный): при таком широком признании он ни разу не был назван лучшим тенор-саксофонистом (или артистом года, или композитором) в авторитетнейших чартах критиков и читателей журнала Downbeat, да и в других джазовых изданиях он почти никогда не появлялся в опросах на первых местах. Хотя в пятерку лучших он входит стабильно вот уже около десяти лет.
Дух музыкального коллективизма и честности на сцене и в студии, который саксофонист исповедует последовательно и бескомпромиссно, сделал его одним из самых известных джазменов в мире, но этот же дух... пугает людей. Пугает в том смысле, что никогда не повторяющий самого себя, но осмотрительный и не торопящий события Редман всегда оказывается на полшага впереди традиционалистов и на полшага позади авангардистов джазового процесса. В последнее время он опять чуть-чуть сменил вектор своего движения. В составе его нового трио появился Хэммонд-орган и другие клавишные Сэма Яхеля и к нему вернулся игравший с ним раньше барабанщик Брайан Блейд.
Редман опять ушел в процесс поиска. Новый альбом, Elastic, звучит совсем не так, как предыдущий, Passage Of Time. Причем орган и клавиши не просто добавили электроники в саунд — в музыке стало больше того, что американцы называют грувом — мощного околофанкового ритма, повторяющихся фраз... Но при всем при том они играют вовсе не фанк. Редману удалось соединить свой фирменный импровизационно-свинговый стиль, положив его на современную электронную основу. Как сам он признается, "это определенно была самая сложная для меня задача... временами кажется, что мы играем одновременно фанк и свинг. Мне удалось вложить в музыку динамизм и одновременно гибкость. Мы вместе чувствуем, что она вдохновляет нас на коллективный поиск открытий, в некотором роде музыкальное приключение, которое мы совершаем каждый раз, когда выступаем. И уже в таком смысле практически нет разницы между этим моим проектом и предыдущими".
Музыкант все время подчеркивает, что джаз для него всегда — вызов, барьер, заглянув за который, он сразу же видит следующий. Но основа остается неизменной — честная логичная импровизация и ясная мелодия. Он говорит: "Можно, конечно, идти очень быстро вперед и вперед и не оглядываться совсем на то, что было раньше. Но тогда у слушателя рано или поздно возникнет ощущение, что он к этой музыке уже не имеет отношения. Ему просто станет тяжело и неинтересно это слушать. Поэтому джазмену нужно быть последовательным и обстоятельным".
Редман не сразу пришел к формату своего нового трио. Оно сложилось случайно, спонтанно, как бы подтверждая пословицу, что все хорошее приходит само собой. Сэм Яхель играл в нью-йоркских клубах с начала 90-х — у него были разные составы, но в последнее время он часто выступал с гитаристом Питером Бернстином и ударником Брайаном Блейдом. Один раз Питер заболел, и Сэм позвонил Редману, зная, что тот в городе и свободен. Джошуа пришел, попробовал поиграть один вечер и сразу понял, что это очень здорово. А после того, как Редман дошел до логического завершения своей работы с акустическим составом в альбоме Passage Of Time, он окончательно решил начать новую линию в своей музыке.
"Сэм часто прОсил меня написать что-нибудь для трио с органом. Я долго сопротивлялся, считая, что в этой стилистике я не готов сочинять но потом мне пришло в голову, как можно приспособить идеи и элементы, которые мне всегда нравились, к нашему составу. Я имею в виду влияние Weather Report, Джеймса Брауна, Масео Паркера, Earth Wind And Fire, Ареты Франклин, Джими Хендрикса и других... С Сэмом и Брайаном я не ощущал разрыва между ритмической основой и импровизацией. Нам удалось сочетать живость ритма, электрическую и акустическую звуковую палитру, композиционные и импровизационные элементы; мне думается, я достиг большей открытости в своей музыке и лучшего взаимодействия между партнерами, чем раньше".
Альбом Elastic тем не менее не угодил многим джазовым критикам: например в "Даун- бите" он получил только три с половиной звездочки, что совершенно несправедливо. Впрочем, Редману не привыкать к такому отношению и это его не очень волнует. Он сейчас достаточно известен, чтобы самому выбирать, в каких клубах или залах выступать, и, что любопытно, однозначно предпочитает небольшие помещения и так это объясняет: "Джаз — музыка тонкая и требующая такого же тонкого взаимодействия со слушателем. Я думаю, что зачастую большой зал, требующий мощного усиления и так далее, сам по себе мешает слушателям дойти до сути музыки. Понимаете, там теряются некоторые важные нюансы, детали, которые несут смысл джаза. Поэтому я очень люблю выступать в интимной обстановке, где есть прямой контакт с аудиторией — не только психологический и эмоциональный, но и чисто физический. Каждый вечер, когда я выхожу на сцену, я вижу и ощущаю новую публику и стараюсь рассказать новую историю — пусть и с тем же самым старым материалом".
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...