"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит недели в одиночках психиатрических клиник не для того, чтобы спасаться там от всяких давлений, которым он не в силах противостоять. В музыке Джонни желание всегда заслоняет наслаждение и отбрасывает его, потому" что желание заставляет идти вперед, искать, заранее отметая "легкие победы" традиционного джаза"
Хулио Кортасар. "Преследователь"
Количество легенд об этом человеке явно превышает все мыслимые пределы, и сегодня разобраться в том, где истина, а где выдумка, не так-то просто. Да, наверное, и не нужно. Не хочется еще раз копаться в деталях его биографии, сравнивать версии, находить правдоподобные объяснения... Пусть миф становится правдой, неважно, что там было на самом деле; вот и рассказ Кортасара добавил несколько ярких, хоть и не обязательно существовавших штрихов к этому портрету, Интересно другое. И современники, и потомки — все считали его гением, и вполне справедливо, но и те, и другие почему-то упрямо отказывали ему в праве оценивать самого себя: Мол, иrpaeт-то он как бог. но, беда какая, не всегда соображает, что он там такого наиграл, вот и выпендривается потом, кричит, что то это ему не нравится, то другое не нравится, требует уничтожить запись или по крайней мере не выпускать ее в свет...
Странно, но почему широкая публика и критика(да и другие джазмены в том числе) не желают признавать, что музыканту или его продюсеру все же виднее, которая его запись получилась лучше, а которая хуже? Два ярчайших примера — большие концерты Эллингтона и записи Чарли Паркера со струнными.
Дюк, как известно, считал оркестровые сюиты своим главным композиторским делом, частенько встречал огромное непонимание, но теперь-то мы видим, что он был глубоко прав. А вот с Пташкой и до сих пор, по-моему, не разобрались. Большинство упрямо именует его записи с симфоническим оркестром "коммерческими", "сладкими", "примитивными". Однако почему же сам Паркер так гордился ими, а до того с таким трудом уговаривал Нормана Гранца на продюсерство этих проектов?
У Чарли был, по свидетельству всех его знакомых, не только абсолютный слух, но и безупречный, причем очень современный вкус — он заслушивался Стравинским, Хиндемитом, Чарльзом Айвзом, пытался учиться у современных ему академических модернистских композиторов (таких, как Эдгар Варез и Стефан Вольпе), а что касается джаза, то ценил равно и Дюка Эллингтона, и Арта Тейтума, и Ленни Тристано — для него главным критерием был личный талант и оригинальность мышления, а не стиль. Да, Пташка был основным изобретателем бибопа, но он был бы в любом случае изобретателем чего угодно, если бы не был музыкантом — его мятущаяся натура просто не позволяла ему копировать что бы то ни было. И наркотики, и постоянные безумные эскапады, и бесчисленные женщины — все оттуда же, от неуемной страсти к жизни и от желания испытать все, ну абсолютно все, что только можно.
Сумасшедшая музыка Паркера исходила вовсе не из стремления "избавить джаз от однообразия и заигранных мотивов свинга", как пишет масса образованных критиков (иначе он бы не заслушивался ни Ходжесом, ни Эрлом Хайнсом) — это было неосознанное самовыражение гения, который всю свою изломанную, раздерганную, но цельную в этой непоследовательности натуру выплеснул в звуках, таких же изломанных, но не менее цельных. Бибоп Пташки — музыка сверхэмоциональная, выстраданная и ни в коем случае не выстроенная, как у большинства его подражателей, его пьесы — это чаще всего комок нервов, распутываемый в бешеном темпе и выплескивающийся из доломанного, существующего на последнем издыхании саксофона. Но порой у него наступали просветления, когда хотелось гармонии, умиротворения, ясности чувств. Вот тогда-то и родился замысел исполнить джазовые стандарты с аккомпанементом струнной группы.
А ведь все эти несколько десятков музыкантов нужны были только для того, чтобы оттенить и подчеркнуть по-настоящему изысканное мастерство Чарли — таким его больше никто нигде не слышал. Идеальные условия — квалифицированная мягкая звуковая подкладка под его альт и отсутствие конфликтной ситуации, в которую загоняли друг друга соревнующиеся на сцене импровизаторы, — способствовали тому, что Пташка исполнил "заигранные" стандарты одновременно с боповской энергией и с непревзойденным лиризмом. Можно понять его гордость — он сумел вырваться, хоть ненадолго, из заколдованного круга бешеных страстей и показал, что и в исполнении просто красивой музыки ему тоже почти не было равных. Саксофонные соло этих альбомов можно слушать до бесконечности — они душевны, человечны, ни капельки не слезливы и не расслабленны и предельно изобретательны в своей простоте.
Увы, пуристы от любого рода джаза непременно хотят быть святее Папы Римского и вместе с водой упрямо выплескивают ребенка. Господа, Чарли Паркер не был философом, как в рассказе Кортасара, но он не был и примитивным соревнователем, стремящимся всех "сдуть" со сцены своим альтом. Он был страшно одинок как в музыке, так и в жизни, но это его не озлобило — Пташка оставался большим, капризным донельзя, но добрым и отзывчивым ребенком. Наркотики и выпивка уводили его от одной реальности, где были проблемы и непонимание, но не от другой — от музыки он не удалялся никогда. Вообще Паркер представлял собой довольно странный тип наркомана — энергичного, живого, сделавшего для джаза так много, что и десятой доли было бы достаточно, чтобы войти в историю. А что касается собственно интересных историй, которых с ним случалось множество, так вот вам парочка из них.
Во время войны, когда были трудности с наймом приличной квартиры, Диззи Гиллеспи все же удалось найти не очень дорогие, но достаточно престижные апартаменты. Во избежание жалоб соседей он исключил домашние упражнения на трубе и занимался музыкой только в студии и в клубе. Но однажды в три часа ночи раздается звонок в его дверь. Диззи приоткрывает ее, держа на цепочке, а там стоит Пташка с саксофоном в руке.
— Открой, Диз, я кое-что придумал, и ты обязательно должен услышать...
Дело в том, что Гкллеспи регулярно записывал за Паркера придуманные им мелодии, когда у того самого не хватало на это терпения.
— Ну не сейчас, — умоляет Диззи. — Приходи утром, и я послушаю.
— Нет! — вопит Чарли.—Утром я могу забыть, мне это только что пришло в голову, впусти меня!
Из спальни доносится крик жены Гйллеспи: "Выгоняй его и иди спать!". Он послушно, но виновато захлопывает дверь перед носом у Паркера, но тот берет мундштук в рот и играет, стоя на лестничной площадке. А Диззи... хватает карандаш и записывает ноты прямо на двери, чтобы утром переписать их на бумагу.
Еще одну историю рассказывал Джеки Маклин, который одно время играл у Пташки: "Чарли имел обыкновение запускать руку к кому-нибудь в карман. Когда он проделал это со мной в первый раз, у меня в кармане было шесть долларов. Он взял себе четыре и спросил: "Тебе хватит на сегодня двух баксов?". Один мой знакомый, который присутствовал при этом, просто обалдел. Ну а я ответил, что, мол, хватит. Когда в следующий раз Паркер засунул руку в мой карман, я был на нуле и еще так подумал, что "грабителя" ждет неприятный сюрприз. Но оказалось, что он, наоборот, положил мне в карман десять долларов! Такой уж это был человек, и он вытворял подобные шутки со многими музыкантами. Вы никогда не могли быть уверены, положит ли он вам что-нибудь в карман или заберет из него".
С Пташкой и после его смерти продолжали и продолжают приключаться истории. В 1990 году, после выхода в свет фильма Клинта Иствуда о Паркере "The Bird", Рэд Родни, который играл в нем одну из ролей, как-то был атакован журналисткой из провинциальной американской газеты в штате Небраска. Она весьма подробно расспросила Рэда о его жизни, когда он родился, когда научился играть, что он ест на завтрак и прочую подобную чепуху, а в конце разговора скромно поблагодарила его и сказала: "Мистер Родни, если вам нетрудно, дайте мне домашний телефон мистера Чарльза Паркера...".
Ну что тут скажешь, его музыка ведь и впрямь жива, а значит, жив и он сам в нашей памяти — неукротимый и мятежный, со своим сто раз перезаложенным в ломбарде саксом, из которого он выдувал то ли джаз, то ли собственную жизнь...
Любая настоящая музыка – великое искусство, и чтобы постичь его, нужно уметь видеть (я не оговорилась, – именно видеть) не только звуки, но и сквозь них… Владимир Михнович-младший, интеллигент в энном поколении, рассказал мне, как удивительный мир ...
"...Он услышал вдали звуки ударных инструментов: basic- drum , барабан и тарелки, потом бас и фортепьяно, на трех тонах, и выводит такт монотонно, медленно, очень рит мично, в мягкой тональности. Потом, куда позднее, всту пил саксофон-альт, сперва ...
От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х ...
25 февраля 2004 на 78м году жизни скончался от рака известный и уважаемый чикагский саксофонист и вокалист Эй-Си Рид (A.C.Reed). Уроженец Миссури, он был покорен звучанием саксофона еще в раннем детстве, услышав в музыкальном автомате пластинку ...
Наш отечественный джаз понес невосполнимую утрату. Умер Станислав Григорьев — выдающийся музыкант, импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса. Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха — 24 апреля ...
По-разному складываются отношения с джазом у представителей многочисленного семейства музыкальных инструментов, начало которому положил в середине ХIХ века бельгийский мастер Адольф Сакс. Крайне редко доводиться публике видеть в действии ...
Контркультура для многих остается понятием, ограниченным вполне определенными временными, географическими, социальными, идейными и творческими рамками. Это времена хиппи, психоделической музыки, наркотических "путешествий" доктора Лири и невнятных ...
"Знаете, я хотел быть силой добра, выступать против сил зла. Сил, которые приносят людям и обществу в целом беду. А я стремился быть проводником всеобщего добра." Джон Колтрейн Океан громаден, многолик, изменчив. Трудно, практически невозможно, ...
То, что 77-летний Сонни Роллинс – живая легенда джаза, вряд ли кто-нибудь осмелится оспаривать. Но это эффектное определение вполне применимо и к человеку, давно превратившемуся в памятник своим прошлым достижениям. Совсем не то Роллинс ...
Намедни в новом джазовом клубе Carpe Diem выступал известный латвийский тенор-саксофонист Вилнис Кундратс. Более двух часов публика наслаждалась "вечнозеленой" классикой джаза и собственными композициями музыканта. ...По черно-белому "Рекорду" ...
...Сентябрь 2005-го. В рижском джаз-клубе "Гамлет" вспоминают Раймонда Раубишко - выдающегося джазмена, на самом взлете своего творчества ушедшего от нас пять лет назад. Жизнь музыканта оборвалась за несколько минут до выступления в "Диззи". "Боже, ...
21 января 1996 года в городке Дарриен, штат Коннектикут, после осложнений, вызванных неудачной операцией на колене, скончался Джерри Маллиген) — саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей джазового стиля "кул". Маллигену было 68 лет, ...