21 января 1996 года в городке Дарриен, штат Коннектикут, после осложнений, вызванных неудачной операцией на колене, скончался Джерри Маллиген) — саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей джазового стиля "кул". Маллигену было 68 лет, из них 52 он провел на сцене.
Внешняя, поддающаяся описанию сторона жизни Джеральда Джозефа Маллигена выглядит как-то слишком уж обыкновенно для джазмена его уровня. Родился в Нью-Йорке за год до начала Великой депрессии, в 7 лет выучился отличать сонату от фуги, — преподавательница была монашенка, сестра Винсента. Позже, подрабатывая после уроков, скопил денег сначала на кларнет (родители были довольны), а через пару лет — на тенор-саксофон (обратная реакция). Старшие Маллигены, ревностные католики, именовали джаз не иначе как "эта дьявольская музыка", а потому Джерри, едва окончив школу, из дому сбежал (после войны они жили в Филадельфии). Сбежал, правда, уже имея за плечами кое-какой опыт профессиональной работы — в 17 лет писал аранжировки для Джонни Уоррингтона (оркестр местного радио) и лето поработал в большом оркестре Алекса Барта в Атлантик-Сити.
Но непоседу Дж. Дж. соблазнял Нью-Йорк — не столько своими огнями, сколько слухами о богемной жизни тамошних музыкантов, о подпольных поэтах-битниках, издателях, публикующих запрещенные книги, а главное — о гениальных джазменах, держащих путь в неизвестное. Прописка в богеме, впрочем, стоила парню нескольких лет наркомании и малоромантической отсидки в тюрьме.
К началу 50-х, когда приверженцы свинга, диксиленда и бибопа (основные джазовые направления в то время) старательно молотили друг дружку, сражаясь за право быть внесенными в анналы джаза золотыми буквами (то есть, натурально, до драк доходило), стремительнонабрало силу четвертое направление, на короткий срок задвинувшее три предыдущих в пыльный угол. Оно отличалось уравновешенностью, самоуглубленной созерцательностью и даже некоторой интеллектуальностью. В противовес прежней, "горячей" в целом музыке, новоенаправление получило название "кул-джаз", т. е. "прохладный джаз". Сегодня критики признают этот термин неудачным, считая его не столько ответной реакцией на бибоп, сколько "продолжением тенденции, уже развивавшейся в джазе на протяжении предшествующего десятилетия". И этими словами рисуют точный музыкальный портрет Джерри Маллигена, практически не изменившийся до последних дней его жизни.
Действительно, "баритон-саксофонист № 1" никаких устоев особо не подрывал, идолов не ниспровергал, а если какую новацию и привнес, так это — соединил некую обобщенную "американскую джазовую традицию" с настроениями современной ему европейской музыки. "Разумеется, задумчивая, неторопливая манера игры встречалась и раньше, — писал музыковед Дж. Л. Коллиер в очерке "Становление джаза", — но спокойное созерцание прежде никогда не было превалирующим настроением. Гораздо чаще музыка выражала бурные страсти".
Кстати о бурных страстях. В джазе тех лет все еще царил "расизм наоборот": предполагалось, что белые джаз играть просто не могут, не умеют свинговать — за редким исключением. Вышло так, что Маллиген и его друзья Гил Эванс и Майлз Дэвис сделали большое дело, приоткрыв для белых музыкантов отдушину "прохладных импрессий" (и точно — большинство последователей "кула" оказались белыми).
Маллиген довольно скоро становится немыслимой звездой и создает свой знаменитый квартет без пианиста (он не соригинальничал, просто пианист однажды не пришел на репетицию, а Джерри решил, что так даже лучше). Он перебирается в Калифорнию, и его почитают там за гуру джазовой школы Западного побережья (West Coast Jazz), хотя Джерри всего лишь остался самим собой, продолжая играть мягко, неагрессивно и романтично.
Он записывает пластинки с великими: Монк, Уэбстер, Десмонд, Гетц, Ходжес, Симс... В 60-е создает большой, но не слишком популярный оркестр Concert Jazz Band, собирает квартет с тромбонистом Бобом Брукмайером, начинает выступать с Дэйвом Брубеком. В конце 70-х Маллиген, который всегда обожал сочинения Стравинского, Прокофьева и Бартока, играет с классическими симфоническими оркестрами, в 80-е появляется на европейских джазовых фестивалях в компании Лайонела Хэмптона, Ли Конитца и Эллы Фитцджеральд. Незадого до смерти концертировал во Франции с 87-летним скрипачом Стефаном Грапелли...
Полвека он творил историю джаза, творил ее напрямую, а теперь вот и сам принадлежит этой истории — Джерри Маллиген, играющий ныне в небесном оркестре, если, конечно, на небесах лиры и флейты уже не в ходу.
22 марта нынешнего года скончался прекрасный саксофонист, кларнетист, вокалист и поэт Рик Фэй. Его памяти посвящается этот короткий очерк. Как вы считаете, может ли джазмен, записавший 13 сольных альбомов, участвовавший в записи еще одиннадцати и ...
«...Ни белых мелодий нет, ни черных мелодий нет — есть только музыка, брат». (Ричард Рив, южноафриканский писатель) Разрешите предложить вашему вниманию для начала три длинные цитаты: " Многие не играют по-настоящему вместе, и ...
Владимир Чекасин родился в 1947 году в Свердловске (г.Екатеринбург, Россия). С шести лет играет на скрипке и фортепиано, с десяти лет - на кларнете. Только в последних классах музыкальной школы увлекся игрой на саксофоне. Закончил Свердловскую ...
Когда брежневский режим начал помаленьку выпускать за линию бдительного взора Карацупы и Джульбарса отщепенцев, остро желающих покинуть страну развитого социализма, люди искусства потянулись среди первых. Кто–то ехал в Израиль, кто–то — в Европу, ...
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...