Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь каждое имя или название не просто важно в контексте статьи. Оно еще и живо напоминает о временах, когда эти ласкавшие слух сочетания звуков с трудом пробивались к нам сквозь треск глушилок, когда с кучей ошибок мы выводили их на коробках с магнитофонными бобинами, когда, в редких случаях, мы со священным трепетом вертели в руках привезенные "оттуда" элпишники и добровольно (знала бы "англичанка"!) лазили по словарям, чтобы перевести хотя бы названия песен. Это были времена молодости и эти имена, как ни банально это звучит, дороги мне и сегодня, как память о тех поздних школьных и ранних студенческих годах.
И еще один повод для опасений: очень уж неудобна творческая биография моего героя для аккуратного раскладывания по стилистическим полочкам, очень уж свободен он от всех и всяческих рамок и ограничений. Он всегда играл то, что ему было интересно в данный момент, не оглядываясь на чужие мнения. А когда наступало пресыщение — просто не играл вообще. И по какому "ведомству" прикажете его записывать? И в джазе, и в роке, и в сфере world music он не чужой человек. Если говорить о рок- музыке — более, чем не чужой: его имя можно найти в любой более-менее солидной рок- энциклопедии. И в то же время ни в одном стиле он не стал до конца своим. И для издания с узко ортодоксальной редакционной политикой эта фигура может показаться утомительно пестрой.
И все-таки я пишу. Во-первых, этот материал предназначен для Jazz-Квадрата, который к вышеуказанным изданиям, слава Богу, не относится. Во-вторых, одним из основных направлений журнала является блюз, а именно с блюзом творчество этого музыканта связано особенно неразрывно. Более того, без его имени трудно себе представить историю британского блюза, поскольку ему довелось работать практически со всеми великими в этой сфере, да и его собственные заслуги в этой области музыки трудно переоценить. Наконец, именно сейчас возник прекрасный повод вспомнить этого музыканта: в сентябре Дику Хикстолл-Смиту исполняется 70! Он бодр, крепок, по-прежнему креативен, что доказывают его последние работы, да и чисто внешне он, по-моему, удивительно симпатичен — этакий британский старичок-боровичок Так что, happy birthday to you, Mr. Heckstall-Smith! Long live to blues, rock, jazz and any other kind of music!
Коль скоро Хикстолл-Смиту стукнет семьдесят, нетрудно догадаться, что родился он в 1934 году. Произошло это достославное событие 26 сентября в глухом провинциальном городке Ладлоу на реке Тим, недалеко от границы с Уэльсом (возможно, этим объясняется интерес к кельтской культуре, который Хикстолл-Смит проявил много лет спустя). Впрочем, тогда он хоть и был наречен Ричардом, а сокращенно — Диком, но Хикстолл-Смитом его еще не звали. Этот артистический псевдоним появился значительно позже, а настоящее имя музыканта — Ричард Мэлден (Richard Malden). Детство Дика не было безоблачным, он рос в тяжелые военные и послевоенные годы. Музыка завладела его воображением очень рано, причем музыка преимущественно американская — джаз и блюз. У мальчика обнаружился хороший слух, и с 1947 года он стал прилежно учиться игре на кларнете, хотя вскоре начал мечтать о другом инструменте - саксофоне.
В 15 лет его мечта исполнилась: отец отжалел приличную в те годы сумму в 25 фунтов и купил сыну альт-саксофон солидной марки Boosey & Hawkes. Дик продолжал занятия с удвоенной энергией, а вскоре получил дополнительный импульс в своей любви к джазу. На американских джазменов он смотрел тогда, как на богов, и можно только догадываться, какова была его радость, когда темнокожая одноклассница после концерта выдающегося американского джазового саксофониста Сиднея Беше познакомила их друг с другом. Как следствие, Мэлдену-папе пришлось выкладывать еще 10 фунтов уже на сопрано-саксофон. Впрочем, эти вложения давали ощутимую отдачу: Ричарда приняли в школьный джазовый оркестр, а через какое-то время стремительно прогрессирующий саксофонист даже возглавим Dartington School Jazz band. Вплоть до конца 1952 года Дик был бессменным бэнд-лидером в Дартингтон-Холле. В 1953 году он поступил в Sidney Sussex College в Кембридже; чтобы изучать сельское хозяйство, но, как вы понимаете, агрономом так и не стал.
Все три года пребывания в Кембридже он значительно больше времени уделял джазу — и преуспел в этом. Главными учителями, как он сам не раз признавался позже, для него были два знаменитых джазмена: Сидней Беше и Уорделл Грей. Его саксофонная техника игры во многом складывалась под влиянием этих мастеров. Дик играл в университетском джаз-оркестре и в 1955 году на общекембриджском джазовом конкурсе даже получил серебряный кубок за самое красивое соло. В 1956 году с University Jazz Band он ехал выступать в Швейцарию. Именно в этом туре для 22-летнего музыканта прозвучал первый тревожный звонок- боли в спине вынудили по возвращении с континента пройти обследование в больнице. Проблемы с позвоночником впоследствии будут преследовать его всю жизнь. Тем не менее, они не в силах помешать увлечению, которое постепенно стало главным делом его жизни. Летом, вместо изучения всхожести злаков где-нибудь на йоркширщине, он осваивал первые профессиональные ангажементы у знаменитого британского кларнетиста Сэнди Брауна, затем в квинтете Ронни Смита. Играть приходилось по восемь раз в неделю. Это был тяжелый, но необходимый опыт, который дал молодому музыканту уверенность в своих силах. Дик окончательно расстался с сельским хозяйством и стал профессиональным саксофонистом.
Почти год он играл в секстете Берта Кортли, в 1957 году работал с ансамблем Bob Wallis & The Storyville Jazzmen (где впервые встретился с будущим самым харизматичным ударником британского рока Джинджером Бейкером), какое-то время возглавлял собственный квинтет. Хикстолл-Смит выступил с National Youth Jazz Orchestra, объехал всю Европу и Израиль с американской балетной труппой Джерома Роббинса, участвовал в проектах Jazz & Poetry с участием таких поэтов, как Майк Горовиц и Пит Браун (будущий автор текстов для Cream стал близким другом Дика). Но джаз, как в новоорлеанском, так и в постбоповом варианте, не приносил Дику полного удовлетворения, его тянуло к более корневой музыке, и поэтому в 1962 году он с удовольствием принял приглашение Алексиса Корнера и присоединился к его Alexis Korner's Blues Incorporated.
62-й был знаковым годом. В том году известность Beatles начала выходить за пределы ливерпульских клубов и приобретать общенациональный характер, появился сингл Love Me Do. С другой стороны, в клубах Лондона густо заваривалась блюзовая каша, на которой, наряду с мерси-битом, выросла слава британского рока. И главным поваром, готовившим эту кашу, был Алексис Корнер. Шестью годами старший Дика, Корнер, британец с австрийскими и греческими корнями, родившийся в Париже и обожавший американский блюз, обладал неким особым магнетизмом, притягивавшим к нему будущих звезд. У Корнера к тому времени уже успели поиграть будущие "роллинги" Мик Джеггер и Чарли Уоттс (Mick Jagger, Charlie Watts), а также полузабытый ныне, но когда-то весьма известный гитарист и певец Лонг Джон Болдри (Long John Baldry).
Хикстолл-Смит пришел к Корнеру вместе с друзьями Джйнджером Бейкером и Джеком Брюсом (Ginger Baker, Jack Bruce), двумя третями будущей супер-группы Cream. В Blues Incorporated они встретились с пианистом Джонни Паркером (Johnny Parker) и блестящим вокалистом и гармошечником Сайрилом Дэвисом (Cyril Davies). Ансамбль играл вещи Мадди Уотерса, Вилли Диксона и других классиков американского блюза. Саксофон Хикстолл-Смита и губная гармоника Дэвиса великолепно оттеняли почти идеально "черный" голос Корнера, что можно услышать на альбоме года Rhythm & Blues From The Marquee и на последующих переизданиях. Правда, вскоре Дэвис ушел, чтобы основать собственный ансамбль Cyril Davies All Stars, а еще через два года — остаться легендой британской музыки, сгорев в 32 года от лейкемии. Его заменил в Blues Incorporated другой талантливейший музыкант, двумя годами младший Хикс- толл-Смита органист, саксофонист и певец Грэм Бонд (Graham Bond). Дик и Джинджер Бейкер особенно хорошо сыгрались с Грэмом, и в начале 1963 года они решили покинуть папашу Корнера, чтобы войти в основанный Бондом собственный коллектив.
Так возник ансамбль Graham Bond Organisation, в названии которого каламбурным образом был "спрятан" любимый инструмент лидера (как утверждает Хикстолл-Смит, идея названия принадлежала именно ему). Очень недолго в группе играл и юный гитарист Джон МакЛафлин, а когда Бейкер и Брюс ушли в Cream, Джинджера сменил за ударной установкой молодой, едва переваливший за двадцать лондонский барабанщик Джон Хайсмэн (Jon Hiseman), ранее работавший с Джорджи Фэймом. В музыкальном плане ансамбль быстро превратился в один из интереснейших на британской сцене. Бонд прекрасно играл на хэммонд-органе, а меллотрон ввел в музыкальную ткань композиций еще до Moody Blues. Сочные аранжировки классических блюзов, собственные композиции Бонда, не в последнюю очередь и саксофонные вставки Хикстолл-Смита сделали изданные Columbia альбомы The Sound Of 65 (1965) и There’s A Bond Between Us (1966) ярким событием середины 60-х. Но за эффектной внешней стороной скрывались серьезные трения внутри коллектива.
Бонд и Бейкер часто создавали проблемы для других участников группы. Хикстолл-Смит испытывал постоянный дискомфорт в связи с героиновыми эскападами, которые закатывали его коллеги, как во время концертных туров, так и при работе в студии. Кроме того, ему казалось малопривлекательным увлечение Грэма оккультизмом. Нараставший драматизм отношений мевду музыкантами не мог не привести к разрыву. В 1967 году группа распалась. Но нельзя не сказать несколько слов о дальнейшей судьбе Грэма Бонда. Драма, к сожалению, постепенно переросла в трагедию. Все углублявшаяся наркозависимость в конце концов бросила его в 1974 году под колеса поезда на одной из станций лондонского метро...
Но вернемся к герою нашего повествования. Хикстолл-Смит "трудоустроился" буквально через несколько дней после распада Graham Bond Organisation. На сей раз он пришел к другому великану британского блюза, Джону Мэйоллу. В тот период в John Mayall's Bluesbreakers играли такие заметные музыканты, как ударник Киф Хартли, тенор-саксофонист Крис Мерсер и гитарист МикТэйлор (будущий участник Rolling Stones). Какое-то время спустя на смену Хартли в группу пришел и старый приятель Дика Джон Хайсмэн. Мэйолл поддерживал тонус своего ансамбля интенсивной концертной деятельностью. Bluesbreakers в изматывающем ритме колесили по бесчисленным клубам и концертным залам, как в Британии, так и за ее пределами. Весьма удачными оказались и американские гастроли группы.
Надо сказать, что в тот период, как никогда до и после, звучание Bluesbreakers было близко к джазу, в значительной степени благодаря прекрасной духовой группе, в которую вместе с Хикстолл-Смитом входили Мерсер и трубач Лоутер. Пребывание Дика в Bluesbreakers отразилось в двух альбомах, выпущенных Decca в 1968 году: двойном диске Diary Of A Band Vol. 1 /2 и альбоме Bare Wires, который специалисты относят к числу самых сильных работ Мэйолла. Однако пребывание Хикстолл-Смита в Bluesbreakers оказалось сравнительно недолгим. Джон Мэйолл — сильный лидер с жестким и авторитарным характером. Его методы руководства ансамблем нравились не всем. Особенно возмущался свободолюбивый Хайсмэн, уговоривший Хикстолл-Смита оставить "монархию" Мэйолла и создать "демократическую республику" — новый ансамбль, основанный на принципах равенства всех участников, как в финансовом, так и в творческом плане, и предпочитающий музыкальные путешествия наркотическим.
Осенью 1968 года такая "республика" была создана. Она получила "древнеримское" название Colosseum ("Колизей").Наряду с Хайсмэном и Хикстолл-Смитом, в состав группы вошли басист Тони Ривз (Топу Reeves), клавишник Дэйв Гринслейд (Dave Greenslade) и найденный по объявлению в Melody Maker гитарист и певец Джеймс Литерлэнд (James Litherland). Надо сказать, что. несмотря на демократические идеи, в "республике Colosseum* восторжествовала явно президентская форма правления: руководящий "пост" занял Джон Хайсмэн. Проявились .в этом факте и особенности характера нашего героя: Хикстолл-Смит никогда не гонялся за лидерством, подобные амбиции ему были чужды. Дик ценил теплую атмосферу в коллективе, всегда был доброжелателен по отношению к коллегам, и может быть поэтому, у него всегда было и остается много друзей.
Первый альбом группы "Колизей" носил соответствующее "гладиаторское" название Those Who Are About To Die Salute You (английский перевод традиционного приветствия императору выходящих на арену бойцов). Записан он был всего за три дня, а вскоре, в том же 1969 году, последовал следующий диск — Valentyne Suite с длинной 20-минутной одноименной рок-сонатой. К моменту создания группы накопленный музыкантами, в первую очередь Диком и Джоном, творческий потенциал был настолько высок, что за один год Colosseum выдал два отличных альбома, сразу выдвинувших группу в число лидеров британского рока. А ведь это был конец 60-х, время мощного расцвета рок-музыки на Альбионе, когда почти одновременно заявил о себе целый ряд ярких, талантливых коллективов. При этом Colosseum предложил публике, пожалуй, наиболее интеллектуальный вариант рока. Во многом благодаря именно Дику Хикстолл-Смиту, блюз-рок от Colosseum был пропитан еще и джазовыми интонациями.
После успешных гастролей в США состав группы обновился и, кажется, стал еще сильнее. На смену Литерлэнду и Ривзу пришли Дэйв "Клем" Клемпсон (Dave "Clem" Clempson) и Марк Кларк (Mark Clarke), а главным вокалистом стал эффектный Крис Фэрлоу (Chris Farlowe). В новом составе группа записала свой третий студийный альбом Daughter Of Time (1970), а затем концертный 2LP Colosseum Live (1971), ставший одним из наиболее удачных в коммерческом отношении ее дисков (сам Хикстолл- Смит оценивал его невысоко). Летом 1971 года Colosseum вновь выступал в США вместе с Deep Purple (любопытно, что ревнивый Ян Пэйс, боясь конкуренции, настоял, чтобы Colosseum играл свой сет без традиционного соло Хайсмэна на ударных). А по возвращении в Англию неожиданно оказалось, что центробежные силы в ансамбле возобладали. Группа еще отыграла концерт в переполненном зале Royal Albert Hall и тихо распалась. Разошлись по-доброму, без скандалов, оставшись друзьями. Дик был поставлен перед необходимостью начинать сольную карьеру.
Собственно говоря, он и раньше не ограничивал свою деятельность рамками коллектива, в котором работал в данный момент, и частенько приходил на помощь друзьям в их сольных проектах. Так, к примеру, он играл на дебютном альбоме группы Chicken Shack, участвовал в записи альбомов Джека Брюса (с текстами песен Пита Брауна) Things We Like и Songs For A Taylor. Первый из этих дисков он по сей день относит "...к числу немногих, которые я люблю слушать и сегодня". В новой ситуации его отзывчивость и контактный характер сослужили хорошую службу. Уже в 1972 году на лэйбле Bronze вышел А Stoгу Ended, первый диск, на обложке которого имелась надпись Dick Heckstall-Smith. Он был собран из неизданных наработок Colosseum и новых композиций, написанных в содружестве с Питом Брауном. Продюсером альбома выступил Джон Хайсмэн, а в записи приняло участие множество друзей Дика, из Colosseum и вне его, даже Грэм Бонд еще успел отметиться в этом проекте. Из музыкантов, участвовавших в нем, Дик сформировал Dick Heckstall-Smith Band.
После неудачи с привлечением к сотрудничеству Джона Бонэма из Led Zeppelin, в эту его группу вошли Джеймс Литерлэнд, басист Билли Смит, ударник Тео Тандер и органист Дэвид Роуз. Группа объездила с концертным туром Англию и ФРГ, под названием Manchild шесть недель выступала в Штатах вместе с Fleetwood Mac и Deep Purple, и в начале 1973 года уже начала готовиться к записи альбома из собственных композиций. Но тут спина Дика вновь напомнила о себе.
И более, чем серьезно. Как вспоминал впоследствии сам Дик три месяца он вообще не мог двигаться, шесть месяцев провел в почти полной неподвижности. Арт Тимен (Art Themen), друг и бывший соученик Дика по Кембриджу, джазмен-любитель и хирург-ортопед по профессии, постепенно поставил его на ноги. Но болезнь сыграла странную шутку с музыкантом Хикстолл- Смитом. Он пересмотрел многое в своих взглядах на жизнь, и на какое-то время для музыки в его мире места больше не нашлось Три года Дик не притрагивался к саксофону и почти восемь лет не выступал в качестве музыканта-профессионала. В почти сорок лет он решил, что слишком мало знает о мире вокруг себя и... вновь сел на студенческую скамью.
Известно очень много недоучившихся или уже начавших профессиональную деятельность архитекторов, врачей, инженеров, которые стали музыкантами — в области джаза, рока, поп-музыки. Но обратный процесс? Аналогов этому факту из биографии Хикстолл- Смита я просто не знаю. Предоставим слово самому Дику (цитата из интервью 1993 года): "Я ничего не знал о мире вокруг. Все, что я знал, касалось только музыки... И я решил, что мне надо отправляться в колледж, — мне тогда было почти сорок — я выбрал для изучения социальные науки: социологию, социальные теории, антропологию и тому подобные вещи. Все это меня чрезвычайно интересовало, мне хотелось узнать о них побольше".
И студент Хикстолл-Смит принялся грызть гранит науки, перевернул горы книг, труды Маркса и работы по истории русских революций заняли равноправное место на его книжных полках рядом с музыкальной литературой. В результате он был удостоен степени доктора философии. Более того, после защиты, в возрасте 43-х лет, он получил лестное предложение из Лондонской школы экономики и какое-то время проработал там по новой специальности.
Однако постепенно, исподволь, музыка начала возвращать себе свое место в сознании нашего героя. Сначала это были эпизодические "выходы в люди" — вроде участия вместе с Артом Тименом в праздновании 50-летия Алексиса Корнера, ознаменованного выпуском альбома Party Album. Затем начались периодические выступления с полупрофессиональным квартетом Big Chiff, а в 80-е годы Хикстолл-Смит окончательно вернулся к карьере музыканта.
Список его работ в 80-е и в начале 90-х годов слишком длинен и пестр, чтобы приводить его целиком. Создается впечатление, что, участвуя в самых разных проектах, он стремился наверстать упущенное за годы разрыва с музыкой. С 1981 по 1983 год Дик регулярно участвовал в ежегодных европейских турах легендарного американца Бо Дидли (Во Diddley), и его можно услышать на альбоме Неу...Во Diddley in Concert (1983), записанном во время одного из этих туров. Он играл и с немецким секстетом Майка Рейнхардта, и с африканским ансамблем Julian Bahula's Electric Dream. Несмотря на всю эту бурную деятельность, только в 1991 году, через 18 лет после первого альбома, появляется второй диск, подписанный его собственным именем: Where One Is. Хикстолл-Смит записал его с музыкантами своего постоянного в те годы состава: гитаристом Аланом Уиксом (Alan Weekes), басистом Айком Лео (Ike Leo) и пианистом Дэйвом Муром (Dave Moore). Выдержанный в рамках джаз-рока, альбом был составлен из ритмичных, легко "ложащихся на ухо" композиций, в очередной раз удививших поклонников Хикстолл-Смита своей непохожестью на его прежнее творчество.
Вся эта кипучая деятельность была внезапно прервана 5 февраля 1992 года. Один за другим последовало два тяжелейших инсульта. Дик шесть дней пролежал в реанимации, а когда жизнь его оказалась вне опасности, выяснилось, что у него отнялась речь. Учиться говорить пришлось заново. Искусство врачей и упорство пациента сделали свое дело: Хикстолл-Смит поправился и довольно быстро. Для восстановления речи Дик применял методику, основанную на простейших детских стишках, считалках и т. д. Чуть искаженной фразой из одного такого стишка — Birds In Widness — Хикстолл-Смит назвал первый альбом, записанный им после выздоровления в 1993 году в дуэте с барабанщиком Джоном Стивенсом (John Stevens). Это своеобразный звуковой дневник, в котором автор отразил постигшую его трагедию: рассыпавшаяся на отдельные атомы — составляющие речь при полностью нормально функционирующем сознании. Наиболее уместным Дику показался здесь фри-джазовый диалог саксофона и ударных; мне, к сожалению, не пришлось услышать этот диск, а жаль: это удивительный документ, как в творческом, так и чисто в человеческом плане.
Годом спустя произошло событие, очень приятное для старых поклонников Colosseum: группа возродилась в своем лучшем составе 1971 года: Хайсмэн, Хикстолл-Смит, Гринслэйд, Клемпсон, Кларк и Фарлоу. С середины лета и почти до конца осени 1994 года воскресший из пепла, как феникс, новый Colosseum выступал в Южной Германии, где и был записан концертный альбом The Reunion Concerts (1995). К его выходу старые друзья приурочили и специальный концертный тур по Европе. Забегая вперед, скажем, что в 1997 году появился и первый студийный альбом возрожденного коллектива — Bread & Circuses, для которого ряд композиций сочинил и Дик Хикстолл-Смит.
Но еще до этого на лейбле 33 Records увидел свет его третий сольный альбом — Celtic Steppes (1996), на котором стоит остановиться подробнее. При всем разнообразии и непохожести друг на друга разных проектов Хикстолл-Смита, этот диск стоит все же особняком. В строгую, почти академическую форму с очень тонкими вкраплениями фольклорных мотивов Дик вложил свои размышления о трех с половиной тысячах лет истории кельтов, аборигенов Британских островов. Сочинение разделено на три части, в которых, чередуясь, звучат три музыкальные темы, отображающие историю кельтской цивилизации. Продюсировал этот эпический проект Пит Браун, а в записи участвовало два десятка музыкантов. Шеф лэйбла Пол Джолли прислал этот диск в нашу редакцию, когда "Jazz- Квадрат" только готовился к выходу, и рецензия на Celtic Steppes, написанная Д.Ковалевым, появилась в самом первом номере журнала — № 1 /97.
До сих пор помню сильное впечатление, которое произвело на меня это сложное и глубокое произведение. Впрочем, сам Дик, человек не склонный к сентиментальности, комментировал позже этот проект довольно лаконично: "Крутые рецензии и низкий уровень продаж".
Повторюсь, что рассказать обо всех проектах Хикстолл- Смита даже в рамках этой немаленькой статьи нет решительно никакой возможности, хотя среди десятков его старых и новых партнеров всплывают любопытнейшие имена, вроде сверкавшего в далеком 1970 году Эдгара Брофтона (Edgar Broughton). Но блюз был и остается все же одной из самых главных сфер приложения его творческих сил. Уже почти полтора десятка лет существует ансамбль Hamburg Blues Band, состоящий из британских и немецких музыкантов, самой яркой звездой которого является Дик Хикстолл-Смит. За эти годы ансамбль стал одним из лучших блюз-роковых коллективов Европы. На счету Hamburg Blues Band на сегодня три альбома, последний из которых, "Rollin'", увидел свет в 1999 году. Много песен для этого состава написал Пит Браун, старый друг Дика. В последние годы сотрудничать с ансамблем стал и памятный любителям рока со стажем вокалист и гитарист Майк Харрисон (Mike Harrison), бывший лидер группы Spooky Tooth.
А в 2001 году появился замечательный альбом Blues And Beyond, на обложке которого стоит очень точное по сути своей обозначение авторов и исполнителей музыки: Dick Heckstall-Smith And Friends. Это действительно альбом, который сделали друзья: поседевшие и полысевшие, но по-прежнему полные энергии и объединенные любовью к блюзу. Качество музыки — высочайшее, не зря диск был номинирован в Штатах на премию имени Хэнди, высшую награду в блюзе, в категории Best Blues Comeback Album. От списка имен музыкантов, участвовавших в этом проекте, просто захватывает дух: тут и Джон Мэйолл, и Джек Брюс, и Пит Браун, и Мик Тэйлор (Rolling Stones), и Питер Грин (Fleetwood Mac), и Джон Хайсмэн, и Клем Клемпсон. Ну и, конечно, он — человек, объединивший всех этих очень разных, очень именитых и очень талантливых людей: Дик Хикстолл-Смит.
Что он делает сегодня, накануне своего семидесятилетия? Работает, работает, как всегда. Как сам признавался в одном из интервью, отдыхать он не любит и не очень умеет. Уже родился новый альбом Colosseum — Tomorrow's Blues, в работе новый альбом Hamburg Blues Band, вторым изданием вышла в начале этого года книга мемуаров Дика The Safest Place In The World — A Personal History Of British Rhythm & Blues. Впервые она увидела свет в 1989 году в лондонском издательстве Quartet Books. Это действительно очень личный взгляд на историю британского ритм-энд-блюза. И, безусловно, более чем компетентный! Это взгляд человека, который полвека является активным действующим лицом на британской музыкальной сцене. Всей своей творческой жизнью Хикстолл-Смит доказывает, что для большого таланта все стилистические границы относительны. Шекспировский
Гамлет сетовал на то, что порвалась связь времен. Дик Хикстолл-Смит — уникальный символ их неразрывности в британской музыке.
Чисто внешне он больше всего напоминает оперного певца. Наверняка я не слишком оригинален в этом сравнении. На подобные ассоциации работает слишком многое: и приличный рост в сочетании с фактурной фигурой, и элегантная бородка, и, наконец, ...
Давно и не мной замечено: время не всегда течет равномерно. Порой оно, кажется, вовсе прекращает свой бег. Год идет за годом, года выстраиваются в десятилетия, а вокруг ничего не меняется – так, мелкая суета, топтание на месте, броуновское ...
Только было начавшие затихать разговоры о Годе джаза после его эффектного начала в апреле, вновь разгорелись с новой силой. Шутка ли – на сей раз армянских любителей джаза ждала встреча с одним из корифеев джаза и лучших саксофонистов своего ...
Этот материал зрел долго. За десять лет существования журнала более полутора десятка альбомов Карло Актиса Дато, записанных в тех или иных форматах, прошло на страницах наших CD-Обзоров – больше, чем какого-либо иного музыканта. Я и сам ...
Любая настоящая музыка – великое искусство, и чтобы постичь его, нужно уметь видеть (я не оговорилась, – именно видеть) не только звуки, но и сквозь них… Владимир Михнович-младший, интеллигент в энном поколении, рассказал мне, как удивительный мир ...
"...Он услышал вдали звуки ударных инструментов: basic- drum , барабан и тарелки, потом бас и фортепьяно, на трех тонах, и выводит такт монотонно, медленно, очень рит мично, в мягкой тональности. Потом, куда позднее, всту пил саксофон-альт, сперва ...
От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х ...
25 февраля 2004 на 78м году жизни скончался от рака известный и уважаемый чикагский саксофонист и вокалист Эй-Си Рид (A.C.Reed). Уроженец Миссури, он был покорен звучанием саксофона еще в раннем детстве, услышав в музыкальном автомате пластинку ...
Наш отечественный джаз понес невосполнимую утрату. Умер Станислав Григорьев — выдающийся музыкант, импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса. Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха — 24 апреля ...
По-разному складываются отношения с джазом у представителей многочисленного семейства музыкальных инструментов, начало которому положил в середине ХIХ века бельгийский мастер Адольф Сакс. Крайне редко доводиться публике видеть в действии ...
Контркультура для многих остается понятием, ограниченным вполне определенными временными, географическими, социальными, идейными и творческими рамками. Это времена хиппи, психоделической музыки, наркотических "путешествий" доктора Лири и невнятных ...
"Знаете, я хотел быть силой добра, выступать против сил зла. Сил, которые приносят людям и обществу в целом беду. А я стремился быть проводником всеобщего добра." Джон Колтрейн Океан громаден, многолик, изменчив. Трудно, практически невозможно, ...