Владимир Чекасин - ансамбль песни и пляски имени себя..
07.05.1999
Владимир Чекасин родился в 1947 году в Свердловске (г.Екатеринбург, Россия). С шести лет играет на скрипке и фортепиано, с десяти лет - на кларнете. Только в последних классах музыкальной школы увлекся игрой на саксофоне. Закончил Свердловскую консерваторию по классу кларнета; там же начал серьезно заниматься композицией. В 1971 году вместе с Ганелиным и Тарасовым образовал легендарное трио "ГТЧ", просуществовавшее до 1986 года.В 1975 году началась карьера Чекасина-музыкального педагога. Он преподавал в специальной музыкальной школе им. Дварионаса (Вильнюс) и вильнюсской консерватории (Литовская академия музыки). Cреди его выпускников такие известные литовские джазовые музыканты, как Пятрас Вишняускас, Витаутас Лабутис, Неда Малунавичюте...С 1975 года пишет музыку для кино и театра. В 1990 году фильм Павла Лунгина "Такси блюз", музыку для которого написал Чекасин, получил Гран-при Каннского фестиваля. Музыка Чекасина к фильму "Болеро" была отмечена призом на фестивале "Пост-Монтре'92" в Санкт-Петербурге.Чекасин - мультиинструменталист: он в совершенстве владеет игрой на саксофоне, кларнете, флейте, фаготе. Играет на скрипке, барабанах, клавишных.
Владимир Чекасин... Я помню его музыку с детства... Сначала это была заигранная пластинка "ГТЧ". Потом - "Такси блюз". Вернее, тот самый блюз из "Такси...". Помню какие-то высказывания о Чекасине из интервью с Молокоедовым и Тарасовым, прочитанные мною в латвийской газете "Бизнес Балтия". Эти обрывочные нотки, такты о Чекасине, что долетали до меня - жительницы Беларуси 90-х годов - из ставшей "ближним зарубежьем" Прибалтики, повлияли на сложившийся образ: человек-легенда. Никогда не думала, что в реальной жизни с благодарностью пожму ему руку...
Мы познакомились весной 1998 года на джаз-фестивале в Бирштонасе, где мне впервые посчастливилось услышать живую музыку Чекасина, окунуться в сценическое шоу его мыслей. Наконец, разглядеть своего кумира в предконцертной толчее публики в холле зала. Ему всегда удается оставаться одним среди многих. Он - единственный экземпляр. Думаю, ни природе, ни самому Владимиру Николаевичу никогда не удастся повторить этот импровизационный феномен по имени Чекасин.
Перед концертом Владимира Чекасина в рамках фестиваля "Вильнюс Джаз'98" редакция "Джаз-квадрата" запланировала разговор с Владимиром Николаевичем о его новом музыкальном проекте. После концерта - я твердо осознала: говорить с самим Чекасиным о его музыке - глупо. Ее надо слушать. Говорить с Чекасиным о нем самом?..
На фестивальную сцену Вильнюса в октябре 1998 года Владимир Чекасин вывел все три поколения своих учеников. Четвертое поколение находилось по другую сторону сцены: литовская джазовая публика, взращенная на чекасинских джазовых экспериментах. С первым тактом музыки все живые и неживые предметы, находившиеся в это время в пространстве, ограниченном стенами концертного зала, так или иначе стали соучастниками "Импровизации мутации" - очередного яркого чекасинского музыкального "творческого маразма". Нет, не стоит говорить с Чекасиным о его музыке. Лучше говорить о Чекасине с его соратниками и учениками.
По окончании концерта всем основным участникам чекасинского "Ансамбля песни и пляски имени себя", за малым, но очень ценным исключением (очень жаль, что не удалось поговорить с Недой - флейтисткой и вокалисткой, и саксофонистом Пятрасом Вишняускасом - одними из самых ярких плодов педагогических стараний Чекасина), я задала один и тот же вопрос: "Кто для Вас Владимир Чекасин?".
Витаутас Лабутис - саксофон. (Еще во время учебы в вильнюсской консерватории (Литовская музыкальная академия) познакомился с Чекасиным, который в то время руководил студенческим биг-бэндом. Вместе с квартетом Чекасина принимал участие в записи музыки к фильму "Такси блюз".)
- Это гениальный человек. И для всех музыкантов поколения младше его он учитель в прямом и переносном смысле.
Его имя всегда на устах, настолько он яркая личность. Его мировоззрение во много раз шире рамок джаза. Можно сказать, что он поэт-философ музыки. Нет, даже не музыки. Шире... Ведь если сказать, что Чекасин - джазовый музыкант, - это неправда. Никакой не музыкант! Больше, гораздо больше! Достаточно с ним познакомиться, наблюдать его в течение пяти минут, и уже ясно, что вы общаетесь с Чекасиным и другого такого нет на свете. Чекасин - это просто Чекасин!
Леонид Шинкаренко -бас-гитара. (Знаком с Чекасиным с 70-ых годов, когда начинал играть джаз в ночном вильнюсском ресторане "Saltinelio". Под руководством Чекасина играл в биг-бэнде вильнюсской консерватории.)
- Чекасин для меня в первую очередь - Учитель. Все, чего я добился в музыке, - только благодаря этому человеку. Его музыка (как он сам недавно выразился - образно говоря "творческий маразм") помогла мне понять всю остальную музыку. Чекасин-человек и Чекасин-музыкант для меня - неотъемлемые понятия. Я его знаю уже 28 лет, за эти годы я хорошо узнал его как музыканта, но до конца - как человека, - наверное, никогда не узнаю. Он очень сложная личность. В различных ситуациях я видел его неадекватные действия. Я видел его потерянным как человека. Хотя Чекасин как музыкант никогда не теряется. В этом смысле он всегда "вампирный лидер"!
Нынешний фестивальный концерт Чекасина был своеобразной игрой в моцертианство. Вдруг на сцене мне стрельнула в голову такая мысль: не реквием ли он себе играет? Мне стало не по себе, я испугался. Вдруг стало очень страшно...
Гядиминас Лауринавичус - ударные. (Начал играть джаз в биг-бэнде под управлением Чекасина в вильнюсской консерватории. Играл джаз в ресторане "Saltinelio". В 1981-1984 - участник первоначально квартета, а затем секстета Чекасина.)
- Чекасин - мой учитель. Он учил меня играть на барабанах. Хотя сам все время считался саксофонистом. Когда-то он очень просто объяснил мне: "Смотри, Гядиминас: тарелки - это скрипки, большой барабан - контрабас, литавры - тамтам. Пойми, в твоих руках целый симфонический оркестр. Вперед!"
Его музыка - это образ жизни. В данное время - уже и мой образ жизни. Чекасин всегда очень четко знает, что ему надо от музыканта. Пока ты не поймешь его язык, приходится трудно. На концерте все меняется в любую секунду в зависимости от ситуации и его настроения. Я работаю с Чекасиным уже более 20 лет. Все эти годы он для меня - Вопросительный Знак.
Скирмантас Саснаускас - тромбон. (Во время учебы в Литовской академии музыки играл в составе биг-бэнда под управлением Чекасина.)
- Для меня Чекасин - это музыкант, ставший чем-то вроде символа нашего времени. Уже более 20 лет его творчество присутствует в литовской культуре. Все эти годы он был значимой фигурой. Он многих литовцев обучил не только игре, но и джазовому мышлению. У Чекасина глобальный подход к музыке, не привязанный к географии. У него синтетическое мышление. В любом месте планеты он в состоянии собрать вокруг себя музыкантов и сделать с ними интересный проект. Стиль его музыки от этого не изменится. Кажется: музыканты меняются, а стиль Чекасина - нет.
Я могу назвать его своим учителем. Хотя никогда не был непосредственно его учеником, но всегда с большим интересом смотрел на то, что делает Чекасин. У меня был период в жизни, когда я очень интересовался только народной литовской музыкой. Чекасин помог мне расширить музыкальные горизонты и не отказываться от многого во имя чего-то одного.
Фестивальный концерт ("Ансамбль песни и пляски имени себя. Импровизация мутации") Чекасину как всегда удалось превратить в шоу, праздник. Я счастлив, что был одним из его участников, и всем сердцем старался, чтобы этот праздник удался!
Валериус Рамошка - труба, флюгельгорн. (На сегодняшний день, пожалуй, это самый перспективный и известный литовский трубач. Играет в составе "Dainius Pulauskas Sextet" и других проектах.)
- Я не так часто имел удовольствие играть вместе с Чекасиным. Я, так сказать, его ученик "второй волны". Я учился у его первых студентов, поколения Лабутиса и Вишняускаса. И влияние Чекасина на меня передалось через них. Как музыканта и композитора я считаю Чекасина великим человеком нашего времени. Очень умным человеком в музыке. В музыкальном плане он - голова.
После каждого совместного с ним концерта самое большое впечатление у меня остается от самого Чекасина, от его умения владеть ситуацией и кардинально изменить ее направление за считанные секунды. В то же время он человек, который реально смотрит на этот мир и знает, кто на что способен. Он никогда не потребует от тебя в экстремальной ситуации (на концертной сцене) больше, чем ты можешь...
Чекасин как-то сказал: "Меня терзают!.." А я вот думаю: его невозможно растерзать!
Дайниус Пулаускас - клавишные, композиция. (Идеолог, лидер и автор композиций популярного в Литве "Dainius Pulauskas Sextet".)
- Для меня Чекасин прежде всего очень большой авторитет в музыке. Мне всякий раз очень приятно вместе с ним играть, потому что каждый раз он преподносит публике и музыкантам много сюрпризов. Таким был и этот концерт: удивительный синтез балета и сценографии плюс соло музыкантов и звучание биг-бэнда. В этом живом синтезе весь Чекасин.
Могу сказать, что именно Чекасин дал для моей музыки много смелости для синтеза разнородных стилей - джаза, рока, классики. Если одним предложением охарактеризовать этого человека, то я бы выразился так: Чекасин - отец литовского джаза.
Олег Молокоедов - клавишные, композиция. (С Чекасиным работает с 1970 года. С тех пор - постоянный участник практически всех музыкальных проектов Чекасина.)
- Я самый необъективный человек для оценки Чекасина, потому как столько лет работаю вместе с ним. Для того, чтобы что-то сказать о его музыке, нужно писать книгу. Чекасин, как бы мимоходом, создал огромную школу. Но я не его ученик - мы сотрудничали на равных. Я назвал бы себя его соратником.
Это очень большой художник. Не знаю здесь в Литве такого человека, на которого бы Чекасин не повлиял как музыкант. Любой человек искусства находится в сфере влияния великих людей искусства. И сам Чекасин тоже. Например, один из постоянных авторов журнала "Даун бит" назвал Чекасина "лучшим саксофонистом планеты". Хотя Чекасин скорее "эксклюзивно известен": те, кто его слышал, - им восхищаются. Он эдакий "местный гений". Еще Чекасин напоминает мне Владимира Ильича Ленина: тот 24 часа в сутки занимался революцией, а Чекасин - музыкой. Он настоящий анахорет. Влияние Чекасина проявляется тогда, когда он поглощает вокруг себя личности. Он своеобразный диктатор. Диктатор, который видит, что перед ним или кто ты такой. Причем сразу же, после краткого общения, он уже знает все твои слабости и достоинства. И всегда позволит тебе сказать то, что ты можешь сказать. И "замажет" твои недостатки. Это его талант как педагога. Вот почему всегда детские оркестры Чекасина так звучат! У него все дети играют блестяще. Он педагог гениальный, с великим даром!
Аушрине Стундите - вокал. (Молодая представительница третьего поколения учеников Чекасина.)
- Чекасин - гений. Его очень трудно объяснить словами... От него исходит очень большая личностная энергия. И этим он помогает человеку ощутить свободу, исходящую из тебя самого. Это очень трудно сделать самостоятельно, не каждому это удается. И Чекасин очень помогает в этих поисках свободы внутри себя самого. Он очень адекватно оценивает возможности каждого человека и никогда не будет желать больше, чем ты можешь дать. Если он от меня чего-то требует, значит, я могу это сделать. Пусть с каждого его концерта я ухожу как выжатая: я отдаю все, что имею! Но это все же очень приятное чувство...
Владимир Чекасин:
- Владимир Николаевич, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: кто для Вас Чекасин?
- Я его не знаю.
- Неужели Вы с ним не знакомы?
- Нет, кажется. А кто он?
- Очень интересный музыкант.
- Он еще и музыку пишет? Никогда не слышал!
- А мне кажется, я видела Вас вчера на концерте Чекасина?
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских ...
Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, ...
«...Говорят: он иноходью скачет, это значит — иначе, чем все.» (Вл. Высоцкий, «Бег иноходца») Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей ...
В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его ...
Владимира Петровича Резицкого я увидел и услышал впервые в 1980 году. Концерт его группы "Архангельск" состоялся в каком-то новом московском залe, кажется, в концертном зале Олимпийской деревни. Это была первая новоджазовая группа, которую мне ...