Владимир Чекасин - Маэстро Чекасин: Технология выразительности
22.12.2012
Уважаемые читатели! Владимиру Чекасину — легендарному джазовому саксофонисту, композитору, педагогу, режиссеру в феврале 2007 года исполняется 60 лет. Яркие, почти невероятные по событийности и значению факты его творческой биографии, связанные с участием в трио ГТЧ, давно принадлежат истории джаза, но жизнь продолжается. Мне посчастливилось быть свидетелем всех его московских проектов на сценических площадках, в театре и кино за последние шесть или семь лет и лично общаться с ним. Чекасин уникален во всех своих проявлениях. Почему так? Где, в чем истоки его неповторимой личности? Надеюсь, написанное мной в какой-то мере послужит ответом на эти вопросы. Впервые этот материал был опубликован в одном из октябрьских номеров "Полного джаза" на портале Джаз.Ру. Предлагаемая сегодня, несколько измененная редакция предназначена для читателей Jazz-Квадрата.
С уважением Татьяна Королева.
Что ответить на вопрос тех, кто не знает Чекасина, не знает, кто такой Чекасин?!
О-о! Это — Звезда! Звезди- ща!.. Это отдельная планета!
В двух словах о нем не скажешь. Он отличается от всех. Он весь за рамками, вне мэйнстримов. Нет! Лучше лично увидеть, услышать, убедиться, составить представление.
Сходите в ЦДХ! Маэстро время от времени приезжает в Москву откуда-то из Европы с очередной фантазией к сериалу "Чекасин и гости". Гости (и какие!) меняются, Чекасин, признанный и опальный, вечен!
Сейчас его имя не так резонирует, как в годы триумфа Г- Т-Ч, но массы не теряет и возникает, как бы, само собой, невзначай, независимо от авторов и собеседников в передачах, публикациях, разговорах о джазе эталоном наивысшего профессионализма.
Однако, на рекламных щитах, пестреющих вдоль оживленных магистралей, вы не отыщете ни его имени, ни изображения. А вот на афишной тумбе у метро "Октябрьская" периодически появляются (и тут же заклеиваются) небольшие чернобелые сообщения о чекасинских шоу. Такие же объявленьица вывешиваются и у входа в ЦДХ. И зрители собираются...
Маэстро неуловимо материализуется на темной сцене, идет к микрофонам, будто не замечая зрителей. Но публика не пропускает этого момента и реагирует на его выход особыми аплодисментами: видим, ценим, ждем!
И вот зал стихает и слушает, как Владимир Николаевич, пробуя саунд, мягко артикулирует в микрофоны на авансцене: "Айн, цвай, драй!.. Цып-Цып!.. Прыг-прыг!.. Это такая... интерлюдия! В монитор добавьте!.."
Уже дан свет к началу, и опыленный блестками боди-арта прошлых представлений удобный наряд Маэстро тихо мерцает... Шоу началось...
Редко кто испытывает от выступлений Чекасина одно сплошное удовольствие. Нормально почувствовать раздражение от шуршания полиэтилена, окутывающего сцену, или многократного повтора какого-либо текста или неожиданных завываний оперной певицы прямо из соседнего с вашим кресла зрительного зала, или странных, мешающих восприятию музыки появлений столь любимого Чекасиным "балета" в фосфоресцирующей раскраске по живому телу. Не пытайтесь также понять, что показывают на экране, когда эти "пигмалионши" разрисовывают обнаженный торс Маэстро то ли пеной для бритья, то ли взбитыми сливками.
Не это главное!
У многих возникало желание что-то изменить, отредактировать, отрежиссировать в чекасинских проектах.
Напрасные старания!
Он абсолютно стихиен, не подвластен ничьей воле и бесконечно уверен в своих творениях.
Если когда-нибудь он волновался на сцене или за кулисами, то никто этого не видел.
Наоборот, чем ответственней площадка, чем больше зрителей в зале, чем сложнее замысел, то бишь "структура", то бишь форма, чем больше препятствий для ее "оживления. тем невероятней и хулиганистей его фантазия, тем больше удовольствия от выступления получает он и, конечно же, зрители.
Как бы, бы ни развивалось действие, среди неописуемыхi метаморфоз, импровизаций, скэтов, перекличек и чего-то еще, бесконечно инициируемого Чекасиным, вдруг наступает минута, когда он, весь в дыму, в лучах, по- хожий на инопланетянина, в стойке, подняв сопрано на манер горна, вдруг заиграет нежную и грустную тему, и зрители со склонов амфитеатра будут с одинако- выражением лиц смотреть на сцену, как на пламя ночного костра...
При всем многообразии проявлений чекасинского таланта, пожалуй, ценнее всего эти его лирические "состояния", когда саксофон звучит так неописуемо, так волшебно, что исчезает желание критиковать, думать и анализировать, остается лишь способность чувствовать и наслаждаться!
Неповторимый миг творчества, зэфиксированный лишь памятьюI присутствующих. А Чекасин резюмирует: "Вот такие нестандартные стандарты!"
Однажды, в передаче на "Эхо Москвы" ' между Чекасиным и ведуцим состоялся диалог:
Чекасин: Вся музыка делится на два вида — народную и номенклатурную.
Ведущий:Народная, это какая?
Чекасин: Та. которую любит народ.-
Ведущий: А номенклатурная?-
Чекасин: Вся остальная!
. Народная, т.е. эмоционально наполненная, находящая отклик в зрительских сердцах,а номенклатурная — холодная,- искусственная, оставляющая их равнодушными.
Другая передача на ТВ "Столица" — иллюстрация к вышесказанному.
После скучного, безжизненного начала, когда Чекасин монотонно информировал аудиторию о каких-то "европейских процессах", а ведущая задавала вопросы невпопад, он вдруг повеселел, глянул с экрана с ленинским прищуром и заговорил бархатным баритоном. Оказывается, студийный разновысокий столик стал предметом его внезапного вдохновения, и Чека в прямом эфире дал для зрителей мастер-класс по импровизации. Новорожденная "Песня стола", им исполненная и поддержанная его же перкуссией по этому же столу, сразу оживила передачу, зрителей и ведущую.
Если нас, наделенных от природы большей силой чувства или разума, разделить на "моцартов" и ""Сальери"", Чекасин, конечно, окажется в списке "моцартов", хотя сам он так не считает и любит подчеркнуть свой рационализм.
В этом его парадокс.
За какую ниточку ни потяни — ощутишь внутренний конфликт между эмоцией и рацио. Из него вырастает вся структура личности Владимира Чекасина.
Еще в 1975 году из впервые опубликованной его статьи "Оперативная композиция и структурирование" (далее по тексту "ОК") было ясно, что Маэстро одержим желанием соединить "две противоположности" — "интеллект" и "эмоцию" (!?).
Все эти годы он взлелеивал чужие таланты (и свой собственный), опираясь на свой же авторский метод, изложенный в "ОК" и направленный на осуществление заветного желания.
На педагогическом счету Маэстро внушительный список учеников - от юных дарований из ДМШ до ярких звезд международной сцены.
Успехи столь очевидны и значительны, что позволили ему, человеку весьма скромному в оценке своих достижений, сделать публичное признание: "Сейчас в Литве вся джазовая школа — мои студенты". Прибавим: да разве только в Литве!
При всем при этом Владимир Николаевич преподавать не любит и этого не скрывает.
Зачем ему, безудержному фантазеру, эмоциональному шаману свободному от условностей, систем, правил, зачем ему тратить драгоценное время творчества на скуку педагогического процесса?!
Одна из причин — потребность в партнерах! Обученные им таланты на какое-то время становятся участниками каравана его затей, а потом, обретя опыт, созрев для личного творчества, уходят по дороге жизни к своим горизонтам, и все начинается сначала.
Ученики взрослеют, а с Маэстро по-прежнему остается то, что является главным продуктом его творчества, смыслом жизни и единственным способом жить, что беспокоит и заставляет его постоянно оттачивать, совершенствовать свой метод и на себе и на новых учениках.
Добывать, производить "истинные", "искренние" эмоции, "ощущения", "состояния" — вот основная забота Маэстро. Все, "противоречащее естественному духовно биологическому движению эмоции", Чекасин называет "графоманией" и "профанацией", а уж в какой оболочке, в какой форме, "структуре" они (эмоции) произрастают
— не суть важно.
По Чекасину сочинение и исполнение музыки — "две неразрывные взаимо-перетекающие части одной системы".
При сочинении — главное — формирование индивидуального языка, максимальное раскрепощение творческой энергии личности, а не "цитирование в импровизациях заранее выученных фраз".
При исполнении же музыки важнее всего — "оживить структуру", т.е. эмоционально ее наполнить. В цепочке: сочинение, исполнение, зрительское восприятие — эмоции должны оставаться неизменными.
Чекасин изобрел уникальную технику "мышечноэнергетических активаций" для мгновенного, как он считает, включения необходимых "состояний" (эмоций). Однако, это не приносит ему успокоения, и вопрос по- прежнему остается открытым. Тот самый, который и через ЗО лет после опубликования "Оперативной композиции..." в приватной беседе он называет "основным вопросом искусства".
Желая соединить "интеллект" и "эмоцию" с целью (как ни странно!) получения "истинных" эмоций же, убежденный, что нужно "развивать мышление ощущениями", он спрашивает себя: "Как подчинить себе рациональное (сознание) и иррациональное (бессознательное) и направить их в единое русло?.."
Зная, как и почему возникает у Маэстро это странное желание, оставим до времени эту тему, и скажем, что его мечта, как ни жаль, не осуществима.
Мышление, разум, интеллект — рациональны, а "ощущения", т.е. чувства, эмоции — вне логики, они иррациональны. Мыслить чувствами, соединить "интеллект" и "эмоцию" — невозможно!
Невозможно быть одновременно и Моцартом и Сальери, парить в облаках и твердо стоять на земле, иметь холодную голову и горячее сердце.
Или то, или другое!
Чекасин же в своем дерзком, но утопическом стремлении соединить разум и чувства (или разум и душу, что одно и то же) невольно добился иного результата — полного слияния души и тела, о которых он знает все. "Body and soul", где на первом месте, конечно же, душа (т.е. саксофон, музыка), а тело — всего лишь "первичный инструмент", который (в сдержанной формулировке Маэстро) "не сможет функционировать без нее (души) достаточно эффективно".
Так неужели Чекасин не понимает очевидного? Нет! Это не так! Не случайно же многоопытный Маэстро делает оговорку "мгновенно сочетать" "две противоположности", (т.е. хотя бы мгновенно). Но нельзя и мгновенно!
Суть внугреннего конфликта его личности в том и заключена, что все понимая, он никак не может смириться с невыполнимостью своего заветного желания. Не может и не оставляет ежедневных попыток соединить несоединимое — чувства и разум.
На деле же, соединяя душу и тело, он всю жизнь совершенствует свою персональную технологию, тренирует нужные мышцы, чтобы в итоге получить самое для него главное — "истинные, искренние ощущения (эмоции), столь необходимые для подлинного оживления "структуры"...".
Вот откуда его ошеломительная техника и многим кажущаяся странной сценическая пластика (стимуляция мышц!), и успехи его учеников, перенявших и технику, и отношение к профессии.
А что касается истинности "ощущений", то они, как и все настоящие чувства, были посланы ему свыше еще при рождении и в каждом конкретном случае генерируются и передаются зрителям необъяснимым образом, независимо от виртуозной техники. буквенных или цифровых кодов и локальной стимуляции мышц. (Хотя, конечно, истинные эмоции в оправе из виртуозной техники воздействуют "на реципиентов" еще эффективнее!)
Вопреки всем стереотипам сам Чекасин считает себя музыкантом "традиционным" и "академическим".
В нем нет ни пустой эпатажности, ни стремления к реформаторству, ни революционных порывов, ни желания кому-то, что-то доказать или обратить на себя внимание. Он одинаково равнодушен и к дифирамбам, и к критике и ничего о себе не читает.
Но, зачем же тогда в серьезном спектакле в сцене поминок убиенного конем Мармеладова Чекасин вдруг появляется в кепке, с бородкой и, картавя, цитирует Достоевского?
Зачем во время исполнения песенки "Прилетела птичка", которую поют сиротки, он, взмахивая руками, как крыльями, семенит на фоне задника?
Почему все стихи, хотя бы и Пушкина, называет "текстами" и легко редактирует их под свои замыслы? И что, наконец, означают слова "Саксолог на полях экстаза" с флаера "Клуба на Брестской"?
Все просто. Не стоит акцентировать внимание на Ленине, Достоевском и Пушкине.
В спектакле Чекасин просто пошалил, воспользовавшись некоторым портретным сходством с Ильичом, просто разрядил обстановку. Его "лениниана" не политизирована. А смех в зале был совершенно искренним.
"Саксолог на полях экстаза" переводится, как саксофонист — исследователь на сценических площадках, еще раз напоминает нам о мечте Маэстро соединить "две противоположности" исследования, коими занимается саксофонист "на полях экстаза", (т.е. науку) и сам экстаз, (т.е. чувства).
А что касается "текстов", т.е. стихов, то он к ним относится вполне уважительно, а в некоторых случаях и трепетно, но прячет свое отношение (т.е. эмоции) за "номенклатурным" словечком "текст".
Просто он так устроен, так ботает его талант, так проявляется его творческая индивидуальность. Ему ин реснее сочинять свое, чем заучивать чужое. Ему скучно играть стандарты, вот он их забыл.
Истинный художник, он отрешен и естественен, как ребенок, который, будучи свидетелем драм и трагедий взрослого мира, во власти своих фантазий продолжает свою игру.
Зябким московским вечером от здания ЦДХ на Крымском Валу в сторону метро "Октябрьская" шагает суту- ловатый господин в сером плаще и белых перчатках в синий пупырышек. Он катит за собой груженую тележку для ручной клади. Это маэстро Чекасин после очередного выступления увозит свои саксофоны куда-то, где новые зрители ждут с ним встречи.
А время выполняет свою рутинную работу: проясняет истинное значение личности Владимира Чекасина в контексте нашей общей жизни. Окончательный итог — секрет будущего. Не будем торопиться!
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских ...
Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, ...
«...Говорят: он иноходью скачет, это значит — иначе, чем все.» (Вл. Высоцкий, «Бег иноходца») Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей ...
В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его ...
Владимира Петровича Резицкого я увидел и услышал впервые в 1980 году. Концерт его группы "Архангельск" состоялся в каком-то новом московском залe, кажется, в концертном зале Олимпийской деревни. Это была первая новоджазовая группа, которую мне ...