Орест Оскарович Кандат - Юбилейная дата
23.10.2013
24 февраля 2003 года исполнилось 95 лет со дня рождения ветерана Советского джаза, музыканта-утесовца, банджиста, альт-саксофониста, кларнетиста Ореста Оскаровича Кандата.
Он родился в Вене в семье бродячих музыкантов. Учился в г.Риге в немецкой школе, потом продолжил учебу в Петрограде. Рано увлекся джазом, приобретая пластинки Эллингтона в 1935-36 годах в магазинах "Торгсина"(там продавались товары из-за рубежа по повышенным ценам). Он самостоятельно освоил банджо, потом — альт-саксофон, играл в"Джаз-капелле "Георгия Ландсберга. Вот что пишет об Оресте Кандате музыкант-утесовец Аркадий Котлярский: "Кандат, несмотря на отсутствие техники, славился прекрасным, густым и красивым звуком. Он был хорошим лидером, и группа саксофонов насыщенно звучала во главе с ним. Это был очаровательный, никогда не унывающий парень. Кандат был моим близким другом, полным единомышленником. В джазе у нас были одинаковые привязанности, общее понимание штрихов и джазового стиля. Он хорошо говорил по-английски, по-немецки, знал также и латинский язык. Интересный внешне, он был хорошо воспитан, пользовался всеобщей любовью, как добряк, "рубаха-парень", приятный во всех отношениях — мы звали его"Кандик!"
Надо сказать, что в последние годы жизни Орест Кандат изучал французский язык, чтобы в подлиннике прочитать всего Ромена Роллана. В 1930 году он пришел в оркестр Леонида Утесова, в котором, как один день, проработал целых 25 лет. По семейным обстоятельствам в 1955 году музыкант вернулся в Ленинград и организовал септет при Ленконцерте. Он привлек в свой ансамбль молодых, только начинающих свою карьеру джазовых музыкантов, таких, как семнадцатилетний трубач Константин Носов и двадцатилетние пианист Анатолий Кальварский и контрабасист Вадим Неплох. Немного постарше были тромбонисты Герман Беляев, Владимир Богданов, Борис Кричевский, Иосиф Давид, контрабасисты Михаил Корженевич, Виталий Понаров- ский, саксофонист Анатолий Лебедей, исполнитель на ударных инструментах Виктор Иванов. Несколько лет у Кандата играл на фортепиано Тима Кухолев, музыкант с утонченным вкусом, а солисткой была восходящая звезда с хорошим английским произношением — Нонна Суханова. Позже в оркестр пришли трубач Борис Вулах, саксофонист Петр Блоштейн, контрабасист Владимир Сморж, ударник Эдуард Певзнер и исполнитель на фортепиано Альгис Паулавичус. Сам Орест Оскарович хорошо играл на альт-саксофоне и неплохо пел скэт. Септет просуществовал до 1964 года, аккомпанируя вокалистам Рубине Калантарян, кубинке Минии Мартинес, а также известным куплетистам Рудакову и Нечаеву.
В основном ансамбль выступал на студенческих вечерах в "Политехе" и в Первом медицинском институте. Помимо этого, ансамбль принимал участие в проводимых закрытых джазовых концертах в клубе при фабрике "Канат". С 1963 по 1967гг. Орест Оскарович вел лекторий"Погово- рим о гитаре, джазе, хорошем вкусе" для старшеклассников в 47-й (опорной) школе им К.Д.Ушинского(здании бывшей женской гимназии).В 1965 году он создал джаз-ансамбль для Балтийского морского пароходства, ходил на пассажирском теплоходе "Александр Пушкин" в Монреаль. В 1966 году — году образования джаз-клуба Октябрьского района при ДК им."Первой Пятилетки" — Орест Кандат после моих трехдневных переговоров дал согласие стать почетным председателем этого джаз-клуба. В предложенном мной и разработанном Георгием Васюточкиным лектории "История джаза в Ленинграде" Орест Оскарович прочел первую лекцию''Джаз в СССР". Орест Кандат, после долгих уговоров, дал согласие отметить свой знаменательный юбилей — 60-летие - в джаз-клубе "Камертон" в ДК им."Первой Пятилетки", который широко был отпразднован 24 февраля 1968 года. Он пригласил весь командный состав теплохода "Александр Пушкин", а Вадим Юрченков — ведущий концертов джаз-клуба "Камертон" — подготовил Кандату сюрприз, пригласив из Москвы диксиленд Грачева и наш питерский вокальный ансамбль Генриха Зарха.
Ореста Оскаровича очень растрогали стихи, сочиненные в его адрес критиком Георгием Васюточкиным, и незабываемые импровизации, исполненные Давидом Голощекиным и Аркадием Мемхесом. В заключение вечера Кандат не выдержал — взял кларнет и заиграл с диксилендом. Аркадий Мемхес заснял это действо и отправил это фото в польский журнал "Джаз", где эта фотография вскоре и появилась. Меня Орест Оскарович называл "юным другом". Наша дружба длилась с 1962 по 1972 гг В конце вечера он признался мне, что подобных Юбилеев у него в жизни никогда не было! На имя Кандата прибыло много телеграмм, в том числе и от Леонида Утесова, который написал: "Дорогой Орик! Ты еще вступаешь в юношеский возраст — тяни, дорогой, до ста!" Прислал телеграмму и Тима Кухолев, который находился на гастролях, а потому не был на юбилее, Было очень много телеграмм: если все перечислять, то никогда не закончить повествование о джазмене старшего поколения Оресте Оскаровиче Кандате!
Он очень тяжело перенес уход из пароходства — серьезно заболел, и когда мы его навестили в больнице, он сказал нам: "Жизнь расплачивается со мной за мое прожигательное отношение к ней!". Гражданская панихида по этому обаятельному, яркому джазмену прошла в апреле 1972 года в морге Боткинской больницы, как пишет Георгий Васюточкин: "Sic transit gloria mundi". В заключение хочется привести несколько высказываний Кандата о джазменах, которых он очень любил:"Роман Кунсман — это Моцарт в джазе, Давид Голощекин — это живой инструмент, дотроньтесь до него — и он заиграет’! А Владимир Фейертаг — не по росту Эрудит!"
В повествовании использованы материалы публикаций Аркадия Котлярского, Владимира Фейертага и Георгия Васюточкина.
Подготовил Владимир ГРИНБЕРГ
на фотографии - Солисты «Теа-джаза»: Аркадий Котлярский, Андрей Дидерихс, Орест Кандат (1933 год)
Jazz-Квадрат, №1/2003
стиль джаз
страна Россия
музыкальный стиль свинг
Расскажи друзьям:
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских ...
|