24 февраля 2003 года исполнилось 95 лет со дня рождения ветерана Советского джаза, музыканта-утесовца, банджиста, альт-саксофониста, кларнетиста Ореста Оскаровича Кандата.
Он родился в Вене в семье бродячих музыкантов. Учился в г.Риге в немецкой школе, потом продолжил учебу в Петрограде. Рано увлекся джазом, приобретая пластинки Эллингтона в 1935-36 годах в магазинах "Торгсина"(там продавались товары из-за рубежа по повышенным ценам). Он самостоятельно освоил банджо, потом — альт-саксофон, играл в"Джаз-капелле "Георгия Ландсберга. Вот что пишет об Оресте Кандате музыкант-утесовец Аркадий Котлярский: "Кандат, несмотря на отсутствие техники, славился прекрасным, густым и красивым звуком. Он был хорошим лидером, и группа саксофонов насыщенно звучала во главе с ним. Это был очаровательный, никогда не унывающий парень. Кандат был моим близким другом, полным единомышленником. В джазе у нас были одинаковые привязанности, общее понимание штрихов и джазового стиля. Он хорошо говорил по-английски, по-немецки, знал также и латинский язык. Интересный внешне, он был хорошо воспитан, пользовался всеобщей любовью, как добряк, "рубаха-парень", приятный во всех отношениях — мы звали его"Кандик!"
Надо сказать, что в последние годы жизни Орест Кандат изучал французский язык, чтобы в подлиннике прочитать всего Ромена Роллана. В 1930 году он пришел в оркестр Леонида Утесова, в котором, как один день, проработал целых 25 лет. По семейным обстоятельствам в 1955 году музыкант вернулся в Ленинград и организовал септет при Ленконцерте. Он привлек в свой ансамбль молодых, только начинающих свою карьеру джазовых музыкантов, таких, как семнадцатилетний трубач Константин Носов и двадцатилетние пианист Анатолий Кальварский и контрабасист Вадим Неплох. Немного постарше были тромбонисты Герман Беляев, Владимир Богданов, Борис Кричевский, Иосиф Давид, контрабасисты Михаил Корженевич, Виталий Понаров- ский, саксофонист Анатолий Лебедей, исполнитель на ударных инструментах Виктор Иванов. Несколько лет у Кандата играл на фортепиано Тима Кухолев, музыкант с утонченным вкусом, а солисткой была восходящая звезда с хорошим английским произношением — Нонна Суханова. Позже в оркестр пришли трубач Борис Вулах, саксофонист Петр Блоштейн, контрабасист Владимир Сморж, ударник Эдуард Певзнер и исполнитель на фортепиано Альгис Паулавичус. Сам Орест Оскарович хорошо играл на альт-саксофоне и неплохо пел скэт. Септет просуществовал до 1964 года, аккомпанируя вокалистам Рубине Калантарян, кубинке Минии Мартинес, а также известным куплетистам Рудакову и Нечаеву.
В основном ансамбль выступал на студенческих вечерах в "Политехе" и в Первом медицинском институте. Помимо этого, ансамбль принимал участие в проводимых закрытых джазовых концертах в клубе при фабрике "Канат". С 1963 по 1967гг. Орест Оскарович вел лекторий"Погово- рим о гитаре, джазе, хорошем вкусе" для старшеклассников в 47-й (опорной) школе им К.Д.Ушинского(здании бывшей женской гимназии).В 1965 году он создал джаз-ансамбль для Балтийского морского пароходства, ходил на пассажирском теплоходе "Александр Пушкин" в Монреаль. В 1966 году — году образования джаз-клуба Октябрьского района при ДК им."Первой Пятилетки" — Орест Кандат после моих трехдневных переговоров дал согласие стать почетным председателем этого джаз-клуба. В предложенном мной и разработанном Георгием Васюточкиным лектории "История джаза в Ленинграде" Орест Оскарович прочел первую лекцию''Джаз в СССР". Орест Кандат, после долгих уговоров, дал согласие отметить свой знаменательный юбилей — 60-летие - в джаз-клубе "Камертон" в ДК им."Первой Пятилетки", который широко был отпразднован 24 февраля 1968 года. Он пригласил весь командный состав теплохода "Александр Пушкин", а Вадим Юрченков — ведущий концертов джаз-клуба "Камертон" — подготовил Кандату сюрприз, пригласив из Москвы диксиленд Грачева и наш питерский вокальный ансамбль Генриха Зарха.
Ореста Оскаровича очень растрогали стихи, сочиненные в его адрес критиком Георгием Васюточкиным, и незабываемые импровизации, исполненные Давидом Голощекиным и Аркадием Мемхесом. В заключение вечера Кандат не выдержал — взял кларнет и заиграл с диксилендом. Аркадий Мемхес заснял это действо и отправил это фото в польский журнал "Джаз", где эта фотография вскоре и появилась. Меня Орест Оскарович называл "юным другом". Наша дружба длилась с 1962 по 1972 гг В конце вечера он признался мне, что подобных Юбилеев у него в жизни никогда не было! На имя Кандата прибыло много телеграмм, в том числе и от Леонида Утесова, который написал: "Дорогой Орик! Ты еще вступаешь в юношеский возраст — тяни, дорогой, до ста!" Прислал телеграмму и Тима Кухолев, который находился на гастролях, а потому не был на юбилее, Было очень много телеграмм: если все перечислять, то никогда не закончить повествование о джазмене старшего поколения Оресте Оскаровиче Кандате!
Он очень тяжело перенес уход из пароходства — серьезно заболел, и когда мы его навестили в больнице, он сказал нам: "Жизнь расплачивается со мной за мое прожигательное отношение к ней!". Гражданская панихида по этому обаятельному, яркому джазмену прошла в апреле 1972 года в морге Боткинской больницы, как пишет Георгий Васюточкин: "Sic transit gloria mundi". В заключение хочется привести несколько высказываний Кандата о джазменах, которых он очень любил:"Роман Кунсман — это Моцарт в джазе, Давид Голощекин — это живой инструмент, дотроньтесь до него — и он заиграет’! А Владимир Фейертаг — не по росту Эрудит!"
В повествовании использованы материалы публикаций Аркадия Котлярского, Владимира Фейертага и Георгия Васюточкина.
Подготовил Владимир ГРИНБЕРГ
на фотографии - Солисты «Теа-джаза»: Аркадий Котлярский, Андрей Дидерихс, Орест Кандат (1933 год)
Давно и не мной замечено: время не всегда течет равномерно. Порой оно, кажется, вовсе прекращает свой бег. Год идет за годом, года выстраиваются в десятилетия, а вокруг ничего не меняется – так, мелкая суета, топтание на месте, броуновское ...
Только было начавшие затихать разговоры о Годе джаза после его эффектного начала в апреле, вновь разгорелись с новой силой. Шутка ли – на сей раз армянских любителей джаза ждала встреча с одним из корифеев джаза и лучших саксофонистов своего ...
Этот материал зрел долго. За десять лет существования журнала более полутора десятка альбомов Карло Актиса Дато, записанных в тех или иных форматах, прошло на страницах наших CD-Обзоров – больше, чем какого-либо иного музыканта. Я и сам ...
Любая настоящая музыка – великое искусство, и чтобы постичь его, нужно уметь видеть (я не оговорилась, – именно видеть) не только звуки, но и сквозь них… Владимир Михнович-младший, интеллигент в энном поколении, рассказал мне, как удивительный мир ...
"...Он услышал вдали звуки ударных инструментов: basic- drum , барабан и тарелки, потом бас и фортепьяно, на трех тонах, и выводит такт монотонно, медленно, очень рит мично, в мягкой тональности. Потом, куда позднее, всту пил саксофон-альт, сперва ...
От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х ...
25 февраля 2004 на 78м году жизни скончался от рака известный и уважаемый чикагский саксофонист и вокалист Эй-Си Рид (A.C.Reed). Уроженец Миссури, он был покорен звучанием саксофона еще в раннем детстве, услышав в музыкальном автомате пластинку ...
Наш отечественный джаз понес невосполнимую утрату. Умер Станислав Григорьев — выдающийся музыкант, импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса. Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха — 24 апреля ...
По-разному складываются отношения с джазом у представителей многочисленного семейства музыкальных инструментов, начало которому положил в середине ХIХ века бельгийский мастер Адольф Сакс. Крайне редко доводиться публике видеть в действии ...
Контркультура для многих остается понятием, ограниченным вполне определенными временными, географическими, социальными, идейными и творческими рамками. Это времена хиппи, психоделической музыки, наркотических "путешествий" доктора Лири и невнятных ...
"Знаете, я хотел быть силой добра, выступать против сил зла. Сил, которые приносят людям и обществу в целом беду. А я стремился быть проводником всеобщего добра." Джон Колтрейн Океан громаден, многолик, изменчив. Трудно, практически невозможно, ...
То, что 77-летний Сонни Роллинс – живая легенда джаза, вряд ли кто-нибудь осмелится оспаривать. Но это эффектное определение вполне применимо и к человеку, давно превратившемуся в памятник своим прошлым достижениям. Совсем не то Роллинс ...