nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Памяти Вадима Вядро

Памяти Вадима Вядро  Печальная весть пришла из Америки. В Нью-Йорке, на
68–ом году, после тяжелой, продолжительной болезни ушел от нас выдающийся латвийский джазовый тенор - саксофонист и флейтист Вадим Вядро.

В конце 60-х годов среди молодых музыкантов, исполняющих современный джаз, выделялся яркой, виртуозной игрой, в манере несколько агрессивнoй, 19-летний тенор-саксофонист. Его звали Вадим Вядро. Всех восхищали его страстные, насыщенные невероятной энергетикой импровизации .

В 1966 году после окончания Рижского музыкального училища Вадим поступил в Латвийскую государственную консерваторию по классу кларнета. После завершения учебы, необычайно одаренного музыканта в 1971 голу приглашают на работу в лучший биг-бенд страны - оркестр Латвийского радио и телевидения под управлением Алниса Закиса.

Серьезно увлеченный хард-бопом, фри-джазом, Вядро особенно любит играть в малых составах, пишет для них композиции, экспериментирует. Со своим квартетом Вадим выступает на джазовых фестивалях в Днепропетровске, Горьком, Вильнюсе и везде бесспорный успех. Квартет признают одним из ведущих в стране, а Вадима - лучшим тенор – саксофонистом. В Москве квартет Вядро приглашают в джазовой программу всесоюзной радиостанции «Юность».

В 1971 году в Риге открывается молодежное кафе «Аллегро», в котором стала постоянно звучать джазовая музыка в исполнении ведущих латвийских джазовых групп. В то время я как раз занимался организацией в кафе первых концертов и могу смело утверждать, что особый интерес публика проявляла к выступлениям квартета Вадима Вядро с программами авангардного джаза. Поразительно, но в зале стояла полная тишина, когда квартет с головокружительными импровизациями Вадима Вядро исполнял не простые, для молодежной аудитории кафе, композиции Джона Колтрейна, Сонни Роллинса. Орнетта Колмена… В то время в квартете Вядро (тенор-саксофон, флейта) играли Наум Переферкович (фортепиано), Борис Банных (контрабас) и Игорь Цинман (ударные).

Вскоре к Вадиму приходит большой успех. По решению авторитетного жюри конкурса молодых джазовых музыкантов, проведенного в рамках международного джазового фестиваля «Прага-71» Вадим Вядро, становится лауреатом конкурса, как лучший тенор-саксофонист.

Думаю, что с целью максимально реализовать свой творческий потенциал среди выдающихся мастеров джаза, Вадим с женой и маленьким сыном в 1974 году эмигрируют.

Но в 1974 году они целый год живут в Австрии, в Вене. Вадим играет со многими известными австрийскими джазовыми группами и в первую очередь с Фриц Пауэр трио. Пресса сразу признает Вядро необычайно талантливым тенор – саксофонистом, который с успехом выступает на многих австрийских джазовых фестивалях. На форуме в Граце он играл вместе со Слайд Хэмптоном.

В 1975–ом вся семья Вядро - в Нью-Йорке. Здесь Вадим сразу попадает в самую гущу американского джаза. Он знакомится с музыкантами, играет в самых знаменитых джазовых клубах Нью -Йорка. Не все складывается у него гладко и удачно, но он очень старается. На Бродвее принимает участие в постановке рок-оперы Jеsus Christ Superstar. Создает квинтет и сотрудничает с известными джазменами: трубачем Арт Фармером, барабанщиком Билли Хартом, трубачом оркестра Арт Блейки Jazz Messengers Валерием Пономаревым. Играет в известном оркестре Чарли Персипа. Выступает и в европейских джазовых клубах. О нем хорошо пишет американская пресса. В своей книге Red Hot Jazz, высоко отзывается о игре Вадима известный джазовый критик Фредерик Старр. Несколько лет назад на латвийском фестивале Saulkrasti Jazz, c теплом вспоминал о Вадиме его партнер - барабанщик Билли Харт.

К сожалению, в последующие годы у Вадима начинаются проблемы со здоровьем и он вынужден был прекратить активно выступать. Но, оставаясь профессиональным музыкантом современного джаза, Вадим продолжал интересоваться новыми течениями в современной музыке, писал аранжировки.

К сожалению, болезнь, которая мучила его много лет, не отступала и 4 февраля 2014 года в Нью-Йорке Вадим Вядро завершил свой жизненный путь..

Валерий Копман

Фото из архива Валерия Копмана


стиль
джаз
автор
Валерий КОПМАН
страна
Латвия, США
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела саксофонисты

  • стиль: джаз, джаз
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
  • стиль: джаз, джаз
"...его музыка — утверж­дение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забве­ния жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы пря­таться за оградой звуков; он проводит ...
  • стиль: блюз, блюз
Я не уверен, получится ли у ме­ня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагро­мождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третье­го тут будет более, чем доста­точно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
  • стиль: джаз, джаз
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
  • стиль: джаз, джаз
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
  • стиль: джаз, джаз
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя этого музыканта с тре­петом произносят мелома­ны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровиза­тор. За свою более чем 25- летнюю творческую дея­тельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
  • стиль: джаз, джаз
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей ка­рьеры выпустил девять автор­ских ...
  • стиль: джаз, джаз
Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, ...
  • стиль: джаз, джаз
«...Говорят: он иноходью скачет, это значит — иначе, чем все.» (Вл. Высоцкий, «Бег иноходца») Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей ...
  • стиль: джаз, джаз
В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его ...
  • стиль: джаз, джаз
Владимира Петровича Резицкого я увидел и услышал впервые в 1980 году. Концерт его группы "Архангельск" состоялся в каком-то новом московском залe, кажется, в концертном зале Олимпийской деревни. Это была первая новоджазовая группа, которую мне ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com