Печальная весть пришла из Америки. В Нью-Йорке, на
68–ом году, после тяжелой, продолжительной болезни ушел от нас выдающийся латвийский джазовый тенор - саксофонист и флейтист Вадим Вядро.
В конце 60-х годов среди молодых музыкантов, исполняющих современный джаз, выделялся яркой, виртуозной игрой, в манере несколько агрессивнoй, 19-летний тенор-саксофонист. Его звали Вадим Вядро. Всех восхищали его страстные, насыщенные невероятной энергетикой импровизации .
В 1966 году после окончания Рижского музыкального училища Вадим поступил в Латвийскую государственную консерваторию по классу кларнета. После завершения учебы, необычайно одаренного музыканта в 1971 голу приглашают на работу в лучший биг-бенд страны - оркестр Латвийского радио и телевидения под управлением Алниса Закиса.
Серьезно увлеченный хард-бопом, фри-джазом, Вядро особенно любит играть в малых составах, пишет для них композиции, экспериментирует. Со своим квартетом Вадим выступает на джазовых фестивалях в Днепропетровске, Горьком, Вильнюсе и везде бесспорный успех. Квартет признают одним из ведущих в стране, а Вадима - лучшим тенор – саксофонистом. В Москве квартет Вядро приглашают в джазовой программу всесоюзной радиостанции «Юность».
В 1971 году в Риге открывается молодежное кафе «Аллегро», в котором стала постоянно звучать джазовая музыка в исполнении ведущих латвийских джазовых групп. В то время я как раз занимался организацией в кафе первых концертов и могу смело утверждать, что особый интерес публика проявляла к выступлениям квартета Вадима Вядро с программами авангардного джаза. Поразительно, но в зале стояла полная тишина, когда квартет с головокружительными импровизациями Вадима Вядро исполнял не простые, для молодежной аудитории кафе, композиции Джона Колтрейна, Сонни Роллинса. Орнетта Колмена… В то время в квартете Вядро (тенор-саксофон, флейта) играли Наум Переферкович (фортепиано), Борис Банных (контрабас) и Игорь Цинман (ударные).
Вскоре к Вадиму приходит большой успех. По решению авторитетного жюри конкурса молодых джазовых музыкантов, проведенного в рамках международного джазового фестиваля «Прага-71» Вадим Вядро, становится лауреатом конкурса, как лучший тенор-саксофонист.
Думаю, что с целью максимально реализовать свой творческий потенциал среди выдающихся мастеров джаза, Вадим с женой и маленьким сыном в 1974 году эмигрируют.
Но в 1974 году они целый год живут в Австрии, в Вене. Вадим играет со многими известными австрийскими джазовыми группами и в первую очередь с Фриц Пауэр трио. Пресса сразу признает Вядро необычайно талантливым тенор – саксофонистом, который с успехом выступает на многих австрийских джазовых фестивалях. На форуме в Граце он играл вместе со Слайд Хэмптоном.
В 1975–ом вся семья Вядро - в Нью-Йорке. Здесь Вадим сразу попадает в самую гущу американского джаза. Он знакомится с музыкантами, играет в самых знаменитых джазовых клубах Нью -Йорка. Не все складывается у него гладко и удачно, но он очень старается. На Бродвее принимает участие в постановке рок-оперы Jеsus Christ Superstar. Создает квинтет и сотрудничает с известными джазменами: трубачем Арт Фармером, барабанщиком Билли Хартом, трубачом оркестра Арт Блейки Jazz Messengers Валерием Пономаревым. Играет в известном оркестре Чарли Персипа. Выступает и в европейских джазовых клубах. О нем хорошо пишет американская пресса. В своей книге Red Hot Jazz, высоко отзывается о игре Вадима известный джазовый критик Фредерик Старр. Несколько лет назад на латвийском фестивале Saulkrasti Jazz, c теплом вспоминал о Вадиме его партнер - барабанщик Билли Харт.
К сожалению, в последующие годы у Вадима начинаются проблемы со здоровьем и он вынужден был прекратить активно выступать. Но, оставаясь профессиональным музыкантом современного джаза, Вадим продолжал интересоваться новыми течениями в современной музыке, писал аранжировки.
К сожалению, болезнь, которая мучила его много лет, не отступала и 4 февраля 2014 года в Нью-Йорке Вадим Вядро завершил свой жизненный путь..
Давно и не мной замечено: время не всегда течет равномерно. Порой оно, кажется, вовсе прекращает свой бег. Год идет за годом, года выстраиваются в десятилетия, а вокруг ничего не меняется – так, мелкая суета, топтание на месте, броуновское ...
Только было начавшие затихать разговоры о Годе джаза после его эффектного начала в апреле, вновь разгорелись с новой силой. Шутка ли – на сей раз армянских любителей джаза ждала встреча с одним из корифеев джаза и лучших саксофонистов своего ...
Этот материал зрел долго. За десять лет существования журнала более полутора десятка альбомов Карло Актиса Дато, записанных в тех или иных форматах, прошло на страницах наших CD-Обзоров – больше, чем какого-либо иного музыканта. Я и сам ...
Любая настоящая музыка – великое искусство, и чтобы постичь его, нужно уметь видеть (я не оговорилась, – именно видеть) не только звуки, но и сквозь них… Владимир Михнович-младший, интеллигент в энном поколении, рассказал мне, как удивительный мир ...
"...Он услышал вдали звуки ударных инструментов: basic- drum , барабан и тарелки, потом бас и фортепьяно, на трех тонах, и выводит такт монотонно, медленно, очень рит мично, в мягкой тональности. Потом, куда позднее, всту пил саксофон-альт, сперва ...
От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х ...
25 февраля 2004 на 78м году жизни скончался от рака известный и уважаемый чикагский саксофонист и вокалист Эй-Си Рид (A.C.Reed). Уроженец Миссури, он был покорен звучанием саксофона еще в раннем детстве, услышав в музыкальном автомате пластинку ...
Наш отечественный джаз понес невосполнимую утрату. Умер Станислав Григорьев — выдающийся музыкант, импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса. Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха — 24 апреля ...
По-разному складываются отношения с джазом у представителей многочисленного семейства музыкальных инструментов, начало которому положил в середине ХIХ века бельгийский мастер Адольф Сакс. Крайне редко доводиться публике видеть в действии ...
Контркультура для многих остается понятием, ограниченным вполне определенными временными, географическими, социальными, идейными и творческими рамками. Это времена хиппи, психоделической музыки, наркотических "путешествий" доктора Лири и невнятных ...
"Знаете, я хотел быть силой добра, выступать против сил зла. Сил, которые приносят людям и обществу в целом беду. А я стремился быть проводником всеобщего добра." Джон Колтрейн Океан громаден, многолик, изменчив. Трудно, практически невозможно, ...
То, что 77-летний Сонни Роллинс – живая легенда джаза, вряд ли кто-нибудь осмелится оспаривать. Но это эффектное определение вполне применимо и к человеку, давно превратившемуся в памятник своим прошлым достижениям. Совсем не то Роллинс ...