Печальная весть пришла из Америки. В Нью-Йорке, на
68–ом году, после тяжелой, продолжительной болезни ушел от нас выдающийся латвийский джазовый тенор - саксофонист и флейтист Вадим Вядро.
В конце 60-х годов среди молодых музыкантов, исполняющих современный джаз, выделялся яркой, виртуозной игрой, в манере несколько агрессивнoй, 19-летний тенор-саксофонист. Его звали Вадим Вядро. Всех восхищали его страстные, насыщенные невероятной энергетикой импровизации .
В 1966 году после окончания Рижского музыкального училища Вадим поступил в Латвийскую государственную консерваторию по классу кларнета. После завершения учебы, необычайно одаренного музыканта в 1971 голу приглашают на работу в лучший биг-бенд страны - оркестр Латвийского радио и телевидения под управлением Алниса Закиса.
Серьезно увлеченный хард-бопом, фри-джазом, Вядро особенно любит играть в малых составах, пишет для них композиции, экспериментирует. Со своим квартетом Вадим выступает на джазовых фестивалях в Днепропетровске, Горьком, Вильнюсе и везде бесспорный успех. Квартет признают одним из ведущих в стране, а Вадима - лучшим тенор – саксофонистом. В Москве квартет Вядро приглашают в джазовой программу всесоюзной радиостанции «Юность».
В 1971 году в Риге открывается молодежное кафе «Аллегро», в котором стала постоянно звучать джазовая музыка в исполнении ведущих латвийских джазовых групп. В то время я как раз занимался организацией в кафе первых концертов и могу смело утверждать, что особый интерес публика проявляла к выступлениям квартета Вадима Вядро с программами авангардного джаза. Поразительно, но в зале стояла полная тишина, когда квартет с головокружительными импровизациями Вадима Вядро исполнял не простые, для молодежной аудитории кафе, композиции Джона Колтрейна, Сонни Роллинса. Орнетта Колмена… В то время в квартете Вядро (тенор-саксофон, флейта) играли Наум Переферкович (фортепиано), Борис Банных (контрабас) и Игорь Цинман (ударные).
Вскоре к Вадиму приходит большой успех. По решению авторитетного жюри конкурса молодых джазовых музыкантов, проведенного в рамках международного джазового фестиваля «Прага-71» Вадим Вядро, становится лауреатом конкурса, как лучший тенор-саксофонист.
Думаю, что с целью максимально реализовать свой творческий потенциал среди выдающихся мастеров джаза, Вадим с женой и маленьким сыном в 1974 году эмигрируют.
Но в 1974 году они целый год живут в Австрии, в Вене. Вадим играет со многими известными австрийскими джазовыми группами и в первую очередь с Фриц Пауэр трио. Пресса сразу признает Вядро необычайно талантливым тенор – саксофонистом, который с успехом выступает на многих австрийских джазовых фестивалях. На форуме в Граце он играл вместе со Слайд Хэмптоном.
В 1975–ом вся семья Вядро - в Нью-Йорке. Здесь Вадим сразу попадает в самую гущу американского джаза. Он знакомится с музыкантами, играет в самых знаменитых джазовых клубах Нью -Йорка. Не все складывается у него гладко и удачно, но он очень старается. На Бродвее принимает участие в постановке рок-оперы Jеsus Christ Superstar. Создает квинтет и сотрудничает с известными джазменами: трубачем Арт Фармером, барабанщиком Билли Хартом, трубачом оркестра Арт Блейки Jazz Messengers Валерием Пономаревым. Играет в известном оркестре Чарли Персипа. Выступает и в европейских джазовых клубах. О нем хорошо пишет американская пресса. В своей книге Red Hot Jazz, высоко отзывается о игре Вадима известный джазовый критик Фредерик Старр. Несколько лет назад на латвийском фестивале Saulkrasti Jazz, c теплом вспоминал о Вадиме его партнер - барабанщик Билли Харт.
К сожалению, в последующие годы у Вадима начинаются проблемы со здоровьем и он вынужден был прекратить активно выступать. Но, оставаясь профессиональным музыкантом современного джаза, Вадим продолжал интересоваться новыми течениями в современной музыке, писал аранжировки.
К сожалению, болезнь, которая мучила его много лет, не отступала и 4 февраля 2014 года в Нью-Йорке Вадим Вядро завершил свой жизненный путь..
21 января 1996 года в городке Дарриен, штат Коннектикут, после осложнений, вызванных неудачной операцией на колене, скончался Джерри Маллиген) — саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей джазового стиля "кул". Маллигену было 68 лет, ...
В начале 2004 года студия "Night Stage Records" в Нидерландах выпустила альбом "Downtown". Эта поистине музыкальная жемчужина была создана украинским саксофонистом Константином Кляшторным при содействии Евгения Минакова. Имя Константин Кляшторный ...
Простейший ответ на этот вопрос может звучать так: они оба нравятся практически всем. Есть такое выражение, подчас употребляемое в полемическом задоре: "Я вам не доллар (рубль, тугрик и т.д.), чтобы всем нравиться!". Я не знаю, как относятся к ...
22 марта нынешнего года скончался прекрасный саксофонист, кларнетист, вокалист и поэт Рик Фэй. Его памяти посвящается этот короткий очерк. Как вы считаете, может ли джазмен, записавший 13 сольных альбомов, участвовавший в записи еще одиннадцати и ...
«...Ни белых мелодий нет, ни черных мелодий нет — есть только музыка, брат». (Ричард Рив, южноафриканский писатель) Разрешите предложить вашему вниманию для начала три длинные цитаты: " Многие не играют по-настоящему вместе, и ...
Владимир Чекасин родился в 1947 году в Свердловске (г.Екатеринбург, Россия). С шести лет играет на скрипке и фортепиано, с десяти лет - на кларнете. Только в последних классах музыкальной школы увлекся игрой на саксофоне. Закончил Свердловскую ...
Когда брежневский режим начал помаленьку выпускать за линию бдительного взора Карацупы и Джульбарса отщепенцев, остро желающих покинуть страну развитого социализма, люди искусства потянулись среди первых. Кто–то ехал в Израиль, кто–то — в Европу, ...
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...