Печальная весть пришла из Америки. В Нью-Йорке, на
68–ом году, после тяжелой, продолжительной болезни ушел от нас выдающийся латвийский джазовый тенор - саксофонист и флейтист Вадим Вядро.
В конце 60-х годов среди молодых музыкантов, исполняющих современный джаз, выделялся яркой, виртуозной игрой, в манере несколько агрессивнoй, 19-летний тенор-саксофонист. Его звали Вадим Вядро. Всех восхищали его страстные, насыщенные невероятной энергетикой импровизации .
В 1966 году после окончания Рижского музыкального училища Вадим поступил в Латвийскую государственную консерваторию по классу кларнета. После завершения учебы, необычайно одаренного музыканта в 1971 голу приглашают на работу в лучший биг-бенд страны - оркестр Латвийского радио и телевидения под управлением Алниса Закиса.
Серьезно увлеченный хард-бопом, фри-джазом, Вядро особенно любит играть в малых составах, пишет для них композиции, экспериментирует. Со своим квартетом Вадим выступает на джазовых фестивалях в Днепропетровске, Горьком, Вильнюсе и везде бесспорный успех. Квартет признают одним из ведущих в стране, а Вадима - лучшим тенор – саксофонистом. В Москве квартет Вядро приглашают в джазовой программу всесоюзной радиостанции «Юность».
В 1971 году в Риге открывается молодежное кафе «Аллегро», в котором стала постоянно звучать джазовая музыка в исполнении ведущих латвийских джазовых групп. В то время я как раз занимался организацией в кафе первых концертов и могу смело утверждать, что особый интерес публика проявляла к выступлениям квартета Вадима Вядро с программами авангардного джаза. Поразительно, но в зале стояла полная тишина, когда квартет с головокружительными импровизациями Вадима Вядро исполнял не простые, для молодежной аудитории кафе, композиции Джона Колтрейна, Сонни Роллинса. Орнетта Колмена… В то время в квартете Вядро (тенор-саксофон, флейта) играли Наум Переферкович (фортепиано), Борис Банных (контрабас) и Игорь Цинман (ударные).
Вскоре к Вадиму приходит большой успех. По решению авторитетного жюри конкурса молодых джазовых музыкантов, проведенного в рамках международного джазового фестиваля «Прага-71» Вадим Вядро, становится лауреатом конкурса, как лучший тенор-саксофонист.
Думаю, что с целью максимально реализовать свой творческий потенциал среди выдающихся мастеров джаза, Вадим с женой и маленьким сыном в 1974 году эмигрируют.
Но в 1974 году они целый год живут в Австрии, в Вене. Вадим играет со многими известными австрийскими джазовыми группами и в первую очередь с Фриц Пауэр трио. Пресса сразу признает Вядро необычайно талантливым тенор – саксофонистом, который с успехом выступает на многих австрийских джазовых фестивалях. На форуме в Граце он играл вместе со Слайд Хэмптоном.
В 1975–ом вся семья Вядро - в Нью-Йорке. Здесь Вадим сразу попадает в самую гущу американского джаза. Он знакомится с музыкантами, играет в самых знаменитых джазовых клубах Нью -Йорка. Не все складывается у него гладко и удачно, но он очень старается. На Бродвее принимает участие в постановке рок-оперы Jеsus Christ Superstar. Создает квинтет и сотрудничает с известными джазменами: трубачем Арт Фармером, барабанщиком Билли Хартом, трубачом оркестра Арт Блейки Jazz Messengers Валерием Пономаревым. Играет в известном оркестре Чарли Персипа. Выступает и в европейских джазовых клубах. О нем хорошо пишет американская пресса. В своей книге Red Hot Jazz, высоко отзывается о игре Вадима известный джазовый критик Фредерик Старр. Несколько лет назад на латвийском фестивале Saulkrasti Jazz, c теплом вспоминал о Вадиме его партнер - барабанщик Билли Харт.
К сожалению, в последующие годы у Вадима начинаются проблемы со здоровьем и он вынужден был прекратить активно выступать. Но, оставаясь профессиональным музыкантом современного джаза, Вадим продолжал интересоваться новыми течениями в современной музыке, писал аранжировки.
К сожалению, болезнь, которая мучила его много лет, не отступала и 4 февраля 2014 года в Нью-Йорке Вадим Вядро завершил свой жизненный путь..
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских ...
Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, ...
«...Говорят: он иноходью скачет, это значит — иначе, чем все.» (Вл. Высоцкий, «Бег иноходца») Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей ...
В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его ...
Владимира Петровича Резицкого я увидел и услышал впервые в 1980 году. Концерт его группы "Архангельск" состоялся в каком-то новом московском залe, кажется, в концертном зале Олимпийской деревни. Это была первая новоджазовая группа, которую мне ...