От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х годов, люди помоложе - по участию в первом составе легендарного ансамбля "Аллегро" Николая Левиновского (1978 - 1982), по его собственным ансамблям, с которыми он играл до конца 80-х годов. А вот те, кто начал слушать джаз уже в пост-советский период, вообще могут не знать это имя. В этой связи, надеемся, всем будет интересно прочесть воспоминания о Владимире Коновальцеве музыканта, который хорошо знал его и выступал с ним на одной сцене...
Затея написать об этом человеке оформилась в мысль: "Напишу без официоза, каким я его знал". Но первым делом, все-таки, я отправился в Википедию, и не прогадал: такой страницы там не было. Вот страница Льва Кушнира, который начинал свою карьеру в ансамбле Владимира Коновальцева, есть, а сам Коновальцев пока(надеюсь, что"пока") этой чести не удостоился.
Мы познакомились в начале 80-х, после концерта Би Би Кинга в зале "Россия". Случилось это по "наводке" одного общего знакомого, промышлявшего продажей виниловых дисков. Джазовые музыканты никогда не были особо популярны, ну,разве в 60-е: помню по центральному радио вдруг прокрутили композицию "Терем-теремок" ансамбля Гараняна, что связано было с удачным выступлением "наших" на Пражском джаз-фестивале. Гаранян, Козлов... - наверное, самые известные широкой публике джазмены. Потом был Чижик, сегодня - Бутман.
Поэтому, честно говоря, я не знал, кто такой Коновальцев, но незадолго до этой встречи увидел по ТВ выступление ансамбля "Аллегро" Николая Левиновского. Номер был странен тем, что показали его в рамках какого-то сборного концерта, чуть ли не к 8 марта приуроченного. Позднее мне Володя объяснил, что "так надо было для престижа" (то есть начиналась не особо умелая "раскрутка" коллектива).
Так началось наше знакомство, и хорошие отношения продолжались лет 15, пока Владимир окончательно не бросил играть. Наступало время перемен, когда становилось все больше информации, она легче проникала к нам. Конец 70-х вообще многое изменил в мировой музыке, стало больше стилей и шел активный поиск новых форм, новых звучаний. На волне этой моды стали востребованы саксофонисты с другим, более "припопсованным" (как сейчас модно говорить) высоким звуком.
Так, Владимира в "Аллегро" сменил Сергей Гурбелошвили (очень хороший саксофонист, сегодня живет в Америке). Какое-то время они поиграли вместе, но были слишком разными... Вспоминаю очень красивую балладу Левиновского "Прощание с летом". Так и осталось впечатление, что после Коновальцева у Гурбелошвили не получилось раскрыть глубину этой композиции. В одном интервью Н.Левиновский точно заметил, что "заменить Володю было невозможно, у него был земной, даже точнее "земляной "звук" (цитирую по памяти - А.К.).
Что за музыкант был Владимир Коновальцев? Опять свои впечатления. Это был, конечно, виртуоз. Достаточно послушать его соло на сопрано - саксофоне в редких (увы) записях. Это был человек, который со знанием дела играл все: от Колтрейна до фьюжн с элементами рока и фольклора. Он был очень точен и изобретателен. Помню после совместного выступления я изучал его записи. Какие-то импровизации он сыграл идеально "отрежессированными" - со вступлением, развитием, кульминацией, завершением - хоть сейчас помещай
в учебник по джазу. Это при том, что они были ему предложены прямо перед концертом.
После ухода из"Аллегро" Владимир какое-то время был лидером собственного ансамбля, где играли отличные музыканты: Станислав Григорьев, Лев Кушнир(только начинал)... Но жизнь стремительно менялась, менялась мода, уезжали люди, труднее становилось выступать, распадались крепкие ансамбли.
Последний раз я видел Володю лет семь назад на фестивале в саду "Эрмитаж". Он был моложав, энергичен, как раньше. Его узнавали, с радостью здоровались (при мне к нему подходил А.Кролл и другие известные личности). Год назад Владимира не стало... Не знаю, что послужило причиной, ему не было еще 70 лет.
Остался сын Иван - известный тележурналист, шеф-редактор популярной передачи, человек, любящий и знающий джаз. Помню его мальчиком, когда он во время выступления отца баловался за кулисами с фонариком в руках.
Да, упомянув ТВ, на ум пришло, что лет двадцать назад был телеспектакль по роману Виктории Токаревой "Ехал грека через реку". По этому роману потом были сняты версии, одна из которых (на мой взгляд, не очень удачная) называлась "Шляпа" (с О.Янковским в роли трубача). Телеспектакль назывался "Между небом и землей". В главной роли был Андрей Миронов, а музыкантов ресторанного ансамбля играли настоящие музыканты, среди которых были Герман Лукьянов и Владимир Коновальцев. Там можно и саксофон его великолепный услышать.
Да вот не показывают...
Андрей КАНУНОВ
на фото - Владимир Коновальцев и Андрей Канунов, 1983 год, Загорск (ныне - Сергиев Посад), на концерте с ансамблем Андрея Канунова.
фото предоставлено автором
Намедни в новом джазовом клубе Carpe Diem выступал известный латвийский тенор-саксофонист Вилнис Кундратс. Более двух часов публика наслаждалась "вечнозеленой" классикой джаза и собственными композициями музыканта. ...По черно-белому "Рекорду" ...
...Сентябрь 2005-го. В рижском джаз-клубе "Гамлет" вспоминают Раймонда Раубишко - выдающегося джазмена, на самом взлете своего творчества ушедшего от нас пять лет назад. Жизнь музыканта оборвалась за несколько минут до выступления в "Диззи". "Боже, ...
21 января 1996 года в городке Дарриен, штат Коннектикут, после осложнений, вызванных неудачной операцией на колене, скончался Джерри Маллиген) — саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей джазового стиля "кул". Маллигену было 68 лет, ...
В начале 2004 года студия "Night Stage Records" в Нидерландах выпустила альбом "Downtown". Эта поистине музыкальная жемчужина была создана украинским саксофонистом Константином Кляшторным при содействии Евгения Минакова. Имя Константин Кляшторный ...
Простейший ответ на этот вопрос может звучать так: они оба нравятся практически всем. Есть такое выражение, подчас употребляемое в полемическом задоре: "Я вам не доллар (рубль, тугрик и т.д.), чтобы всем нравиться!". Я не знаю, как относятся к ...
22 марта нынешнего года скончался прекрасный саксофонист, кларнетист, вокалист и поэт Рик Фэй. Его памяти посвящается этот короткий очерк. Как вы считаете, может ли джазмен, записавший 13 сольных альбомов, участвовавший в записи еще одиннадцати и ...
«...Ни белых мелодий нет, ни черных мелодий нет — есть только музыка, брат». (Ричард Рив, южноафриканский писатель) Разрешите предложить вашему вниманию для начала три длинные цитаты: " Многие не играют по-настоящему вместе, и ...
Владимир Чекасин родился в 1947 году в Свердловске (г.Екатеринбург, Россия). С шести лет играет на скрипке и фортепиано, с десяти лет - на кларнете. Только в последних классах музыкальной школы увлекся игрой на саксофоне. Закончил Свердловскую ...
Когда брежневский режим начал помаленьку выпускать за линию бдительного взора Карацупы и Джульбарса отщепенцев, остро желающих покинуть страну развитого социализма, люди искусства потянулись среди первых. Кто–то ехал в Израиль, кто–то — в Европу, ...
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...