Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого мастера эксперимента поистине обширны — их нельзя рассматривать под одним ракурсом. Творческую фигуру этого гиганта не удается определить в одну форму. Здесь нет канонов, но есть глубина. Эстетические картины его многогранны и широки. Это история и действо.
Итак, Джон Зорн (John Zorn) — человек, в творчестве которого вплетены нити музыкального искусства и новаторства. Родился он 2 сентября 1953 г. в Нью-Йорке — городе денег и славы, сверкающих небоскребов и грязных трущоб. Еще будучи ребенком, Джон отличался неординарностью личности — мог часами, днями проводить в поисках чего-либо нестандартного — и уже к десяти годам, освоив фортепиано, взялся за гитару и флейту. Любые стандарты в искусстве Джон принимал "в штыки", считая, что для творческих идей не может быть границ. Да, именно нетривиальность притягивала и привлекала юношу. И столкновения новых тенденций и старых правил, естественно, не могло не случиться. Первые оппозиции юный талант ощутил на себе в музыкальном колледже, куда поступил сразу после школы. Кстати, именно там, в Сент-Луисе, Джон взялся осваивать альт-саксoфон. Однако традиционный академический подход был встречен Зорном не одобрительно. Система преподавания вызвала отвращение к учебе. Он оставил колледж, и с настроением энтузиаста направляется в Манхеттен. Здесь Джон находит понимание и поддержку со стороны молодых единомы- шленников-импровизаторов. И уже ближе к 30-и годам записывает коллекцию нойзовых и индустриальных звуков. Первые альбомы были записаны под покровительством лэйбла Electra Nonesuch и благодаря содействию молодых коллег-новаторов.- Энтони Коулмана (Anthony Coleman), Юджина Чэдбурна (Eugene Chadbum), Генри Кайзера (Henry Kaizer), Тома Кора (Torn Cora).
Стартовые студийные эксперименты оказались весьма внушительными; внутренним настроением сюжет нередко представлял собой совокупность звуков, что ни как не повлияло на высокий уровень материала. В альбомах Pool (1980) и Archery (1982) Зорн полностью отказался от мелодичности и структуры; помимо импровизации на альт-саксофоне Джон использовал игру на гитаре мокрыми пальцами, карандашами, рисовыми зернами и смычком. В качестве дополнительных звуко-эффектов применял воздушные шары, говорящих кукол, мундштуки и манки на уток. А на одном из концертов он распилил телевизор, в поисках новых звуковых вариаций.
В середине 80-х Джон Зорн делает аранжировки на произведения именитых и признанных мастеров искусства Среди тех, кому удалось оказаться в рядах прямого или косвенного сотрудничества с музыкантом, можно назвать Эннио Морриконе (Ennio Morricone), Орнета Коулмана (Omett Coleman), влияние которого очевидно в творчестве Masada, Хэнка Мобли (Hank Mobley), Ли Моргана (Lee Morgan) и других. Полный каталог композитора включает 60 студийных альбомов и несколько десятков концертных записей. Вообще, есть мнение, что количество записей с участием Джона Зорна уже давно перешло рубеж в две сотни дисков.
Известно так же, что увлечением Зорна является автор саундтреков к черно-белому кино 40-х Карл Стеллинг (Karl Stelling). Карл составлял целую композицию из разрозненных звуковых блоков, отражая происходящее на экране. Зорн идет дальше: создает пьесы из ряда музыкальных элементов, не сопоставимых по жанрам — джаз, кантри, лаунж, рок. Джон написал огромное количество римейков самых разных по своей структуре. К творчеству музыканта обратились как именитые режиссеры, так и малоизвестные. Озвучивание Зорна принадлежит к трудам таких режиссеров, как Дэвид Кроненберг и Жан-Люк Годар, Рауль Риз и Хироко Рюичи. Настоящим раритетом стал изъятый из продажи альбом Cynical Hysteria Hour (1989), написанный для японского режиссера Кирико Кубо (Kiriko Kubo).
Кроме того, композитор является вдохновителем трех музыкальных проектов. Самым ранним детищем Зорна предстает коллектив с хищным названием Cobra. Cobra начал свое существование в 1987 году и до настоящего момента радует меломанов своим творчеством. В свое время проект наделал много шума. Дело в том, что на концерте в Филадельфии (1989) перед публикой предстали версии Орнетта Коулмана в хардкорном исполнении (это альбом Spy vs. Spy). Реакция была мгновенной: разбушевавшийся критик разбил стеклянную дверь и перевернул сгол — извинения промоутера не помогли.
Уже в том же 1989 году поклонников творчества Зорна ждал приятный сюрприз — проект Naked City. Яркий состав этого коллектива предвосхитил свой успех уже с первых аккордов. Звездный состав — гитарист Билл Фризелл, клавишник Уэйн Хорвитц, барабанщик Джоуи Бэрон, английский авангардист Фред Фрит и японский вокалист Яматсуки Ая (из экстримальной банды Boredoms). Свое название проект заимствовал у нью-йорского репортера WeeGee.TaKoe имя — Naked City - Виджи дал одному из своих фотоальбомов. Журналист был знаменит тем, что некоторое время жил в своем автомобиле и 24 часа в сутки слушал полицейскую волну, отслеживая преступления. Как только поступала информация об очередном убийстве, Виджи мгновенно оказывался на месте происшествия и, как говорится, делал снимки "еще тепленькими". Одна из работ репортера стала лицевой полиграфией первого альбома Naked City. К сожалению, коллектив просуществовал лишь до 1993-После распада группы участники занялись сольной, не менее продуктивной деятельностью. В архиве Naked City следует отметить кавер-версию Grand Guignol (1991), эмбиентный Absinthe (1993) и альбом Radio.
Особый интерес вызывает уже более зрелый зорновский проект Masada. Выбор названия не случаен: именно в этом коллективе ярко и отчетливо слышатся мотивы клезмера, с характерными ближневосточными ритмами, хасидскими песнями и танцами. Masada — это древняя еврейская крепость, расположенная в двухстах шагах от берега Мертвого моря. Шесть альбомов коллектива названы по шести буквам иврита. Альбом Bar Kohba (1996) символизирует и носит имя предводителя восстания евреев в 140 г. н.э.
Стоит сказать несколько слов о прослушанных альбомах: The Book of Heads (1995) — исполнен в 35-и этюдах. Здесь мастерски воплощена игра на гитаре Марка Рибо. Сокомпозитором выступил Юджин Чэтборн. По звучанию очень напоминает старый гараж начала 80-х. Музыкант проводил массу времени в Музее искусств, что и вдохновило его на создание композиций.
Особенно интересным показался альбом Music For Children (1998), в котором собраны пьесы с 1989 по 1998 годы. Композиции наполнены эмоциональной эстетикой. Музыканту удалось совместить звуки старинных игрушек с джаз-рок импровизациями. Данный проект весьма вариативен: в нем темы насилия и жестокости мастерски совмещены с мотивами сказочного и мистического клезмера. Важно отметить и грандиозные события в Даунтаун сфере, связанные с пятидесятилетним юбилеем композитора, воплощенные в проектах Electric Masada. Например, в первой части концерта Джон Зорн выступал как дирижер, ему аккомпанировали: Марк Фелдман (Mark Feldman), Грэг Коэн (Greg Cohen), Эрик Фридландер (Eric Friedlander) — это был фыожн! Его сольный проект, полный импровизаций и новаторства, стал девятым среди юбилейных концертных версий. Он сочетает в себе хаотичность "нойза" и "плач сурдин".
Зорн так же является основателем нескольких фирм звукозаписи, концертных циклов в нью-йоркских клубах The Knitting Factory и Tonic (где в сентябре 2003 прошли торжества по случаю его 50-летия), а также независимых фирм звукозаписи Avant и Tzadik. Последняя, выпустившая уже более двухсот пятидесяти наименований, пропагандирует, среди прочего, японский авангард и Radical Jewish Culture ("радикальную еврейскую культуру") — музыкальное направление, фактически основанное самим Джоном Зорном.
Важно отметить камерные и симфонические сочинения Зорна разных жанров, в том числе "Химера", прозвучавшая в Москве на фестивале "Холодная альтернатива" в декабре 2001 года в исполнении Камерного ансамбля из Сиэтла (европейская премьера). Одни из них точно выписаны в нотах, другие построены по законам игровых стратегий, тщательно разрабатываемых самим композитором.
Приезд Джона Зорна в Москву 29 апреля 2004 года оказался таким же глубоко непредсказуемым, как и личность импровизатора. О возможности выступления композитора ходили легенды, но в итоге установилась мрачная аксиома: "Зорн в Россию не приедет никогда". Но, как говорится, никогда не говори никогда. Музыкант приехал, и приехал не один — в звездный десант вошли следующие мастера своего жанра: Марк Рибо—гитара, Джиро Батиста — перкуссии, Кенни Уоллесен — барабаны, Джеми Зафт—клавишник, Тревор Дунн—бас-гитара. Билеты на Electric Masada по своей стоимости варьировали от 20 до 800у.е.
Концерт удался! Его программу составили пьесы, охватывающие весь период творчества музыканта. Ошеломляющий эффект на публику оказал Марк Рибо, который в течение пяти лет входил в состав фри-джазовой команды Lounge Lizards, недурно выглядел и клавишных дел мастер Джеми Зафт, некогда проявивший себя в совместных проектах с В- 52's, Дэйвом Дугласом и все тем же Марком Рибо. Синтетическая атмосфера, царящая на сцене, передалась публике — эйфория была очевидна!
Джон Зорн — неоспоримый передовик авангарда, в жанровых вариациях ему нет равных. В своем творчестве он прошел увлекательный путь от неоакадемической музыки до посг-панка и джаз-рок импровизаций. Успешно проникая в суть каждого музыкального направления, он — непревзойденный мастер неореализма.
Только было начавшие затихать разговоры о Годе джаза после его эффектного начала в апреле, вновь разгорелись с новой силой. Шутка ли – на сей раз армянских любителей джаза ждала встреча с одним из корифеев джаза и лучших саксофонистов своего ...
Этот материал зрел долго. За десять лет существования журнала более полутора десятка альбомов Карло Актиса Дато, записанных в тех или иных форматах, прошло на страницах наших CD-Обзоров – больше, чем какого-либо иного музыканта. Я и сам ...
Любая настоящая музыка – великое искусство, и чтобы постичь его, нужно уметь видеть (я не оговорилась, – именно видеть) не только звуки, но и сквозь них… Владимир Михнович-младший, интеллигент в энном поколении, рассказал мне, как удивительный мир ...
"...Он услышал вдали звуки ударных инструментов: basic- drum , барабан и тарелки, потом бас и фортепьяно, на трех тонах, и выводит такт монотонно, медленно, очень рит мично, в мягкой тональности. Потом, куда позднее, всту пил саксофон-альт, сперва ...
От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х ...
25 февраля 2004 на 78м году жизни скончался от рака известный и уважаемый чикагский саксофонист и вокалист Эй-Си Рид (A.C.Reed). Уроженец Миссури, он был покорен звучанием саксофона еще в раннем детстве, услышав в музыкальном автомате пластинку ...
Наш отечественный джаз понес невосполнимую утрату. Умер Станислав Григорьев — выдающийся музыкант, импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса. Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха — 24 апреля ...
По-разному складываются отношения с джазом у представителей многочисленного семейства музыкальных инструментов, начало которому положил в середине ХIХ века бельгийский мастер Адольф Сакс. Крайне редко доводиться публике видеть в действии ...
Контркультура для многих остается понятием, ограниченным вполне определенными временными, географическими, социальными, идейными и творческими рамками. Это времена хиппи, психоделической музыки, наркотических "путешествий" доктора Лири и невнятных ...
"Знаете, я хотел быть силой добра, выступать против сил зла. Сил, которые приносят людям и обществу в целом беду. А я стремился быть проводником всеобщего добра." Джон Колтрейн Океан громаден, многолик, изменчив. Трудно, практически невозможно, ...
То, что 77-летний Сонни Роллинс – живая легенда джаза, вряд ли кто-нибудь осмелится оспаривать. Но это эффектное определение вполне применимо и к человеку, давно превратившемуся в памятник своим прошлым достижениям. Совсем не то Роллинс ...
Намедни в новом джазовом клубе Carpe Diem выступал известный латвийский тенор-саксофонист Вилнис Кундратс. Более двух часов публика наслаждалась "вечнозеленой" классикой джаза и собственными композициями музыканта. ...По черно-белому "Рекорду" ...