Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого мастера эксперимента поистине обширны — их нельзя рассматривать под одним ракурсом. Творческую фигуру этого гиганта не удается определить в одну форму. Здесь нет канонов, но есть глубина. Эстетические картины его многогранны и широки. Это история и действо.
Итак, Джон Зорн (John Zorn) — человек, в творчестве которого вплетены нити музыкального искусства и новаторства. Родился он 2 сентября 1953 г. в Нью-Йорке — городе денег и славы, сверкающих небоскребов и грязных трущоб. Еще будучи ребенком, Джон отличался неординарностью личности — мог часами, днями проводить в поисках чего-либо нестандартного — и уже к десяти годам, освоив фортепиано, взялся за гитару и флейту. Любые стандарты в искусстве Джон принимал "в штыки", считая, что для творческих идей не может быть границ. Да, именно нетривиальность притягивала и привлекала юношу. И столкновения новых тенденций и старых правил, естественно, не могло не случиться. Первые оппозиции юный талант ощутил на себе в музыкальном колледже, куда поступил сразу после школы. Кстати, именно там, в Сент-Луисе, Джон взялся осваивать альт-саксoфон. Однако традиционный академический подход был встречен Зорном не одобрительно. Система преподавания вызвала отвращение к учебе. Он оставил колледж, и с настроением энтузиаста направляется в Манхеттен. Здесь Джон находит понимание и поддержку со стороны молодых единомы- шленников-импровизаторов. И уже ближе к 30-и годам записывает коллекцию нойзовых и индустриальных звуков. Первые альбомы были записаны под покровительством лэйбла Electra Nonesuch и благодаря содействию молодых коллег-новаторов.- Энтони Коулмана (Anthony Coleman), Юджина Чэдбурна (Eugene Chadbum), Генри Кайзера (Henry Kaizer), Тома Кора (Torn Cora).
Стартовые студийные эксперименты оказались весьма внушительными; внутренним настроением сюжет нередко представлял собой совокупность звуков, что ни как не повлияло на высокий уровень материала. В альбомах Pool (1980) и Archery (1982) Зорн полностью отказался от мелодичности и структуры; помимо импровизации на альт-саксофоне Джон использовал игру на гитаре мокрыми пальцами, карандашами, рисовыми зернами и смычком. В качестве дополнительных звуко-эффектов применял воздушные шары, говорящих кукол, мундштуки и манки на уток. А на одном из концертов он распилил телевизор, в поисках новых звуковых вариаций.
В середине 80-х Джон Зорн делает аранжировки на произведения именитых и признанных мастеров искусства Среди тех, кому удалось оказаться в рядах прямого или косвенного сотрудничества с музыкантом, можно назвать Эннио Морриконе (Ennio Morricone), Орнета Коулмана (Omett Coleman), влияние которого очевидно в творчестве Masada, Хэнка Мобли (Hank Mobley), Ли Моргана (Lee Morgan) и других. Полный каталог композитора включает 60 студийных альбомов и несколько десятков концертных записей. Вообще, есть мнение, что количество записей с участием Джона Зорна уже давно перешло рубеж в две сотни дисков.
Известно так же, что увлечением Зорна является автор саундтреков к черно-белому кино 40-х Карл Стеллинг (Karl Stelling). Карл составлял целую композицию из разрозненных звуковых блоков, отражая происходящее на экране. Зорн идет дальше: создает пьесы из ряда музыкальных элементов, не сопоставимых по жанрам — джаз, кантри, лаунж, рок. Джон написал огромное количество римейков самых разных по своей структуре. К творчеству музыканта обратились как именитые режиссеры, так и малоизвестные. Озвучивание Зорна принадлежит к трудам таких режиссеров, как Дэвид Кроненберг и Жан-Люк Годар, Рауль Риз и Хироко Рюичи. Настоящим раритетом стал изъятый из продажи альбом Cynical Hysteria Hour (1989), написанный для японского режиссера Кирико Кубо (Kiriko Kubo).
Кроме того, композитор является вдохновителем трех музыкальных проектов. Самым ранним детищем Зорна предстает коллектив с хищным названием Cobra. Cobra начал свое существование в 1987 году и до настоящего момента радует меломанов своим творчеством. В свое время проект наделал много шума. Дело в том, что на концерте в Филадельфии (1989) перед публикой предстали версии Орнетта Коулмана в хардкорном исполнении (это альбом Spy vs. Spy). Реакция была мгновенной: разбушевавшийся критик разбил стеклянную дверь и перевернул сгол — извинения промоутера не помогли.
Уже в том же 1989 году поклонников творчества Зорна ждал приятный сюрприз — проект Naked City. Яркий состав этого коллектива предвосхитил свой успех уже с первых аккордов. Звездный состав — гитарист Билл Фризелл, клавишник Уэйн Хорвитц, барабанщик Джоуи Бэрон, английский авангардист Фред Фрит и японский вокалист Яматсуки Ая (из экстримальной банды Boredoms). Свое название проект заимствовал у нью-йорского репортера WeeGee.TaKoe имя — Naked City - Виджи дал одному из своих фотоальбомов. Журналист был знаменит тем, что некоторое время жил в своем автомобиле и 24 часа в сутки слушал полицейскую волну, отслеживая преступления. Как только поступала информация об очередном убийстве, Виджи мгновенно оказывался на месте происшествия и, как говорится, делал снимки "еще тепленькими". Одна из работ репортера стала лицевой полиграфией первого альбома Naked City. К сожалению, коллектив просуществовал лишь до 1993-После распада группы участники занялись сольной, не менее продуктивной деятельностью. В архиве Naked City следует отметить кавер-версию Grand Guignol (1991), эмбиентный Absinthe (1993) и альбом Radio.
Особый интерес вызывает уже более зрелый зорновский проект Masada. Выбор названия не случаен: именно в этом коллективе ярко и отчетливо слышатся мотивы клезмера, с характерными ближневосточными ритмами, хасидскими песнями и танцами. Masada — это древняя еврейская крепость, расположенная в двухстах шагах от берега Мертвого моря. Шесть альбомов коллектива названы по шести буквам иврита. Альбом Bar Kohba (1996) символизирует и носит имя предводителя восстания евреев в 140 г. н.э.
Стоит сказать несколько слов о прослушанных альбомах: The Book of Heads (1995) — исполнен в 35-и этюдах. Здесь мастерски воплощена игра на гитаре Марка Рибо. Сокомпозитором выступил Юджин Чэтборн. По звучанию очень напоминает старый гараж начала 80-х. Музыкант проводил массу времени в Музее искусств, что и вдохновило его на создание композиций.
Особенно интересным показался альбом Music For Children (1998), в котором собраны пьесы с 1989 по 1998 годы. Композиции наполнены эмоциональной эстетикой. Музыканту удалось совместить звуки старинных игрушек с джаз-рок импровизациями. Данный проект весьма вариативен: в нем темы насилия и жестокости мастерски совмещены с мотивами сказочного и мистического клезмера. Важно отметить и грандиозные события в Даунтаун сфере, связанные с пятидесятилетним юбилеем композитора, воплощенные в проектах Electric Masada. Например, в первой части концерта Джон Зорн выступал как дирижер, ему аккомпанировали: Марк Фелдман (Mark Feldman), Грэг Коэн (Greg Cohen), Эрик Фридландер (Eric Friedlander) — это был фыожн! Его сольный проект, полный импровизаций и новаторства, стал девятым среди юбилейных концертных версий. Он сочетает в себе хаотичность "нойза" и "плач сурдин".
Зорн так же является основателем нескольких фирм звукозаписи, концертных циклов в нью-йоркских клубах The Knitting Factory и Tonic (где в сентябре 2003 прошли торжества по случаю его 50-летия), а также независимых фирм звукозаписи Avant и Tzadik. Последняя, выпустившая уже более двухсот пятидесяти наименований, пропагандирует, среди прочего, японский авангард и Radical Jewish Culture ("радикальную еврейскую культуру") — музыкальное направление, фактически основанное самим Джоном Зорном.
Важно отметить камерные и симфонические сочинения Зорна разных жанров, в том числе "Химера", прозвучавшая в Москве на фестивале "Холодная альтернатива" в декабре 2001 года в исполнении Камерного ансамбля из Сиэтла (европейская премьера). Одни из них точно выписаны в нотах, другие построены по законам игровых стратегий, тщательно разрабатываемых самим композитором.
Приезд Джона Зорна в Москву 29 апреля 2004 года оказался таким же глубоко непредсказуемым, как и личность импровизатора. О возможности выступления композитора ходили легенды, но в итоге установилась мрачная аксиома: "Зорн в Россию не приедет никогда". Но, как говорится, никогда не говори никогда. Музыкант приехал, и приехал не один — в звездный десант вошли следующие мастера своего жанра: Марк Рибо—гитара, Джиро Батиста — перкуссии, Кенни Уоллесен — барабаны, Джеми Зафт—клавишник, Тревор Дунн—бас-гитара. Билеты на Electric Masada по своей стоимости варьировали от 20 до 800у.е.
Концерт удался! Его программу составили пьесы, охватывающие весь период творчества музыканта. Ошеломляющий эффект на публику оказал Марк Рибо, который в течение пяти лет входил в состав фри-джазовой команды Lounge Lizards, недурно выглядел и клавишных дел мастер Джеми Зафт, некогда проявивший себя в совместных проектах с В- 52's, Дэйвом Дугласом и все тем же Марком Рибо. Синтетическая атмосфера, царящая на сцене, передалась публике — эйфория была очевидна!
Джон Зорн — неоспоримый передовик авангарда, в жанровых вариациях ему нет равных. В своем творчестве он прошел увлекательный путь от неоакадемической музыки до посг-панка и джаз-рок импровизаций. Успешно проникая в суть каждого музыкального направления, он — непревзойденный мастер неореализма.
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских ...
Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, ...