Этот материал зрел долго. За десять лет существования журнала более полутора десятка альбомов Карло Актиса Дато, записанных в тех или иных форматах, прошло на страницах наших CD-Обзоров – больше, чем какого-либо иного музыканта. Я и сам рецензировал значительную их часть и могу, не кривя душой, сказать, что слушать музыку Актиса Дато всегда было интересно. Это музыкант, чьи работы всегда будят воображение, развлекают в хорошем смысле этого слова, но одновременно заставляют думать, сравнивать, анализировать – к разуму они обращены в не меньшей степени, чем к чувству. А вот банальность и скука, слепое следование стандартным схемам, механистичность – это то, что абсолютно чуждо музыке Карло. Каждый раз меня поражала позитивная энергия, излучаемая его музыкой, свежесть и оригинальность музыкального языка, и, разумеется, виртуозность игры на баритон-саксофоне и бас-кларнете. И при этом в галерее джазовых портретов на страницах Jazz-Квадрата его изображение до сих пор не появлялось. Этот пробел необходимо было восполнить.
Каких только звучных определений я не обнаружил, собирая материалы для статьи о Карло. Музыкальный провокатор, клоун с саксофоном, директор музыкального цирка, итальянский Чекасин, итальянский Джон Зорн, один из лучших баритон-саксофонистов мира – это все о нем. Диапазон мнений, как видите, достаточно широкий. Из всех броских ярлыков особенно любопытным показалось сравнение итальянского музыканта с Владимиром Чекасиным. Во-первых, Чекасина отечественные любители джаза знают лучше других. Во-вторых, эти два невысоких бородача-саксофониста даже внешне чем-то схожи. А внутренне, по сути своего творчества? Так у заголовка этой статьи появился в конце знак вопроса. Давайте начнем разбираться…
Карло Актис Дато появился на свет 21 марта 1952 года. Родился он в Северной Италии, но большую часть детских лет провел на юге страны, где его отец преподавал в сельской школе. Это помогло ему неплохо познакомиться с различными разновидностями итальянской народной музыки, как северными, так и южными. Музыкой он увлекся в раннем возрасте, начинал с игры на кларнете, а с годами основными его инструментами стали «низкоголосые» духовые – баритон и тенор-саксофоны, а также бас-кларнет. На национальном уровне его имя впервые «засветилось» в 70-е годы, причем Карло сразу проявил интерес к сфере музыки, не слишком популярной в Италии в те годы. В отличие от Англии или Германии здесь долго не складывалась своя школа джаза свободной импровизации, креативной музыки или нового джаза – читатель может выбрать любое из этих расплывчатых определений по вкусу, важно лишь понимание, что речь идет о джазовом авангарде. Дато вместе с рядом других молодых музыкантов стоял практически у истоков зарождения этой школы в Италии.
В 1974 году он вместе с гитаристом Клаудио Лодати, басистом Энрико Фацио и перкуссионистом Фьоренцо Сордини (всем им было в те годы от 18 до 22 лет) стал в Турине одним из основателей Art Studio, одной из первых авангардных групп в Италии, получившей европейскую известность. Несколько позже он стал членом Italian Instabile Orchestra – необычного проекта, в который вошли лучшие новоджазовые музыканты Италии, время от времени собирающиеся вместе для гастрольных туров или концертов, а также участвующие в проектах друг друга. Дато играл в этом коллективе заметную роль. Надо сказать, что это вообще очень активный и, что называется, легкий на подъем человек. Он переиграл с множеством знаменитостей, преимущественно из лагеря джазового авангарда, включая Сесила Тэйлора, Дэвида Мюррея, Гюнтера Соммера, Энрико Рава, Оливера Лэйка и многих других, среди которых нельзя не упомянуть известного российско-болгарского музыканта Анатолия Вапирова (альбом Live in Varna – Bulgaria, 1993). Ну и мало найдется джазмэнов с таким количеством собственных проектов, как Карло Актис Дато.
Свой квартет он основал еще в 1984 году. Этот коллектив с участием старых коллег Фацио и Сордини, а также еще одного саксофониста и кларнетиста, Пьеро Понцо, неоднократно признавался итальянской прессой лучшим джазовым комбо в Италии. Дато руководит также ансамблем Atipico Trio, в который кроме него входят саксофонисты Понцо и Беппе Ди Филиппо, играет соло, в дуэтах. Начиная с середины 90-х среди прочих его проектов на первый план начал выходить Actis Band, но Карло не оставляет при этом свои старые коллективы и даже организует все новые и новые. Со всеми этими составами он записал в общей сложности более тридцати альбомов, преимущественно на таких лэйблах, как ведущая итальянская фирма звукозаписи, специализирующаяся на джазе Splasc(H) Records или британский авангардный лэйбл Leo Records. Разумеется, с годами музыка, которую сочиняет и исполняет Карло Актис Дато, меняется. Начинал он с бескомпромиссного авангарда.
Благодаря блестящей технике циркулярного дыхания, соединенной с талантом импровизатора и неукротимым итальянским темпераментом, сольные партии Карло, особенно на баритон-саксофоне, производят сильнейшее впечатление. Его музыка стремительна, сочна, аморфные звуки сгущаются в призрачные образы и тут же, рассыпаясь, сменяются другими с калейдоскопической быстротой. Великолепные образцы его творчества представлены альбомами квартета, а также дуэтами с японскими музыкантами – пианистом Сато Масахико и саксофонистом Казутоки Умэдзу. В 2000 году критики американского журнала Down Beat назвали его лучшим баритон-саксофонистом – честь, которой музыканты не американского происхождения удостаиваются крайне редко.
Постепенно и вплоть до сегодняшнего дня все большую роль в музыке Актиса Дато начинают играть фольклорные мотивы, в первую очередь в музыке его квартета, даже названия альбомов которого носят «этнические» названия, вроде Ankara Twist или Bagdad Boogie. Карло вводит в ткань своих композиций элементы фольклора не только итальянского, но и других стран, в том числе восточные, африканские, славянские, карибские, латиноамериканские – в этом смысле для него не существует границ и запретных зон. Эти мотивы то выходят на первый план, то прячутся в гармоническую глубь композиций. Этническую музыку Актис Дато знает не понаслышке.
Неутомимый путешественник, он объездил полмира, побывал в самых экзотических уголках планеты – и не только в гастрольных поездках. Карло любит путешествовать и просто так, но при этом всегда берет с собой свои инструменты. Результаты этих поездок можно, например, обнаружить в его сольном диске The Moonwalker, в который вошли фрагменты музыки, записанной Актисом Дато с японскими детьми, на улицах Непала и Мали, Марокко и индонезийского острова Бали. Подчас Карло уже не хватает реальных фольклорных мотивов, и тогда… он придумывает сам и вводит в музыку квазифольклорные образы – как в недавнем дуэтном альбоме с испанским басистом Бальдо Мартинесом, так и названном – «Воображаемый фольклор».
С ансамблем Actis Band, в который входят итальянцы Массимо Росси, Федерико Марчезано и Дарио Бруна, а также немец Карстен Липп, Актис Дато играет несколько иную музыку. Сам он называет ее итальянским ответом на музыку нью-йоркского даунтауна – музыку Джона Зорна и его последователей, музыкантов, объединенных вокруг Мекки этого направления – нью-йоркского клуба Knitting Factory. По сравнению с музыкой квартета в ней больше агрессивности, жесткости, элементов фанка, но в то же время она доступнее для среднего слушателя, новоджазовая элитарность практически полностью испарилась, а вот этника осталась, равно как и неистощимая фантазия и изобретательность лидера Actis Band.
Осталась и еще одна черта, присутствующая в музыке Карло на всех этапах его творчества – это музыкальный юмор. Здесь просматривается очевидная параллель с музыкой Владимира Чекасина. Как и маэстро из Вильнюса, Дато не чурается в своей музыке моментов откровенно пародийных, нарочитой гиперболизации тех или иных образов. Он ироничен, причем часто это самоирония, ему весьма близка эстетика бурлеска, кабаре, цирка. Отсюда же и стремление музыканта к визуализации создаваемых им образов, театральность и «постановочность» его выступлений, присутствие в них элементов абсурдистского юмора. Разумеется, оценить это в полной мере можно, только побывав на концертах Актиса Дато, но и видеозаписи дают достаточное представление об этой черте его творчества. Да и на обложках ряда альбомов Actis Band «революционной» серии (названных именами известных исторических лиц) сам Карло и его музыканты предстают в пародийно-красочных, ярких фантастических нарядах, к созданию которых приложила руку супруга Актиса Дато. И здесь аналогии с концертами Чекасина вполне очевидны.
Но, конечно же, чтобы лучше понять творчество Карло Актиса Дато и яснее представить личность этого музыканта, очень интересно было поговорить с ним. Карло очень легко и быстро согласился ответить на вопросы Jazz-Квадрата, извинившись только, что сможет прислать свои ответы не сразу из-за плотного графика выступлений: он как раз отправлялся в небольшой тур по Франции. Но затем ответы пришли в точно указанный им срок. Любое интервью, очное или виртуальное, это всегда в определенном смысле поединок. Задавая вопросы, стараешься «разговорить» собеседника, предполагаешь ту или иную его реакцию. Ну а уж если он лаконичен и односложен, значит «ключики» к нему подобрать не удалось… Мне показалось любопытным представить нашим читателям интервью с Карло Актисом Дато примерно в таком виде, как это делают гроссмейстеры, комментируя ход шахматной партии своих коллег, то есть, помимо непосредственных «ходов», сиречь вопросов и ответов, давать и оценку того, что хотелось достичь, и того, что получилось. Итак:
КарлоАктисДато: Он играл на трубе в деревенском уличном оркестре, который маршировал по праздникам по улицам его родной деревни Маццо, на северо-западе Италии, где сейчас и я живу. По профессии он был плотником. Когда его призвали в армию во время Первой мировой войны, он играл на трубе в военном оркестре и благодаря этому вернулся домой целым и невредимым. Его друзьям на фронте вложили в руки винтовки, и они погибли, а он вернулся все с той же своей трубой! Его звали Карло, как и меня.
Мои родители совершенно не хотели, чтобы я становился музыкантом. Мой отец преподавал в школе и мечтал о том, чтобы я выучился на инженера. Я немного поучился, но у меня был плохонький кларнет, и большую часть своего времени я посвящал изучению этого трудного инструмента.
Вопрос был довольно стандартным, «вводным к теме», но в ответ прозвучала настоящая семейная мини-сага с антивоенным акцентом. Почему-то сразу вспомнился Хэмингуэй с его «Прощай, оружие» (там дело происходит как раз на итальянском фронте Первой мировой) и фильмы Федерико Феллини…
КарлоАктисДато: Мой отец (сейчас ему 86 лет) очень любил музыку Бенни Гудмэна, Арти Шоу и так далее, так что при содействии Карло (моего дедушки) я приобрел тот самый кларнет. Я начал брать частные уроки музыки, но тут подвернулся один тип, которому нужен был саксофонист для его танцевального оркестра, и я срочно перешел на тенор-саксофон и начал четыре раза в неделю работать в старом ветхом дансинг-холле, полном очень мерзких типов… постоянно одни и те же глупые рожи. Так что через пару месяцев я бросил это занятие, меня тошнило, когда я возвращался оттуда.
Тем временем я начал играть в маленьком деревенском уличном оркестре в Маццо, La Fiorita – «Цветущем». Мне это нравилось, было полно бесплатной выпивки и еды, приятное времяпрепровождение, но, к сожалению, без денег. К тому времени я начал играть с разными свинговыми биг-бэндами и блюзовыми группами, а также с молодыми ребятами, игравшими летом на танцах на деревенских фестивалях. Мы играли самую разную музыку.
Мне показалось, что Карло было приятно вспоминать, как все начиналось…
КарлоАктисДато: Коулмен Хокинс, Дон Байас, Сонни Роллинс, Хэнк Мобли, ЭРИК ДОЛЬФИ, Энтони Брэкстон… и еще много-много других… Думаю, Эрик Дольфи повлиял на мою игру на бас-кларнете.
Вот здесь я ожидал более развернутого ответа, но Карло был краток. Можно было предположить, что темпераментная, «горячая» манера игры Хокинса и Роллинса окажется близка ему, равно как и изощренность фри-джазового мышления Энтони Брэкстона. А уж имя Эрика Дольфи, как первого среди равных, он выделил сам.
ЛеонидАускерн:Спервыхднейсуществования Art Studio идотвоихсовременныхпроектовмызнаемКарлоАктисаДатокакодногоизнаиболеекреативныхпредставителейавангардавЕвропе. Видишьлитыкакие-тосвязисафроамериканскойджазовойтрадициейвсвоеймузыке?
КарлоАктисДато: Мы безумно любили музыку Art Ensemble, Оливера Лэйка, Стива Лэйси, Сан Ра…
Мы играли какие-то партитуры собственного сочинения и стремились придать им определенную внутреннюю структуру, причем не гаммы и аккорды были тут на первом плане, мы концентрировались на таких понятиях, как колористика, атмосфера, ритм… Сам подход был тут по преимуществу джазовым, авангардным, очень серьезным и не носившим каких-то особенных «итальянских» или европейских оттенков.
Позже я основал собственный квартет, ориентированный на более «близкую» слушателю музыку, а также на этнику.
Вопрос не случаен. Целый ряд европейских авангардных музыкантов, к примеру, тот же Чекасин, вообще отрицает связь своей музыки с джазом. Интересна была позиция Карло по этому вопросу. Прямого ответа он не дал, но указал на связь своих ранних работ с американским джазовым авангардом, а в музыке того же Сан Ра или отдельных работах Art Ensemble Of Chicago опосредствованная связь с традицией все же существует.
КарлоАктисДато: Я думаю, Folklore Imagina-rio подходит лучше всего.
Развитие предыдущего вопроса и ответ, не оставляющий и тени сомнения: для Карло его сегодняшняя музыка это, в первую очередь, «воображаемый фольклор».
ЛеонидАускерн:Wake Up With The Birds, твойальбомсКазутокиУмэдзу, одинизсамыхмоихлюбимыхвтвоейдискографии. Думаю, этоклассическийпримерсвободнойимпровизации. Можнолиожидатьвбудущемкаких-тосовместныхпроектовсКазутоки?
КарлоАктисДато: Думаю, нет. Время проходит… в том числе и для меня. Я тоже люблю этот диск, но, к сожалению, сегодня было бы очень трудно снова сыграть такую музыку. Мне и хотелось бы, но, по моему, сегодня люди не готовы воспринимать и слушать импровизационную музыку такого рода… Очень скверная ситуация сейчас, особенно в Италии.
Ответ честный, но очень грустный. Как хотелось бы вновь прикоснуться к тому волшебству, которое устроили Карло и Казутоки на четырех саксофонах, Карло – на «низких», баритоне и теноре, а Казутоки – на «высоких», альте и сопрано! Что же касается «хорошего» времени для фри-джаза, то сильно хорошим оно не было никогда и нигде, эта музыка всегда игралась немногими для немногих. Жаль, что такой талантливый человек, как Карло Актис Дато, уже не видит себя среди них…
КарлоАктисДато: Опыт работы с квартетом насчитывает уже 24 года. Он был первым в Италии ансамблем, игравшим джаз в сочетании с этнической музыкой, а также с юмористическими элементами, вплетенными в контекст шоу. За эти годы я совершил много путешествий по Турции, Северной Африке, Восточной Европе, Юго-Восточной Азии, черной Африке, и мне хотелось передать в музыке этот опыт, знакомство с различными концепциями в музыке и в жизни. А также вложить в эту музыку немного самоиронии, дать больше развлекательности, больше мелодичности, больше театральности. Actis Furioso – это практически более крупная версия квартета (нас десятеро в этом ансамбле).
Actis Band совсем другой. Я основал этот коллектив в 96-м году с привлечением более молодых музыкантов, для того, чтобы ввести в музыку новый материал, мощную энергетику и звучание, элементы contemporary и техно-рока.
Brasserie Trio и Atipico Trio – это ансамбли, в составе которых только исполнители на духовых инструментах, без ритм-секции. Так удобнее исследовать потаенные возможности каких-то конкретных композиций. А кроме того, я очень люблю акустическое звучание.
Я также довольно часто играю сольные концерты. Мне нравится ощущение риска, когда ты остаешься один перед множеством людей, собравшихся слушать и смотреть на тебя. Для меня вообще очень важен во время концерта визуальный аспект. С квартетом или Furioso мы время от времени обряжаемся в весьма необычные костюмы, которые придумывает моя жена.
В дуэтах возникает весьма забавная ситуация: подчас ты можешь сыграть с партнером одну и ту же вещь по-разному, подчас чувствуешь себя очень уверенно и играешь очень легко и свободно (как, например, в дуэте с Умэдзу или с некоторыми канадскими или американскими музыкантами).
Более исчерпывающего ответа трудно было ожидать.
ЛеонидАускерн:Многимтвоимкомпозициямприсущечувствоюмора, возможно, ироническогоюмора. Авобычнойжизнитывеселыйчеловек?
КарлоАктисДато: Да иногда не очень… но в любом случае я оптимист!
…В обычной жизни? А что такое обычная жизнь? Обычная для кого? В каком смысле? Моя обычная жизнь – это музыка и путешествия, и работа в саду, и прогулки в горах. В одну жизнь вмещается много разных жизней, я не знаю, это «обычная жизнь» или нет!
Ха-ха-ха!
Задавая этот вопрос, я и не предполагал, что он вызовет такой неожиданный ответ. Бурная, темпераментная реакция и выход на философские обобщения. Карло явно не любит стереотипы.
ЛеонидАускерн:Че, Альенде, ГарибальдиидажеДонКихотвназванияхальбомов Actis Band – всехэтихлюдейможноназватьреволюционерами. Революцияилиэволюция – какойпутьразвитиявсоциальнойжизниивискусстветыпредпочитаешь?
КарлоАктисДато: Революция или эволюция?
Быть иль не быть?
Вот у этого вопроса был свой подтекст. Ряд высказываний Карло выдает в нем человека достаточно левых взглядов. Он недолюбливает консервативных политиков, весьма влиятельных на промышленно развитом севере Италии, в его родном Пьемонте. Серия вышеупомянутых альбомов говорит сама за себя. А есть еще и отдельные композиции, посвященные таким неоднозначным личностям, как мексиканский команданте Маркос или Ясир Арафат. Интересно, что в интервью испанскому журналисту Хесусу Морено Карло назвал Гарибальди самым наивным из своих героев за то, что тот вручил завоеванную им победу в деле объединения Италии слабому и никчемному королю – оценка, полностью совпадающая с тем, как писали о Гарибальди Маркс и Герцен. Мне хотелось вызвать Карло на откровенный разговор, но… с помощью бессмертной фразы Гамлета он виртуозно ушел от подробностей.
КарлоАктисДато: Это заняло бы слишком много времени. Один мой друг предложил мне написать книгу о моих приключениях. Ха-ха-ха! Я двенадцать раз был в Турции, по десять раз в Марокко и Японии, много-много раз в черной Африке, в Индии, Индонезии, Бирме, Австралии, Новой Зеландии, Таиланде… к сожалению, пока еще не был в Китае, это очень серьезный пробел. Теперь он на очереди!
Я обожаю путешествовать, с очень скромными денежными затратами, без отелей, в маленьком автомобиле, когда ночуешь в нем же, или на автобусе, люблю находить по пути друзей. Со мной всегда мой саксофон или кларнет… и моя жена тоже… и ты можешь вглядываться и вслушиваться в самые разные культуры, в реальность, которую ты бы и вообразить себе не мог, если бы остался дома, сидя у телевизора!
А когда ты путешествуешь, то, прежде всего, впитываешь все окружающие звуки, внимательно прислушиваешься к ним, и позже они всплывают в памяти, в твоем изменившемся за время странствий сознании. Ты меняешься навсегда. Я никогда сознательно не использую какие-то «экзотические» звукосочетания или размеры, но я открыт для потока идущих извне идей… и я играю или пишу музыку. Все происходит естественно, само по себе. Так ремесленник обрабатывает кусок дерева, так мой дед делал мебель…
Мне нравится азиатский стиль жизни, тамошняя культура, буддистское мировоззрение (я – АБСОЛЮТНО не религиозен), более гибкое и УМИРОТВОРЯЮЩЕЕ по сравнению с западным образом мыслей, агрессивным и лишенным всякого уважения к «инакочувствующим».
А еще я живу в деревне, я работаю в своем саду, я выращиваю овощи и фрукты, которыми питаюсь. Это очень, очень, очень важно, музыка – это земля, кровь, краски, пища, путешествия, люди…
Достаточно банальный вопрос – и в ответ такой блистательный, во многом неожиданный монолог, ставший, на мой взгляд, самым ярким фрагментом нашей беседы. Благодаря Карло за интервью, я написал ему, что его ответы похожи на его музыку – они столь же порой парадоксальны, порой неожиданны, но всегда искренни и интересны.
А еще я написал о том, что это интервью помогло мне, а теперь, надеюсь, и вам, читатель, лучше понять человека и музыканта по имени Карло Актис Дато. Этот человек и его взгляды на творчество и на жизнь кажутся мне весьма симпатичными. И, пожалуй, пора ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи. Нет, Карло Актис Дато – это не итальянский Чекасин. При всей внешней схожести некоторых моментов в их музыке и способе ее подачи, питают ее разные мотивы. Ирония у Карло не носит самодовлеющий характер, его музыка теплее, оптимистичнее и, если хотите, гуманистичнее. Последняя на сегодня работа Актис Дато – выпущенный под маркой Actis Band альбом Zhon Guo’ – Cina! (2007, Leo Records) во многом подтверждает эту тенденцию. При этом Карло записал этот свой «китайский» альбом, в котором вдобавок отдал дань и афробиту, еще не побывав в Поднебесной, в которую, как он признается, еще только собирается попасть. Будем надеяться, что за Великой Стеной и в новых странствиях этот неутомимый путешественник отыщет новые вдохновляющие идеи, а размеренный быт родной деревни и горные альпийские пейзажи помогут переплавить их в яркую, глубокую музыку, ведь, как он сам заметил, «…музыка – это земля, кровь, краски, пища, путешествия, люди…».
Избранная дискография (приведены только альбомы, да и то далеко не все, в которых Карло Актис Дато выступает в качестве лидера):
Il ragno (Drums, 1977) – с Art Studio
Diagnosi (CMC, 1978) – с Art Studio
Noblesse Oblige (Splasc(H), 1986) – с Actis Dato Quartet
Ankara Twist (Splasc(H), 1989) – с Actis Dato Quartet
Where the Reeds Dare (Splasc(H), 1990) – с Atipico Trio
Urartu (Leo Records, 1994) – соло
Blue Cairo (Splasc(H), 1995) – с Actis Dato Quartet
Gone with the Winds (Splasc(H), 1996) – с Atipico Trio
Delhi Mambo (YVP, 1998) – с Actis Dato Quartet
Son Para El Che (Splasc(H), 1999) – с Actis Band
Wake Up With The Birds (Leo Records, 1999) – c Казутоки Умэдзу
Liberissimo (Baj Records, 1999) – с Сато Масахико
Ginosa Jungle (Splasc(H), 2000) – с Actis Dato Quartet
Paella & Norimaki (Splasc (H), 2000) – с Энцо Рокко
The Moonwlaker (Leo Records, 2000) – соло
Don Quijote (Splasc(H), 2001) – с Actis Band
Garibaldi (Leo Records, 2002) – с Actis Band
Istanbul Rap (YVP Music, 2002) – с Actis Dato Quartet
Allegro con Brio (Leo Records, 2004) – с Atipico Trio
On Tour – Live 2004 (Splasc(H), 2004) – с Actis Band
Avanti Popolo! (Splasc(H) Records, 2005) – с Actis Furioso
Allende (Leo Records, 2006) – с Actis Band
Zhon Guo’ – Cina! (Leo Records, 2007) – с Actis Band
22 марта нынешнего года скончался прекрасный саксофонист, кларнетист, вокалист и поэт Рик Фэй. Его памяти посвящается этот короткий очерк. Как вы считаете, может ли джазмен, записавший 13 сольных альбомов, участвовавший в записи еще одиннадцати и ...
«...Ни белых мелодий нет, ни черных мелодий нет — есть только музыка, брат». (Ричард Рив, южноафриканский писатель) Разрешите предложить вашему вниманию для начала три длинные цитаты: " Многие не играют по-настоящему вместе, и ...
Владимир Чекасин родился в 1947 году в Свердловске (г.Екатеринбург, Россия). С шести лет играет на скрипке и фортепиано, с десяти лет - на кларнете. Только в последних классах музыкальной школы увлекся игрой на саксофоне. Закончил Свердловскую ...
Когда брежневский режим начал помаленьку выпускать за линию бдительного взора Карацупы и Джульбарса отщепенцев, остро желающих покинуть страну развитого социализма, люди искусства потянулись среди первых. Кто–то ехал в Израиль, кто–то — в Европу, ...
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...