Чисто внешне он больше всего напоминает оперного певца. Наверняка я не слишком оригинален в этом сравнении. На подобные ассоциации работает слишком многое: и приличный рост в сочетании с фактурной фигурой, и элегантная бородка, и, наконец, итало-американское происхождение — всем ведь известно, что опера — это итальянское know how.
Кстати, есть у него в дискографии и соответствующий альбом, Viva Caruso, где он отдает дань уважения оперному гению со своей исторической родины. Наконец, он тоже тенор, правда, саксофонист. И по уровню мастерства, известности и уважения среди коллег и поклонников выглядит ничуть не бледнее самых знаменитых оперных тенор-певцов. Много лет подряд он входит в топ-группу джазовых исполнителей на своем инструменте, очень часто возглавляет список лучших тенористов в различных опросах. Очередной, недавно опубликованный шорт-лист Ассоциации Джазовых Журналистов для голосования на титул лучшего тенор-саксофониста года вновь не смог обойтись без его имени. Его зовут Джо Ловано.
Джозеф Сальваторе Ловано (р. 29.12.1952 г.) не мог не стать музыкантом и притом именно тенор-саксофонистом. Он родился в большой, дружной и музыкальной семье в Кливленде, штат Огайо. Его папа Тони, по прозвищу Биг Ти (Big T), работал парикмахером, а вечерами играл на тенор-саксофоне вместе со своими братьями Ником и Джо, тоже тенор-саксофонистами, еще один брат, Карл (то есть еще один дядя нашего героя), играл на трубе. Мама Джо и его тетя сами не играли на каких-либо инструментах, но были азартными поклонницами джаза и болельщицами джазовых успехов мужской половины семейства. Словом, Ловано были настоящим джазовым кланом, дружным и сплоченным, какими, наверное, бывают только итальянские семьи. И младший отпрыск клана, именно благодаря которому это имя получило всемирную известность, естественно, начал приобщаться к музыке в самом нежном возрасте. Уже в пять лет Джо вовсю "дудел" в альт-саксофон, а несколькими годами позже начал осваивать под руководством отца и тенор. Биг Ти приложил много стараний к делу музыкального воспитания сына. Он не просто посвящал мальчика в секреты техники игры, но и учил его именно импровизировать на тенор-саксофоне. Ловано-старший был достаточно популярен среди музыкантов Кливленда. Через город проходили концертные трассы многих джазовых знаменитостей, и Биг Ти, встречаясь с ними, обязательно брал с собой Джо. Так мальчик лично познакомился с Сонни Ститтом и Диззи Гиллеспи, Джеймсом Муди и Роландом Кирком. Когда Джо подрос, отец стал таскать его на джэмы и репетиции, постепенно и сам Джо начал все смелее пробовать свои силы, выходя на сцену рядом со взрослыми музыкантами. В 16 лет он уже стал членом профсоюза музыкантов, играл в различных клубах, подменяя при необходимости отца, и заодно зарабатывал деньги на будущую учебу. В семье реалистично смотрели на быстрый прогресс сына, понимая, что под явно проявившийся природный талант надо подвести прочную теоретическую базу. Тем более что когда Джо заинтересовался музыкой Колтрейна и Коулмена, знаний, для того чтобы разобраться в этой музыке, стало не хватать, да и отношение к джазовому авангарду в кругу Биг Ти и его друзей было, мягко говоря, сдержанным.
После окончания школы Джо Ловано поступил в знаменитую на весь мир Berklee School of Music в Бостоне. Позволю себе в этой связи небольшое отступление. Неоднократно приходилось сталкиваться с мнением, что при всех достоинствах джазового образования, которое дают в Беркли, есть в нем и теневая сторона. Поставленное на поток обучение подавляет в какой-то степени индивидуальность, нивелирует способных ребят, и в итоге из стен учебного заведения выходят прекрасно подготовленные технически, но не слишком готовые к демонстрации новых, нестандартных подходов и идей, музыканты. Подчас, слушая работы молодых джазмэнов, прошедших школу Беркли, внутренне соглашаешься с таким мнением. Но пример Ловано говорит об относительности любых теорий. Бостон послужил катализатором для мощного творческого потенциала юноши. А ведь в эти же годы вместе с Ловано здесь учились Джон Скофилд, Билл Фризелл, Кенни Вернер — этим музыкантам в яркости тоже никак не откажешь. Именно тогда в Беркли пришел преподавать выдающийся вибрафонист и композитор Гэри Бартон. В первом же студенческом ансамбле, организованном Бартоном в здешних стенах, нашлось место и для Джо Ловано. Годы учебы помогли Ловано обрасти полезными знакомствами, многое почерпнуть из общения с прекрасными педагогами и талантливыми коллегами. Не прекращал он все это время и выступать на любых "халтурах", зарабатывая деньги для дальнейшей учебы. В творческом плане в эти годы он стремился совместить идеи апостолов фри-джаза с более традиционными схемами, выдвигая на передний план метод модальных гармоний. Завершая тему Беркли, остается упомянуть, что в 1998 году Джо стал почетным доктором в своей alma mater, а в 2003 году издательство Berklee Press выпустило в формате DVD школу игры на тенор-саксофоне, с любовью подготовленную бывшим студентом Беркли Джо Ловано.
Первый ангажемент молодого выпускника Беркли носил откровенно коммерческий характер: шесть недель Джо играл в ансамбле, аккомпанировавшем во время гастрольного тура... Тому Джонсу. А вот затем он получил настоящую джазовую работу: его пригласил в Детройт, в свой ансамбль, известный хард-боповый органист Д-р Лонни Смит (Dr. Lonnie Smith). С экзотической внешности афроамериканцем Джо играл в местных клубах, ездил в большое концертное турне в 1974 году и, наконец, впервые попал в студию звукозаписи: альбом Смита Afrodesia, в записи которого участвовал Ловано, впервые оказавшись в этой связи в Нью-Йорке, приобрел широкую популярность и даже вывел Ловано (в составе ансамбля Смита) на сцену Карнеги-Холл. Как позже вспоминал Джо, работа с Д-ром Лонни Смитом оказалась для него хорошей школой во многих отношениях. Порой итальянцу из Кливленда было непривычно выступать в клубах, где он был единственным человеком с белым цветом кожи, как среди тех, кто стоял на сцене, так и среди тех, кто сидел в зале. Играя со Смитом, нужно было каждую секунду быть готовым к неожиданной вариации, импровизационному ходу, придуманному партнером и уметь достойно ответить тем же. Словом, это был настоящий джаз! После этого первого серьезного профессионального опыта Ловано сотрудничал с музыкантами самых разных направлений — от Чета Бэйкера до Рашида Али — и постепенно приобрел репутацию надежного и грамотного сайдмэна.
Все эти ангажементы были связаны с работой в малых составах, комбо, как их называют в джазе. Но в 1976 году творческий путь Джо резко поменял направление: он пришел работать в биг-бэнд, да еще в какой знаменитый! Конечно, к тому времени пик популярности славного Вуди Хермана был уже позади, и самые продуктивные "стада" (так Вуди именовал свои бэнды) уже не паслись на джазовых лугах. Но 1976 год был годом особым. Вуди проводил в том году свой Woody Herman's 40th Anniversary tour и в рамках этого проекта пригласил в свой оркестр как ранее работавших с ним ветеранов, так и талантливых молодых исполнителей. Тенор-саксофон был доверен Джо Ловано. Во второй раз в жизни Джо поднялся на сцену престижного Карнеги-Холл в Нью-Йорке, когда там проходил The 40th Anniversary Concert. Молодой музыкант наряду с прославленными Стеном Гетцем, Зутом Симсом, Элом Коном, Джимми Джуффри, Флипом Филлипсом и Фрэнком Тибери стал одним из главных солистов на этом концерте. У Вуди Хермана Ловано проработал три года. Многое в этот период времени с ним происходило впервые. Он впервые совершил вместе с бэндом Хермана тур в Европу, впервые начал выступать на больших международных джазовых фестивалях в качестве солиста, впервые давал мастер-классы в различных университетах и колледжах, когда Thundering Herd прибывал туда с концертами. Работа с неистовым Херманом изматывала: постоянные концертные туры, в год не более двух недель "оседлой" жизни, но и приносила большое удовлетворение. Джо вспоминал: "Когда я работал с Вуди, у меня была масса возможностей в соло для демонстрации каких-то новых идей. Вуди всегда был открыт для таких экспериментов и приветствовал их".
На самом рубеже 80-х годов, несколько подустав от постоянных разъездов, Джо вернулся в Нью-Йорк, где и продолжил свою джазовую карьеру. Он с одинаковым интересом принимал приглашения как в большие, так и в малые составы. С 1980 по 1991 год каждый понедельник Джо играл с оркестром Мела Льюиса (Mel Lewis) в известном джазовом клубе Village Vanguard. Отношения с Мелом сложились столь теплые, что последний с удовольствием садился за ударную установку в лидерских проектах Ловано и даже участвовал в качестве барабанщика в записи первого альбома Джо Tones, Shapes And Colors (Soul Note, 1985), сделанной во время концерта в Jazz Coalition Center в Нью-Йорке. Ловано с большим уважением вспоминает этого своего партнера: "Мел был одним из самых сильных, прекрасно чувствовавших свинг и душевно щедрых музыкантов, которых я знал. Я многому научился у него, включая и такие чисто музыкальные моменты, как уроки оркестровки и компоновки музыки, так и оптимальные способы построения взаимоотношений внутри ансамбля". Помимо бэнда Льюиса, Ловано работал и с оркестрами Карлы Блей, Боба Брукмейера, Гюнтера Шуллера, Liberation Music Orchestra Чарли Хейдена.
В 1981 году Ловано начал сотрудничать с другим известным барабанщиком — Полом Мотиэном (Paul Motian), но уже в формате комбо. Вместе со своим однокашником по Беркли Биллом Фризеллом они составили трио, игра которого получила широкое признание, особенно в Европе. Сотрудничество с Мотиэном, длящееся уже более двадцати лет, принесло Ловано широкое международное признание и вызвало интерес к творчеству Джо у ряда европейских фирм звукозаписи. Напомню, что его уже упоминавшийся дебют в качестве лидера состоялся на итальянском лэйбле Soul Note, а диски Ловано выходили также на Enja, Jazz Club и других европейских лейблах. И помимо Мотиэна список музыкантов, с которыми сотрудничал Джо, выглядит как некий энциклопедический справочник по современному джазу. Тут и Дэйв Брубек, и Джон Скофилд, и Херби Хэнкок, и Мишель Петруччиани, и МаКой Тайнер, и Джим Холл, и Эйби Линкольн и многие-многие другие знаменитости.
Но об одном из партнеров Ловано надо сказать особо. Точнее, об одной. Это вокалистка и танцовщица Джуди Сильвано (Judi Silvano). Джо и Джуди познакомились вскоре после переезда Ловано в Нью-Йорк и оказались интересны друг другу не только в творческом, но и в человеческом плане. Партнерами и по жизни, и по джазу они остаются до сих пор. Это очень счастливый союз, что очевидно хотя бы по тому, как Джо говорит о Джуди: "Она полна идей и не устает удивлять меня их глубиной и экспрессией. Мы учимся друг у друга и творчески растем вместе в благословенном мире музыки и жизни". Остается добавить, что голос Сильвано звучит в пяти альбомах Джо Ловано, а сам он также с удовольствием участвует в музыкальных проектах Джуди.
Но об этом как-нибудь в другой раз, а теперь самое время перейти к собственным проектам Ловано. Как почему-то часто случалось в его творческой биографии, очередным переломом опять стал рубеж десятилетий. В самом начале 90-х Джо подписал контракт с таким легендарным лейблом, как Blue Note. Похоже, это придало новый импульс творчеству музыканта — и как исполнителю, и как композитору, и как бэнд-лидеру. Союз, заключенный между Ловано и Blue Note, не прерывается уже полтора десятка лет. За это время Джо выпустил на лэйбле почти столько же альбомов. С начала 90-х годов неуклонный творческий рост Ловано стал особенно очевиден. В своих проектах Джо экспериментирует с самыми разными форматами — от соло до нонета, богатое, сочное звучание, прекрасная динамика и редкая экспрессивность исполнения выдвинули Ловано в ряды лучших тенор-саксофонистов джаза. Музыкант находится в постоянном поиске новых выразительных средств, нового звука. Сочетание духовой секции с сопрано его супруги уже стало фирменным для Ловано, но он еще очень любит звуки гонгов и барабанов (в своем доме, который находится в живописном лесном уголке долины Гудзона, у него есть полнокомплектная ударная установка) и даже сам играет на ударных в трех альбомах. Освоил он и практически все инструменты из семейства саксофонов, эпизодически удивляя поклонников джаза своими соло на баритон- или сопрано-саксе. При этом Ловано предпочитает в творчестве держаться все же в очень условных рамках мэйнстрима, избегая как резко авангардных звучаний, так и сползания к коммерческому smooth jazz. Не в накладе и Blue Note: имя Ловано стало одним из самых громких в каталоге лэйбла. Шеф фирмы Брюс Лундвалл так рассказывает об их союзе: "Когда в конце 80-х я увидел Джо Ловано в Peter Erskine's Band, я тут же предложил ему подписать контракт. Впервые услышав Джо Ловано, я сразу почувствовал, что столь изобретательного и столь великолепно свингующего тенориста мне уже давно не приходилось встречать. Джо вырос в гиганта на своем инструменте и в джазе в целом".
Уже один из первых "блюноутовских" дисков Ловано — Universal Language — принес волну хвалебных рецензий в прессе и вызвал интерес у публики. Все отмечали скэтовый вокал Джуди Сильвано, удачную игру пианиста Кенни Вернера и трубача Тима Хэгганса. Следующий диск с красноречивым названием Tenor Legacy продемонстрировал джазовому миру блестящий дуэт двух прекрасных тенористов: Ловано пригласил в этот проект такого мастера, как Джошуа Редмэн. Альбом получил номинацию на Грэмми в категории "лучшая джазовая запись комбо". Одним же из пиков джазовой карьеры Джо в 90-е годы стал, бесспорно, альбом Rush Hour, где Ловано в сопровождении деревянных духовых, струнных и голоса исполняет композиции классиков — Монка, Мингуса, Коулмэна, Эллингтона и свои собственные в аранжировках легендарного Гюнтера Шуллера. После этой записи читатели и критики Down Beat назвали Ловано музыкантом года, а альбом — лучшим диском года, читатели Down Beat также сочли Ловано лучшим тенор-саксофонистом 1995 года. Ловано получил также еще одну номинацию на Грэмми. Весь 1995 год Джо провел в концертных турах с ансамблем под названием Symbiosis Quintet, исполняя музыку из этого диска.
Новые награды и новые номинации на Грэмми принесли Джо два очень удачных последующих альбома. Один их них — это концертный диск, где запечатлены два выступления Ловано с квартетом в его любимом клубе Вилледж Вангард. В одном случае Джо играет с Мэлгроу Миллером, Крисченом МакБрайдом и Льюисом Нэшем, а в другом — с Томом Харреллом, Энтони Коксом и Билли Хартом. Обе "команды", как видите, словно на подбор. Вторым альбомом, Celebrating Sinatra, Ловано открыл свою серию дисков-посвящений знаменитостям, решив в данном случае отдать дань уважения культовому для многих поколений американцев певцу. Номинации на Грэмми — это, конечно, очень почетно, на такой уровень поднимались немногие. Но в чем-то титул "номинанта Грэмми" напоминает "серебро" спортсмена на Олимпийских Играх — достижение, но с горчинкой: все-таки не первый... Джо Ловано дождался своей премии Грэмми. Это произошло в 2000 году. Музыкант был удостоен награды в категории "лучшая запись большого джазового состава" за очередное "путешествие в прошлое" — альбом 52nd Street Themes, где Ловано с блеском придал современное звучание классическим джазовым темам сорока-пятидесятилетней давности.
А до этого были не менее интересный, тонкий и умный дуэт с замечательным пианистом Гонсало Рубалькабой (Flying Colors) и, возможно, лучшее в современном джазе трио без фортепьяно с Элвином Джонсом и Дэйвом Холландом (Trio Fascination: Edition One). А после этого — новые альбомы трио Ловано и нонета Ловано, новый альбом-посвящение памяти великого итальянского оперного певца Энрико Карузо... Вы можете убедиться по дискографии, что новые работы Ловано появляются практически каждый год, а в особенно "урожайные" периоды — и по два альбома за год. А ведь есть еще и концертные туры, и преподавательская деятельность. У Джо остается не так много времени на любимые им занятия плаванием, игру в гольф или просто умиротворенный покой в его уютном гнездышке, вдали от вечного кипящего новостями, страстями и событиями Нью-Йорка.
Но не похоже, что Джо Ловано собирается сбавлять обороты. Креативность и энергия не покидают этого человека, перешагнувшего несколько лет назад пятидесятилетний рубеж. Он остается одной из самых значимых фигур современного джаза и одной из ярчайших звезд тенор-саксофона. В начале этой статьи я уже говорил, что оперные аналогии, когда речь идет о Ловано, напрашиваются сами собой. Возникли они и у критика Уилла Фридвальда из The Village Voiсe: "Уберите Паваротти, величайшего итальянского тенора нашего времени зовут не Лючано, а Ловано!" Простим Уиллу экспансивность и излишнюю категоричность. Но в том, что касается масштабности фигуры Джо Ловано, — критик не ошибся.
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских ...
Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, ...
«...Говорят: он иноходью скачет, это значит — иначе, чем все.» (Вл. Высоцкий, «Бег иноходца») Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей ...
В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его ...
Владимира Петровича Резицкого я увидел и услышал впервые в 1980 году. Концерт его группы "Архангельск" состоялся в каком-то новом московском залe, кажется, в концертном зале Олимпийской деревни. Это была первая новоджазовая группа, которую мне ...
Уважаемые читатели! Владимиру Чекасину — легендарному джазовому саксофонисту, композитору, педагогу, режиссеру в феврале 2007 года исполняется 60 лет. Яркие, почти невероятные по событийности и значению факты его творческой биографии, связанные ...
24 февраля 2003 года исполнилось 95 лет со дня рождения ветерана Советского джаза, музыканта-утесовца, банджиста, альт-саксофониста, кларнетиста Ореста Оскаровича Кандата. Он родился в Вене в семье бродячих музыкантов. Учился в г.Риге в немецкой ...