В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его музыкальная карьера — одна из самых стремительных и головокружительных в истории джаза последних десятилетий.
Уэйн Эскоффери родился в британской столице в семье выходцев из Вест-Индии 23 февраля 1975 года. Если не считать отца — самоучки-гитариста, музицировавшего в стиле рэггей, Уэйн рос в относительно немузыкальной среде, хоть и имел возможность слушать пластинки с записями рэггей, соул и ритм-энд-блюза из коллекции, которую собрала его мать. Разведясь с мужем, в 1983 году она вместе с сыном перебралась в Соединенные Штаты, где, после нескольких переездов, в 86-м окончательно обосновалась в Нью-Хэйве- не, штат Коннектикут.
С раннего детства мальчик любил петь, подражая исполнителям самых разных стилей, но так продолжалось лишь до тех пор, пока он не стал обучаться музыке (обратив внимание на способности сына, женщина решила не жалеть денег на его музыкальное образование).
В одиннадцать лет Уэйна после прослушивания отобрали в The New Haven Trinity Boys Choir — всемирно известный хор мальчиков, который ежегодно совершал гастрольные туры и записывался в студии. Тогда же он стал брать частные уроки игры на саксофоне, одновременно играя на теноре в школьных бэндах. Когда ему исполнилось шестнадцать, Уэйн ушел из хора и всерьез занялся игрой на саксофоне. Он посещал занятия организованной Билли Тэйлором (Billy Taylor) специально для детей из американской провинции программы The Jazz Mobile, которая некогда выросла из созданного еще Кларком Терри (Clark Terry) The Harlem Youth Band, а также числился учеником The Neighborhood Music School and The Educational Center for the Arts. Учась в последнем классе средней школы, Уэйн посещал еще и The Artists Collective в соседнем с Нью-Хэйвеном Хэртфорде.
Именно здесь он впервые встретился с Джэки МакЛином (Jackie McLean), всемирно известным альт-саксофонистом, пик популярности которого пришелся на 50-60-е годы, основателем The Artists Collective и учредителем джазовой программы в The Hartt School. У МакЛина Уэйн прошел полный курс обучения, получил диплом об окончании The Hartt School и звание бакалавра — исполнителя джазовой музыки. В те годы Эскоффери приобрел относительную известность, как "находка" Джэки МакЛина. Обучаясь в The Hartt School, он играл с такими великими джазменами, как Кэтис Фуллер (Curtis Fuller), Эдди Хендерсон (Eddie Henderson), Филип Харпер (Philip Harper), Клод Уильямс (Claude Williams) и Элберт Хиз (Albert Heath). Затем Уэйн прошел отбор во впервые набиравшуюся группу "самых талантливых в мире" молодых джазовых музыкантов для обучения в The Thelonious Monk Institute of Jazz Performance при The New England Conservatory в Бостоне. Здесь Эскоффери с успехом прошел полный курс двухгодичной программы обучения. Учась в институте, он гастролировал с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), выступал и записывался с Джорджем Коулмэном (George Coleman), Джимми Хизом (Jimmy Heath), Доном Брэдном (Don Braden), Кларком Терри (Clark Terry), Роном Картером (Ron Carter), Бэрри Хэррисом (Barry Harris), Чарли Персипом (Charlie Persip) и другими именитыми музыкантами.
В мае 1999 года Уэйн получил диплом и звание магистра The New England Conservatory, после чего двинулся в Нью-Йорк С этого переезда начался стремительный взлет профессиональной карьеры Уэйна Эскоффери. Уже в 2000 году он работал с Карлом Элленом (Carl Allen), Эриком Ридом (Eric Reed) и в The Charles Mingus Big Band. Затем играл вместе с Ральфом Петерсоном (Ralph Peterson), Беном Рейли (Ben Reilly), Роном Картером (Ron Carter), Доном Сиклером (Don Sickler), Биллом Чэрлэпом (Bill Charlap), Брюсом Бэртом (Bruce Barth) и другими звездами джаза мировой величины. Работал и с такими вокалистками, как Мэри Сталлингс (Mary Stal-lings), Синтия Скотт (Cynthia Scott), Нэнси Бэнкс (Nancie Banks), Лаверна Батлер (Laver-ne Butler) и Кэролайн Леонарт (Carolyn Leonhart). Уэйн быстро приобрел известность благодаря прекрасному саунду, виртуозной технике и многогранности исполнения, что является исключительной редкостью для музыкантов его возраста. J. Robert Bragonier, известный журналист из Аll About Jazz Magazine, писал тогда: 'Этот талантливый юноша способен к продолжительным. плавным музыкальным фразам, обладает примечательным творческим потенциалом и широким диапазоном выразительных средств". Комментируя влияние Джэки МакЛина на Уэйна Эскоффери. он отметил, что "...это влияние очевидно в его познаниях в истории джаза, скупых, угловатых гармониях и мощном мускульном тоне".
В настоящее время Уэйн Эскоффери периодически гастролирует по Америке и за ее пределами с The Mingus Band, выступает с Абдуллой Ибрагимом (Abdullah Ibrahim), Лонни Плзксико (Lonnie Plaxico), собственным квартетом и некоторыми другими бэндами. Его саксофон можно услышать на альбомах The Mingus Band 'Tonight at Noon"; "Happiness" Эрика Рида (Eric Reed), Rhythm and Soul" Лонни Плэксико (Lonnie Plaxico) и многих других известных музыкантов. Дебютный же в качестве лидера альбом Уэйна "Times Change" был выпущен Nagel- Неуeг Records в сентябре 2001 года.
Для этого диска Уэйн выбрал не насыщенную программу, а только восемь продолжительных композиций, оставляя каждой из них достаточно простора на исследование возможности создания увлекательного приключения для слушателя. И с задачей этой молодой музыкант справился блестяще.
Такой подход дал возможность включить в альбом мелодии, написанные мастерами креативного и фри-джаза, такие как "Water Pistol" Юзефа Лэйтифа (Yusef Lateef) и Beatrice" Сэма Риверза (Sam Rivers). В свое время это уже помогло ему при обучении в одной из самых передовых в .Америке джазовых школ — The Hartt School Джэки МакЛина. Своим альбомом Уэйн доказал, что годы, проведенные в Hartt, не были потрачены впустую. Он с уважением относится к каждой мелодии, отдавая дань искусству в виде создания эмоций, новых музыкальных идеи и гармонической текстуры. В прекрасной композиции "Triste" Жобима (Jobim) Эскоффери и его единомышленники сначала обозначают мелодию, а затем пускаются в путь по разнообразию импровизационных направлений, эффективно используя один из самых старых музыкальных приемов — повторение удачного эффекта, а после семи минут свободного творчества вновь возвращаются к первоначальной теме композиции. Заканчивается альбом всплеском модного хард бопа последней композиции "Come Back Lucky", написанной самим Эскоффери и посвященной трагичной судьбе великого Лаки Томпсона (Lucky Thompson).
Главный аспект игры Уэйна, который отличает этого молодого музыканта от саксофонистов его же генерации — "зрелый" тон. Несмотря на то, что Эскоффери играет креативный джаз, он избегает пронзительных звуков, которые многие считают неотъемлемым атрибутом данного стиля. Согласно Дэйву Натану из All About Jazz Magazine, "если рассматривать "Times Change в качестве показателя, то стоит признать: Уэйн Эскоффери хорошо знает, что музыка должна доставлять удовольствие, а не вызывать зубную боль".
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...