В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его музыкальная карьера — одна из самых стремительных и головокружительных в истории джаза последних десятилетий.
Уэйн Эскоффери родился в британской столице в семье выходцев из Вест-Индии 23 февраля 1975 года. Если не считать отца — самоучки-гитариста, музицировавшего в стиле рэггей, Уэйн рос в относительно немузыкальной среде, хоть и имел возможность слушать пластинки с записями рэггей, соул и ритм-энд-блюза из коллекции, которую собрала его мать. Разведясь с мужем, в 1983 году она вместе с сыном перебралась в Соединенные Штаты, где, после нескольких переездов, в 86-м окончательно обосновалась в Нью-Хэйве- не, штат Коннектикут.
С раннего детства мальчик любил петь, подражая исполнителям самых разных стилей, но так продолжалось лишь до тех пор, пока он не стал обучаться музыке (обратив внимание на способности сына, женщина решила не жалеть денег на его музыкальное образование).
В одиннадцать лет Уэйна после прослушивания отобрали в The New Haven Trinity Boys Choir — всемирно известный хор мальчиков, который ежегодно совершал гастрольные туры и записывался в студии. Тогда же он стал брать частные уроки игры на саксофоне, одновременно играя на теноре в школьных бэндах. Когда ему исполнилось шестнадцать, Уэйн ушел из хора и всерьез занялся игрой на саксофоне. Он посещал занятия организованной Билли Тэйлором (Billy Taylor) специально для детей из американской провинции программы The Jazz Mobile, которая некогда выросла из созданного еще Кларком Терри (Clark Terry) The Harlem Youth Band, а также числился учеником The Neighborhood Music School and The Educational Center for the Arts. Учась в последнем классе средней школы, Уэйн посещал еще и The Artists Collective в соседнем с Нью-Хэйвеном Хэртфорде.
Именно здесь он впервые встретился с Джэки МакЛином (Jackie McLean), всемирно известным альт-саксофонистом, пик популярности которого пришелся на 50-60-е годы, основателем The Artists Collective и учредителем джазовой программы в The Hartt School. У МакЛина Уэйн прошел полный курс обучения, получил диплом об окончании The Hartt School и звание бакалавра — исполнителя джазовой музыки. В те годы Эскоффери приобрел относительную известность, как "находка" Джэки МакЛина. Обучаясь в The Hartt School, он играл с такими великими джазменами, как Кэтис Фуллер (Curtis Fuller), Эдди Хендерсон (Eddie Henderson), Филип Харпер (Philip Harper), Клод Уильямс (Claude Williams) и Элберт Хиз (Albert Heath). Затем Уэйн прошел отбор во впервые набиравшуюся группу "самых талантливых в мире" молодых джазовых музыкантов для обучения в The Thelonious Monk Institute of Jazz Performance при The New England Conservatory в Бостоне. Здесь Эскоффери с успехом прошел полный курс двухгодичной программы обучения. Учась в институте, он гастролировал с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), выступал и записывался с Джорджем Коулмэном (George Coleman), Джимми Хизом (Jimmy Heath), Доном Брэдном (Don Braden), Кларком Терри (Clark Terry), Роном Картером (Ron Carter), Бэрри Хэррисом (Barry Harris), Чарли Персипом (Charlie Persip) и другими именитыми музыкантами.
В мае 1999 года Уэйн получил диплом и звание магистра The New England Conservatory, после чего двинулся в Нью-Йорк С этого переезда начался стремительный взлет профессиональной карьеры Уэйна Эскоффери. Уже в 2000 году он работал с Карлом Элленом (Carl Allen), Эриком Ридом (Eric Reed) и в The Charles Mingus Big Band. Затем играл вместе с Ральфом Петерсоном (Ralph Peterson), Беном Рейли (Ben Reilly), Роном Картером (Ron Carter), Доном Сиклером (Don Sickler), Биллом Чэрлэпом (Bill Charlap), Брюсом Бэртом (Bruce Barth) и другими звездами джаза мировой величины. Работал и с такими вокалистками, как Мэри Сталлингс (Mary Stal-lings), Синтия Скотт (Cynthia Scott), Нэнси Бэнкс (Nancie Banks), Лаверна Батлер (Laver-ne Butler) и Кэролайн Леонарт (Carolyn Leonhart). Уэйн быстро приобрел известность благодаря прекрасному саунду, виртуозной технике и многогранности исполнения, что является исключительной редкостью для музыкантов его возраста. J. Robert Bragonier, известный журналист из Аll About Jazz Magazine, писал тогда: 'Этот талантливый юноша способен к продолжительным. плавным музыкальным фразам, обладает примечательным творческим потенциалом и широким диапазоном выразительных средств". Комментируя влияние Джэки МакЛина на Уэйна Эскоффери. он отметил, что "...это влияние очевидно в его познаниях в истории джаза, скупых, угловатых гармониях и мощном мускульном тоне".
В настоящее время Уэйн Эскоффери периодически гастролирует по Америке и за ее пределами с The Mingus Band, выступает с Абдуллой Ибрагимом (Abdullah Ibrahim), Лонни Плзксико (Lonnie Plaxico), собственным квартетом и некоторыми другими бэндами. Его саксофон можно услышать на альбомах The Mingus Band 'Tonight at Noon"; "Happiness" Эрика Рида (Eric Reed), Rhythm and Soul" Лонни Плэксико (Lonnie Plaxico) и многих других известных музыкантов. Дебютный же в качестве лидера альбом Уэйна "Times Change" был выпущен Nagel- Неуeг Records в сентябре 2001 года.
Для этого диска Уэйн выбрал не насыщенную программу, а только восемь продолжительных композиций, оставляя каждой из них достаточно простора на исследование возможности создания увлекательного приключения для слушателя. И с задачей этой молодой музыкант справился блестяще.
Такой подход дал возможность включить в альбом мелодии, написанные мастерами креативного и фри-джаза, такие как "Water Pistol" Юзефа Лэйтифа (Yusef Lateef) и Beatrice" Сэма Риверза (Sam Rivers). В свое время это уже помогло ему при обучении в одной из самых передовых в .Америке джазовых школ — The Hartt School Джэки МакЛина. Своим альбомом Уэйн доказал, что годы, проведенные в Hartt, не были потрачены впустую. Он с уважением относится к каждой мелодии, отдавая дань искусству в виде создания эмоций, новых музыкальных идеи и гармонической текстуры. В прекрасной композиции "Triste" Жобима (Jobim) Эскоффери и его единомышленники сначала обозначают мелодию, а затем пускаются в путь по разнообразию импровизационных направлений, эффективно используя один из самых старых музыкальных приемов — повторение удачного эффекта, а после семи минут свободного творчества вновь возвращаются к первоначальной теме композиции. Заканчивается альбом всплеском модного хард бопа последней композиции "Come Back Lucky", написанной самим Эскоффери и посвященной трагичной судьбе великого Лаки Томпсона (Lucky Thompson).
Главный аспект игры Уэйна, который отличает этого молодого музыканта от саксофонистов его же генерации — "зрелый" тон. Несмотря на то, что Эскоффери играет креативный джаз, он избегает пронзительных звуков, которые многие считают неотъемлемым атрибутом данного стиля. Согласно Дэйву Натану из All About Jazz Magazine, "если рассматривать "Times Change в качестве показателя, то стоит признать: Уэйн Эскоффери хорошо знает, что музыка должна доставлять удовольствие, а не вызывать зубную боль".
Чисто внешне он больше всего напоминает оперного певца. Наверняка я не слишком оригинален в этом сравнении. На подобные ассоциации работает слишком многое: и приличный рост в сочетании с фактурной фигурой, и элегантная бородка, и, наконец, ...
Давно и не мной замечено: время не всегда течет равномерно. Порой оно, кажется, вовсе прекращает свой бег. Год идет за годом, года выстраиваются в десятилетия, а вокруг ничего не меняется – так, мелкая суета, топтание на месте, броуновское ...
Только было начавшие затихать разговоры о Годе джаза после его эффектного начала в апреле, вновь разгорелись с новой силой. Шутка ли – на сей раз армянских любителей джаза ждала встреча с одним из корифеев джаза и лучших саксофонистов своего ...
Этот материал зрел долго. За десять лет существования журнала более полутора десятка альбомов Карло Актиса Дато, записанных в тех или иных форматах, прошло на страницах наших CD-Обзоров – больше, чем какого-либо иного музыканта. Я и сам ...
Любая настоящая музыка – великое искусство, и чтобы постичь его, нужно уметь видеть (я не оговорилась, – именно видеть) не только звуки, но и сквозь них… Владимир Михнович-младший, интеллигент в энном поколении, рассказал мне, как удивительный мир ...
"...Он услышал вдали звуки ударных инструментов: basic- drum , барабан и тарелки, потом бас и фортепьяно, на трех тонах, и выводит такт монотонно, медленно, очень рит мично, в мягкой тональности. Потом, куда позднее, всту пил саксофон-альт, сперва ...
От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х ...
25 февраля 2004 на 78м году жизни скончался от рака известный и уважаемый чикагский саксофонист и вокалист Эй-Си Рид (A.C.Reed). Уроженец Миссури, он был покорен звучанием саксофона еще в раннем детстве, услышав в музыкальном автомате пластинку ...
Наш отечественный джаз понес невосполнимую утрату. Умер Станислав Григорьев — выдающийся музыкант, импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса. Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха — 24 апреля ...
По-разному складываются отношения с джазом у представителей многочисленного семейства музыкальных инструментов, начало которому положил в середине ХIХ века бельгийский мастер Адольф Сакс. Крайне редко доводиться публике видеть в действии ...
Контркультура для многих остается понятием, ограниченным вполне определенными временными, географическими, социальными, идейными и творческими рамками. Это времена хиппи, психоделической музыки, наркотических "путешествий" доктора Лири и невнятных ...
"Знаете, я хотел быть силой добра, выступать против сил зла. Сил, которые приносят людям и обществу в целом беду. А я стремился быть проводником всеобщего добра." Джон Колтрейн Океан громаден, многолик, изменчив. Трудно, практически невозможно, ...