Разумеется, столь экзотическое имя автор этого проекта получил не при крещении. Просто в 1959 г., в возрасте 11 лет, неизгладимое впечатление оставил у него концерт африканского ансамбля барабанщиков и танцоров под названием "Babatunde Olatunji And His Drums Of Passion". К тому времени наш герой и сам уже был барабанщиком и выступал в маршевых уличных оркестрах. Для него это занятие было в некотором роде продолжением традиций семейства Ли: его тетя Глория прославилась в Вирджинии, родном штате будущего Бабатунде, как первая женщина-барабанщик в уличных оркестрах.
С годами Ли стал перкуссионистом и ударником высокого класса, об этом говорит и список его партнеров: Фарао Сандерс, Маккой Тайнер, Леон Томас, Джон Чикаи и другие. С середины 70-х Бабатунде Ли живет в Сан-Франциско и является одной из наиболее представительных фигур местного джазового мира.
Альбом "Марш джазовых партизан" Бабатунде записал на местной фирме "Ubiquity" при поддержке целой команды духовиков и перкуссионистов, а также традиционной ритм-группы фортепиано-контрабас. С некоторыми из своих сайдменов Ли играл и раньше, например, с Алексом Блэйком они выступали у Сандерса.
Почти все композиции диска, в том числе и титульная, принадлежат самому Бабатунде и столь громкое название не случайно. Автор предпослал своему проекту целую декларацию, размещенную в буклете альбома, а также специально написанное по этому случаю стихотворение. Декларация столь же громогласна, сколь и туманна. Своей музыкой Бабатунде объявляет решительную войну многочисленным, как он выражается, "измам", разъедающим общество. Главные его враги — это расизм, сексизм, классизм (все термины на совести автора декларации) и гомофобия. Пожалуй, наиболее остроумным в этом путанном тексте является сравнение жизни музыканта, зарабатывающего на жизнь джазом, с партизанской войной — герильей. Таким образом, марш загадочных джазовых партизан превращается в столь привычный автору с детства марш уличного джазового оркестра.
И возвращаясь из высоких эмпиреев непосредственно к музыке, надо сказать, что оркестр отнюдь не фальшивит. Памятуя про таких прежних партнеров Ли, как Сандерс и Чикаи, можно было бы предположить, что мы услышим нечто фри-джазовое, но ничуть не бывало. Звуковое действо разворачивается в основном на пространстве между пост-бопом и фьюжн, а вокальные номера вообще напоминают соответствующие цитаты из Сантаны. Длинных сольных партий Бабатунде не позволяет ни себе, ни своим духовикам, предпочитая чрезвычайно плотный, насыщенный коллективный саунд, обилие перкуссии при этом неизбежно придает ему латинский привкус. Но не более, чем привкус! Ли удается удерживать в своей музыке виртуозный баланс разнообразных тенденций, что выглядит оригинально уже само по себе. Словом, декларации декларациями, а музыка, право же, неплоха!
(с) & ℗ 2000 Ubiquity Recordings, Inc
9 tks / 66 mins
(B.Lea — dr, perc; Hilton Ruiz — p; Spencer Allen -p (3,8); Alex Blake — b; Richard Howell — ts, lead voc (4, 7); Khalid Shaheed — tp; Angela Wellman — tb; Bill Summers — perc; Munyungo Jackson — perc; David Frazier — perc; Norman’s Black Vernacular Choir — background voc (1))
Ларри Корриел так говорит о Дэвиде Фьючински: "Я всегда мечтал о том, чтобы кто-то внес дух Эрика Долфи в гитарный саунд. Дэвид безумно влюблен в музыку, и он сумел сделать ее потрясающе оригинальной". Чистая правда. Дэвид действительно переработал ...
Большинство новых релизов Анатолия Вапирова, фигурирующих в нашем "CD-Обзоре", связано с джазовыми фестивалями в Варне, душой которых является этот петербургско-болгарский саксофонист. Вот и на сей раз альбом "Magic Water" увековечил концертную ...
Альбомы "Real Music", попадавшиеся мне на рецензии в последнее время, были настолько скучны и малоинтересны, что, казалось, растеряв своих ведущих музыкантов, эта почтенная компания уже не в состоянии выпустить нечто достойное своих прошлых ...
Латинский джаз в Америке пользуется особой любовью у испаноязычных граждан, а это одна из наиболее динамично растущих этнических групп в стране в целом, а тем более в таком штате, как Калифорния. Не удивительно поэтому, что множество любителей ...
Если кто-то отныне мне начнет жаловаться на то, что джаз на Украине влачит жалкое существование и в Министерстве культуры играет роль некоего вечно просящего подаяния бомжика, я категорически не соглашусь. Ведь если состояние издательского рынка ...
Поначалу, взглянув на название этого дуэта гитаристов, я подумал: неужели это SV — еще какой-то вариант шоу Верки Сердючки? Но оказалось, что все гораздо лучше: пускай не так весело, как у Верки, зато, несомненно, куда содержательнее. Кроме того, в ...
Данный альбом полностью является авторским проектом известного не только в Литве пианиста Дайнюса Пулаускаса — музыканта зрелого, опытного, руководителя собственного коллектива. Но в данном случае он использовал услуги вильнюсской студии фирмы ...
"...Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика..." Вот и я не ручаюсь за всю Калифорнию, но вот за Сан-Диего спокоен: в этом городе фри-джаз есть. Суперблагоприятный климат и совместные усилия солнца, воздуха и воды подействовали ...
Этот альбом — прекрасный подарок всем тем, кто хотел бы получить представление о том, как, собственно, отмечают что-то вроде "Дажынак" (праздник сбора урожая) где-нибудь в тех странах, где нет колхозов, спущенных сверху планов по валовому сбору ...
В целом к фри-джазу я отношусь вполне терпимо, особенно в его сценическом воплощении, поскольку эту музыку трудно представить без визуальной поддержки: собственно музыкальный артистизм в области фри порой просто неотделим от артистизма исполнителей. ...
Очень непростая для восприятия программа музыканта, имя которого в последние годы практически всегда называется в числе тех, кто, собственно, двигает джазовую музыку вперед, не позволяя ей ни свалиться в объятия разного рода "смуса", ни уйти в ...
За названием "Toronto Art Ensemble" стоит очередной проект уже знакомого читателям нашего "CD-обзора" канадского джазового пианиста, композитора и педагога Глена Холлза. Проект громадный по масштабам не только джаза, но и академической музыки. Дело ...