Представьте ситуацию: вы приходите вечером домой, а там ревет Therion, Apocalyptica, Rammstein или Udo Dirkschneider (возрожденные ж Accept в Минск решили заглянуть), а ваша 14-летняя дочь, только что отыграв три часа на флейте, безнадежно пытается угомонить старшего брата-пятиборца… А потом дома появляется диск Pino Minafra, и на целых две недели восстанавливается мир – звучит лишь Terronia (какое классное название!), и это не вызывает никаких разногласий.
Что же это за музыка? Это – просто праздник жизни и смерти, это – балаган, в лучшем смысле этого слова, карнавал с хард-бопом и джаз-авангардом, классикой и фьюжн, танго и похоронным маршем. Все сыграно с азартом, со свингом и драйвом, на одном дыхании. Послушав один раз, диск хочется слушать еще и еще, он настолько эклектичен, что просто не может надоесть, приесться. А отменный утонченный юмор позволяет смело утверждать: нет, это уже не постмодернизм, это маньеризм постмодернизма, предвестник… транскультуры? Ну да оставим разбираться в приставках последователям Хайдеггера с Бодрияром и поговорим о музыке.
Canto General – торжественная фортепианная кантата с пыхаючим страстным голосом из «брехальника», который на слух за незнанием итальянского напоминает речь дуче, переходит в имитацию сайнчека духового оркестра, который, настроившись, выдает торжественный марш вполне диктаторского стиля, целиком вписываясь в концепцию названия альбома, а затем композиция «умирает» в стиле «засыпающего оркестра», стремящегося, однако, перед сном поставить громкую кричащую точку.
Maccaroni – длинное, на 13 минут танго, сыгранное с джаз-роковым драйвом и солирующим тромбоном с отменно смазанной кулисой, переходящее в гангстерский мюзикл с погонями и преследованиями (вдоль бесконечно-длинной макаронины?), а затем – в хмельной бразильский карнавал – ну прям Рио-де-Жанейро, с сумашествием саксофонов, труб, «пьяного» залихватского латинасовского скэта (тиба-дуба-да) и бесподобными соло на рояле и барабанах. Усидеть – почти невозможно, все тело само рвется в пляс.
Короткая (всего-то меньше пяти минут) A Mia Madre – серьезная трагедийная классика, переходящая в кул – труба солирует печально, очень напоминая Чета Бэккера… В общем – что-то заупокойное, и в чем прикол, собственно, не совсем понятно.
La Danza Del Grillo – бароккальный клависин, переходящий в этакий бандитско-комичный (с заткнутым носом) скэт-дуэт, ведущих азартный бессмысленный диалог, а затем – яростный рык первого вокалиста на фоне импровизации на саксофонах в свободном стиле. И наконец мастерство демонстрирует басист, играет с отягом, с дребезжащими струнами. А потом начинается вообще какой-то готик-металл в исполнении акустического джаз-банда, но не надолго, сменяется самым настоящим мэйнстримом (с заворотами, естественно). Ну а заканчивается все этаким классным громким фьюжн в лучших традициях Майлса Дэйвиса начала 70-х.
Mediterraneo. Орган, флюгергорн, гонг, хор – прямо костёльный грегорианский хорал, а затем женские голоса под рояль, вступает симфонический оркестр, и ты переносишься в оперу… Сначала в классическую, затем ритм ужесточается, и ты уже в – рок-опере, а потом начинается ДЖАЗ – виртуозная дуэль саксофонов. Все это по энергетике напоминает Jesus Christ Superstar, только в джазовой интерпретации, что вытворяют саксофоны – трудно описать, они начинают дуэль с женским хором – это уже «Валькирия», но в бешенном темпе. Класс.
И наконец Terronia – взрывы тарелок, канонада барабанов – война, сражение. Снова громкий хор на фоне кричащих духовых – Реквием, переходящий время от времени в отчаянную какофонию, бетховеновский рояль... И все это переходит в сумасшедшую классик-джазовую композицию, где временами слышится имитация рокового гитарного чеса, начинается дуэль барабанщиков, и неожиданно – брэйк, после которого Pino Minatra под одну басовую ноту читает что-то молитвенное, а затем подносит к губам трубу и – бесподобное соло. Так играл Майлз Дэвис. И снова – хор женскихт голосов. Не надо быть знатоком, чтобы понять – это не итальянский, это – латынь. И снова оркестр, который я уже, несмотря на его название, один раз обозвал симфоническим. Что поделаешь – когда слышишь такое, то представляешь себя в оперном театре, а не в джаз-клубе, конечно же.
Что это было? Не знаю. Как мог, описал все. Уж очень понравилось.
Может, что-нибудь прояснят слова самого Pino Minafra: «Все эти опыты выполнены в образе горячего и чистосердечного саунда, в них стенания, мелодия, ритм и ирония сосуществуют вместе, добиваясь странного баланса. Это исключительно южный саунд, изображающий реальный, а также воображаемый Юг».
Мой ровесник и один из любимейших блюзовых исполнителей выпустил очередной потрясающий альбом. Ох, и достается ему от пуристов, приверженцев чистых форм. Он у них числится «коммерсантом от блюза». А я, когда слышу Still Got the Blues, почти рыдаю от ...
Трудно определить жанр этого диска, еще труднее говорить о нем. Он вызывает двоякое чувство. Виртуозный джазовый гитарист здесь без каких-либо джазовых откровений. Впрочем, почему бы и нет: ведь начинал он заре шестидесятых в рок-н-ролльной команде, ...
Только недавно мы написали о появлении в Нью-Йорке нового лэйбла Blue Toucan Music, специализирующегося на бразильской музыке, как все первые релизы от этой фирмы были присланы в редакцию «Jazz – Квадрата». Среди них и альбом ...
Этот не совсем обычный сборник создан музыкантами, работающими с весьма специфичными инструментами. Более того, еще несколько десятилетий назад такой музыкальной профессии еще просто не было. Два человека - Литтл Луи Вега и Кенни Доуп Гонзалес, ...
Джон Медески, Билли Мартин и Крис Вуд – это три кита нью-йоркской downtown music. Не то чтобы, все в downtown music держится на этом трио – в этом смысле поголовье китообразных в самом, на мой взгляд, креативном и интересном направлении ...
В далеких 70х, будучи в какой-то загранкомандировке, я приобрел книгу издательства HAMLYN GREAT POP STARS. В те годы я был больше знаком с поп/рок исполнителями, однако, в богато иллюстрированной книге, оказалась фотография очень красивой женщины с ...
Этой идеальной подборкой ритм-н-блюзовых и блюзовых композций, ветеран сцены Техаса гитарист и певец W.C.Clark в очередной раз доказал, что такую музыку умеют играть не только в Мемфисе. Похожий чем-то на великого Эла Грина в стилях госпел и соул, ...
Что может быть банальнее рождественских песенок? Только рождественские поздравления, рождественские подарки, рождественский Санта Клаус и рождественская елка. Однако миллионы людей во всем мире с никогда не надоедающим удовольствием ежегодно ...
Хардбопу -- уже добрый полтинник. За это время, а особенно за пару последних десятилетий, и само течение, и те джазмены, которые стилистически к нему тяготеют, непрерывно менялись. Потому-то, предваряя альбом санкт-петербургского джазового трубача ...
Абдулла Ибрахим родился 9 октября (кстати, в один день с Джоном Ленноном) 1934 года. В 2004 году самый выдающийся джазовый музыкант Черного континента отметил свое 70-летие. Кроме того, на этот год пришлись еще две знаменательные даты: 50 лет назад ...
«Я никому не указываю как жить. Я хочу, чтобы каждый из вас смог представить и понять как он должен это делать. Но вот, что бы я хотел передать каждому из вас, так это Любовь, Доверие и Истину». Этими словами автора начинается красочный буклет, ...
Это уже пятый альбом бывшего клавишника группы Ronnie Earl and the Broadcasters. Как и все предыдущие,он полностью инструментальный. Самым сложным при подготовке настоящего обзора был выбор правильной рубрики : блюз или джаз. Пришлось кидать ...