nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Свингующий "Юнион Джек" (История джаза от Timeless)

стиль:

Свингующий  Юнион Джек  (История джаза от Timeless)
Очередной альбом исторической серии фирмы "Timeless" вновь ведет нас к Бри­танским островам. Зарождению и первым шагам местного джаза, британским "горя­чим танцевальным оркестрам" голланд­ская фирма уже посвятила один диск, о ко­тором мы писали в статье "Британ­ские раритеты". Но не зря вся историчес­кая серия задумывалась как средство озна­комления широкой публики с богатейшей коллекцией джазовых пластинок Криса Барбера. И замечательный тромбонист не был бы самим собой, то есть настоящим англичанином, если бы по крупицам — хрупким дискам — выстраивая мозаику ис­тории джаза на его родине, в США он не собирал параллельно и отечественные джазовые редкости.

Что же касается того альбома, о котором пойдет речь сегодня, то он идеально сты­куется с диском "Hot British Dance Bands", который упоминался выше. Если там речь шла о периоде с 1925 по 1937 год, то "The Rhythm Rascals..." как бы более детально останавливается на финишном времен­ном отрезке предыдущего диска: здесь вос­произведены записи с пластинок, выходив­ших в 1935 — 36 годах. Естественно, и сти­листически музыка, звучащая здесь, бри­танский вариант популярных композиций эры больших оркестров, этакое "easy lis­tening" тридцатых годов, звучит в том же ключе. Если послушать предварительно "Hot British Dance Bands" или прочитать на­ши заметки о нем, то в новом альбоме (и, соответственно, новом материале) вы най­дете много знакомых имен: и музыкантов, и руководителей оркестров.

Впрочем, здесь есть имена и свежие, причем одно из них очень важно: именно с этим человеком связано большинство за­писей, о которых у нас пойдет речь. Звали его Джей Уилбур (Jay Wilbur), это псевдо­ним, а настоящее имя этого видного бэнд- лидера и продюсера — Уилбур Блинко. В мире британского шоу-бизнеса он появил­ся в 1926 году, а осенью 1928 года, когда возникла фирма грамзаписи "Dominion", Уилбур занял в ней пост музыкального ди­ректора. Позже он формировал производ­ственные программы лейблов крупной фирмы "Crystalate Gramophone Record Company": "Imperial", "Eclipse". В сентябре 1935 года все свое внимание Уилбур пере­ключил на новый лейбл — "Crown". Амби­циозный дебютант решил "уесть" конку­рентов даже изменением формата своих пластинок: диски "Crown" выпускались ди­аметром девять дюймов, на дюйм шире, чем у соперников. Что же касается темати­ки релизов, то здесь Уилбур продолжил ли­нию, начатую им у фирм-предшественников. Джей всегда старался, оставаясь в це­лом в рамках модных тенденций и ходо­вых популярных мелодий, вкладывать в музыку чуть больше духа "hot", чуть боль­ше развернутых инструментальных соло, быть чуть ближе к духу американского джа­за, чем это было принято в Англии.

Все вышесказанное относится и к седьмо­му в истории молодой фирмы релизу, где впервые дебютировал ансамбль "The Rhythm Rascals". "Таймлессовский" CD скрупулезно воспроизводит записи этого коллектива, сде­ланные с июня 1935 по июль 1936 года. Фак­тически под названием "The Rhythm Rascals" скрывался оркестр Джея Уилбура, а псевдо­ним понадобился ансамблю в связи с тем, что большинство входивших в его состав и участ­вовавших в записи музыкантов работало од­новременно в других коллективах. От одной сессии к другой состав варьировался мало: на трубе в основном играли Билли Фарелл (Billy Farrell) или Макс Гольдберг (Max Goldberg), Дэнни Поло (Danny Polo), Фредди Гарднер (Freddy Gardner) и Сирил Грэнтем (Cyril Grantham) сменяли Джека Миранду (Jack Miranda) и Фрэнка Джонсона (Frank Johnson) в качестве кларнетно-саксофонной секции, за ударной установкой восседал Макс Эбрамс (Max Abrams). Роль вокалиста в одной из сес­сий примерил на себя Грэнтем, в других уча­ствовали специально приглашенные певцы. Большинство упомянутых выше музыкантов составляли в те годы группу сильнейших джа­зовых инструменталистов страны и работали на постоянной основе они в одном из сильней­ших же составов того времени — оркестре Бер­та Эмброуза. Опытный Берт частенько по од­ному лишь звучанию инструмента "засекал" в чужих записях своих музыкантов и тогда, по воспоминаниям современников, недовольно ворчал: "Разве я не плачу вам достаточно де­нег, чтобы вы не бегали искать работу на сто­роне?" Увы, его сетования оставались гласом вопиющего в пустыне: денег, как известно, поч­ти никогда слишком много не бывает. Как, впрочем, и творческих амбиций — допускаю, что кого-то работа "на стороне" привлекала и возможностью большей самореализации.

Летом 1936 года студийный оркестр Джея Уилбура сменил название. Вплоть до конца 1936 года он записывался под названием "Swing Rhythm Boys". Изменение Уилбур внес в явно конъюнктурных целях: термин "свинг" становился все более модным и мог привлечь дополнительных покупателей к пла­стинкам "Crown". Качество музыки от этого, к счастью, не пострадало: в этом можно убе­диться, послушав, к примеру, "Somebody Stole My Gal" или "When A Lady Meets A Gentleman Down South". Благодаря же не менее высо­кому качеству записи, музыка, исполнявшая­ся английскими джазменами в середине тридцатых, звучит и сегодня вполне живо и убедительно, ничуть не слабее, чем у многих современных составов традиционного толка.

Декабрьская сессия звукозаписи 1936 года оказалась последней для ансамбля. В марте следующего года мощный концерн "Decca Records" "проглотил" "Crystalate" и диски с эмблемой "Crown" (она помещена на об­ложке "таймлессовского" альбома) больше не выпускались.

Но если продолжить прослушивание альбо­ма, то, прощаясь с Джеем Уилбуром, с неко­торыми из его музыкантов мы не расстанем­ся вплоть до последнего трека. И здесь уме­стно вспомнить еще одно новое для нашего повествования имя: Сид Филлипс (Sid Phillips). В конце 20-х годов Сид, прекрасный кларне­тист, а также исполнитель на альт- и баритон- саксофоне, возглавлял собственный джазо­вый бэнд, выступал с ним как в Англии, так и в Европе. Позже он присоединился к орке­стру Берта Эмброуза, где блистал в первую очередь не столько как инструменталист, сколько как прекрасный аранжировщик, ве­ликолепно чувствовавший язык джаза и сво­бодно владевший джазовыми идиомами.

В феврале 1936 г., когда еще существова­ли "Swing Rhythm Boys", Сид Филлипс и во­семь его коллег из оркестра Эмброуза запи­сали две пластинки на фирме "Rex" как "Sid Phillips And His Rhythm". Пел в этих записях Джек Купер (Jack Cooper), а сам Сид играл на кларнете и альт-саксе. Этими четырьмя ком­позициями и завершается альбом.

А одновременно завершается и короткая экскурсия по британскому довоенному джа­зу в коллекции Криса Барбера. Надвигались времена, когда интерес к джазу и танцеваль­ной музыке отойдет у большинства англичан на дальний-дальний план, вторая мировая война стремительно приближалась. В те го­ды судьбы героев этого рассказа сложились по-разному, тот же Филлипс, к примеру, в военные годы играл джаз во главе малень­кого комбо в ночном клубе "Le Suivi". Но это уже совсем другая история...

по материалам "Timeless Records" подготовил Леонид AYCKEPH


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
свинг
страна
Великобритания
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Комбо в эпоху биг-бэндов (История джаза от Timeless) Teddy Grace - Качели судьбы (История джаза от Timeless) Ethel Waters - Переводчица с джазового (История джаза от Timeless) Девочки тридцатых (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com