Свингующий "Юнион Джек" (История джаза от Timeless)
27.12.2014
Очередной альбом исторической серии фирмы "Timeless" вновь ведет нас к Британским островам. Зарождению и первым шагам местного джаза, британским "горячим танцевальным оркестрам" голландская фирма уже посвятила один диск, о котором мы писали в статье "Британские раритеты". Но не зря вся историческая серия задумывалась как средство ознакомления широкой публики с богатейшей коллекцией джазовых пластинок Криса Барбера. И замечательный тромбонист не был бы самим собой, то есть настоящим англичанином, если бы по крупицам — хрупким дискам — выстраивая мозаику истории джаза на его родине, в США он не собирал параллельно и отечественные джазовые редкости.
Что же касается того альбома, о котором пойдет речь сегодня, то он идеально стыкуется с диском "Hot British Dance Bands", который упоминался выше. Если там речь шла о периоде с 1925 по 1937 год, то "The Rhythm Rascals..." как бы более детально останавливается на финишном временном отрезке предыдущего диска: здесь воспроизведены записи с пластинок, выходивших в 1935 — 36 годах. Естественно, и стилистически музыка, звучащая здесь, британский вариант популярных композиций эры больших оркестров, этакое "easy listening" тридцатых годов, звучит в том же ключе. Если послушать предварительно "Hot British Dance Bands" или прочитать наши заметки о нем, то в новом альбоме (и, соответственно, новом материале) вы найдете много знакомых имен: и музыкантов, и руководителей оркестров.
Впрочем, здесь есть имена и свежие, причем одно из них очень важно: именно с этим человеком связано большинство записей, о которых у нас пойдет речь. Звали его Джей Уилбур (Jay Wilbur), это псевдоним, а настоящее имя этого видного бэнд- лидера и продюсера — Уилбур Блинко. В мире британского шоу-бизнеса он появился в 1926 году, а осенью 1928 года, когда возникла фирма грамзаписи "Dominion", Уилбур занял в ней пост музыкального директора. Позже он формировал производственные программы лейблов крупной фирмы "Crystalate Gramophone Record Company": "Imperial", "Eclipse". В сентябре 1935 года все свое внимание Уилбур переключил на новый лейбл — "Crown". Амбициозный дебютант решил "уесть" конкурентов даже изменением формата своих пластинок: диски "Crown" выпускались диаметром девять дюймов, на дюйм шире, чем у соперников. Что же касается тематики релизов, то здесь Уилбур продолжил линию, начатую им у фирм-предшественников. Джей всегда старался, оставаясь в целом в рамках модных тенденций и ходовых популярных мелодий, вкладывать в музыку чуть больше духа "hot", чуть больше развернутых инструментальных соло, быть чуть ближе к духу американского джаза, чем это было принято в Англии.
Все вышесказанное относится и к седьмому в истории молодой фирмы релизу, где впервые дебютировал ансамбль "The Rhythm Rascals". "Таймлессовский" CD скрупулезно воспроизводит записи этого коллектива, сделанные с июня 1935 по июль 1936 года. Фактически под названием "The Rhythm Rascals" скрывался оркестр Джея Уилбура, а псевдоним понадобился ансамблю в связи с тем, что большинство входивших в его состав и участвовавших в записи музыкантов работало одновременно в других коллективах. От одной сессии к другой состав варьировался мало: на трубе в основном играли Билли Фарелл (Billy Farrell) или Макс Гольдберг (Max Goldberg), Дэнни Поло (Danny Polo), Фредди Гарднер (Freddy Gardner) и Сирил Грэнтем (Cyril Grantham) сменяли Джека Миранду (Jack Miranda) и Фрэнка Джонсона (Frank Johnson) в качестве кларнетно-саксофонной секции, за ударной установкой восседал Макс Эбрамс (Max Abrams). Роль вокалиста в одной из сессий примерил на себя Грэнтем, в других участвовали специально приглашенные певцы. Большинство упомянутых выше музыкантов составляли в те годы группу сильнейших джазовых инструменталистов страны и работали на постоянной основе они в одном из сильнейших же составов того времени — оркестре Берта Эмброуза. Опытный Берт частенько по одному лишь звучанию инструмента "засекал" в чужих записях своих музыкантов и тогда, по воспоминаниям современников, недовольно ворчал: "Разве я не плачу вам достаточно денег, чтобы вы не бегали искать работу на стороне?" Увы, его сетования оставались гласом вопиющего в пустыне: денег, как известно, почти никогда слишком много не бывает. Как, впрочем, и творческих амбиций — допускаю, что кого-то работа "на стороне" привлекала и возможностью большей самореализации.
Летом 1936 года студийный оркестр Джея Уилбура сменил название. Вплоть до конца 1936 года он записывался под названием "Swing Rhythm Boys". Изменение Уилбур внес в явно конъюнктурных целях: термин "свинг" становился все более модным и мог привлечь дополнительных покупателей к пластинкам "Crown". Качество музыки от этого, к счастью, не пострадало: в этом можно убедиться, послушав, к примеру, "Somebody Stole My Gal" или "When A Lady Meets A Gentleman Down South". Благодаря же не менее высокому качеству записи, музыка, исполнявшаяся английскими джазменами в середине тридцатых, звучит и сегодня вполне живо и убедительно, ничуть не слабее, чем у многих современных составов традиционного толка.
Декабрьская сессия звукозаписи 1936 года оказалась последней для ансамбля. В марте следующего года мощный концерн "Decca Records" "проглотил" "Crystalate" и диски с эмблемой "Crown" (она помещена на обложке "таймлессовского" альбома) больше не выпускались.
Но если продолжить прослушивание альбома, то, прощаясь с Джеем Уилбуром, с некоторыми из его музыкантов мы не расстанемся вплоть до последнего трека. И здесь уместно вспомнить еще одно новое для нашего повествования имя: Сид Филлипс (Sid Phillips). В конце 20-х годов Сид, прекрасный кларнетист, а также исполнитель на альт- и баритон- саксофоне, возглавлял собственный джазовый бэнд, выступал с ним как в Англии, так и в Европе. Позже он присоединился к оркестру Берта Эмброуза, где блистал в первую очередь не столько как инструменталист, сколько как прекрасный аранжировщик, великолепно чувствовавший язык джаза и свободно владевший джазовыми идиомами.
В феврале 1936 г., когда еще существовали "Swing Rhythm Boys", Сид Филлипс и восемь его коллег из оркестра Эмброуза записали две пластинки на фирме "Rex" как "Sid Phillips And His Rhythm". Пел в этих записях Джек Купер (Jack Cooper), а сам Сид играл на кларнете и альт-саксе. Этими четырьмя композициями и завершается альбом.
А одновременно завершается и короткая экскурсия по британскому довоенному джазу в коллекции Криса Барбера. Надвигались времена, когда интерес к джазу и танцевальной музыке отойдет у большинства англичан на дальний-дальний план, вторая мировая война стремительно приближалась. В те годы судьбы героев этого рассказа сложились по-разному, тот же Филлипс, к примеру, в военные годы играл джаз во главе маленького комбо в ночном клубе "Le Suivi". Но это уже совсем другая история...
по материалам "Timeless Records" подготовил Леонид AYCKEPH
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...
В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, ...
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...