nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Back to the USA (История джаза от Timeless)

Back to the USA (История джаза от Timeless)  В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, темпераментный молодой человек просто выражал свои чувства даме несколько более рьяно, чем было принято в тогдашней Англии (как, впрочем, и в сегодняшней Америке). Так или иначе, через два с половиной года Сиднею вновь довелось пересекать Атлантику, на этот раз в обратном направлении. Позади у этого новоорлеанского кларнетиста были успешные выступления с "Southern Syncopated Orchestra" Мэриона Кука (Marion Cook), были лестные отзывы многих европейских специалистов, включая ставшее классическим восторженное высказывание известного швейцарского дирижера Эрнеста Ансерме. Жадный ко всему новому, Беше успел освоить в Европе мало известный пока в Штатах сопрано–саксофон. Сиднея не очень тянуло на родину, но впереди все отчетливее вырисовывались контуры Нью–Йорка...

В гигантском городе Беше не ждал абсолютно никто, не было у него и особых перспектив с работой. Однако ему повезло. Ко времени возвращения Беше Нью–Йорк уверенно превращался в новую джазовую столицу Америки. Сюда перебрались и многие новоорлеанцы. Сидней встретил старого приятеля — земляка по имени Кларенс Уильямс (Clarence Williams). Этому пианисту и композитору удалось сделать в Нью–Йорке неплохую карьеру. На волне вспыхнувшего интереса к блюзу Уильямс стал авторитетным поставщиком блюзовых мелодий и афроамериканских исполнителей для таких солидных фирм, как "Columbia" и "Okeh". Беше получил приглашение записываться в его состав "Clarence WilliamsТ Blue Five".

Абсолютное большинство записей, представленных в данном альбоме, сделано именно этим ансамблем. Их значение трудно переоценить. Более ранних записей Сиднея Беше просто не существует. И уже с первых тактов своих первых записей — "Wild Cat Blues" и "Kansas City Man Blues" — Беше, играя на экзотическом сопрано–саксе, резко тянет одеяло на себя, противопоставляя свои соло ансамблевому звучанию. С августа по октябрь 1923г. он участвовал еще в шести сессиях. Здесь были как чисто инструментальные пьесы, так и записи, где группа Уильямса сопровождает вокалисток. После бескомпромиссной первой сессии Беше несколько приспособился к партнерам, его брэйки как на кларнете, так и на саксофоне более органично вплетены в ткань пьес ("New Orleans Hop Scop Blues", "Old Fashioned Love"), но в то же время и сегодня поражает как техническое мастерство этого еще весьма молодого человека, так и кажущаяся легкость, непринужденность его игры. Слушать блюзы интересно и в исполнении Сары Мартин (Sara Martin) или Маргарет Джонсон (Margaret Johnson), но особенно чисто и нежно инструменты Беше подчеркивают богатство голоса Розетты Кроуфорд (Rosetta Crawford) в композициях "Down On The Levee Blues" и "Lonesome Mama Blues". Возможно, связано это и с большей прозрачностью общего звучания, так как с Кроуфорд записывалось только трио — Беше, Уильямс и банджоист Бадди Крисчен (Buddy Christian).

В студии фирмы "Okeh" Сидней Беше вернулся после этих записей почти через год. Летом 1924г. он аккомпанировал в гастрольных выступлениях певице Морин Энглин, а осенью "Clarence WilliamsТ Blue Five" собрались вновь, но уже в качественно ином составе. Да каком! На смену довольно заурядному корнетисту Томасу Моррису (Thomas Morris) пришел еще один старинный новоорлеанский приятель Уильямса по имени Луис Армстронг. Биограф Беше Джон Чилтон назвал встречу Сиднея и Сачмо в этом коллективе "дуэлью гигантов". Сказано, возможно, громко, но, что называется, по делу. И первая же их совместная запись, "Texas Moaner Blues", отражает это в полной мере. Вначале Беше на кларнете и Армстронг играют дуэтом, затем следует короткое соло тромбониста Чарли Ирвиса (Charlie Irvis), потом мощно вступает Сачмо и немедленно следует эффектный ответ Беше, уже на саксофоне. В последующих сессиях ансамбль вновь записывался с вокалистками — вначале с Вирджинией Листон (где вокал, откровенно говоря, скорее мешает насладиться игрой обоих выдающихся мастеров), а затем с супругой Уильямса, Евой Тэйлор (Eva Taylor). Примечательна здесь композиция "Mandy, Make Up Your Mind", где неугомонный Беше умудряется выдать соло на столь диковинном инструменте, как сарузофон. Как пишет Марк Бересфорд, автор "liner notes" альбома, это единственный в истории джаза пример солирования на данном инструменте. Но, конечно же, эта экзотика лишь придала пьесе дополнительную пикантность. Главным ее достоинством, как и в случае с "Cake Walking Babies From Home", "PickinТ On Your Baby" и другими записями осени двадцать четвертого — зимы двадцать пятого года, остается блестящий дуэт Армстронг — Беше. Уже только за возможность записаться вместе двум таким мастерам Кларенс Уильямс достоин места в анналах джазовой истории.

Несколько особняком стоит пьеса "Papa De–Da–Da". В ее записи участвовало двое коллег Армстронга по бэнду Хендерсона — Бастер Бэйли и Дон Редмэн (Buster Bailey, Don Redman). А вот присутствие в группе главного героя этого CD вызывает у исследователей определенные сомнения.

Зато бесспорно присутствие Беше в еще одной записи, включенной в альбом. Все пьесы, о которых шла речь до сих пор, издавала фирма "Okeh". Однако в конце 1924г. и фирма "Gennett" выпустила "Cake Walking Babies (From Home)" в исполнении группы "Red Onion Jazz Babies". Под этим названием скрывается практически уже знакомая нам команда во главе с Армстронгом и Беше, и лишь место Уильямса за роялем заняла тогдашняя супруга Сачмо Лил Хардин–Армстронг — поет же в данном случае Альберта Хантер (Alberta Hunter). Необычайное изящество звучания обоих лидеров лишь еще раз, в финале альбома, подчеркивает, что и Беше, и Армстронг в этот период уже были в расцвете своих творческих сил.

Заканчивается альбом. Заканчивается и очередной этап в жизни Сиднея Беше. В конце весны 1925 г. этот джазовый Агасфер вновь пускается в путь. Его вновь тянет в Европу. Впереди будут выступления в Париже со знаменитой Жозефиной Бейкер в "La Revue Negre", гастроли в Египте, Турции, Греции, Советской России. Что же до более чем плодотворного нью–йоркского периода, то благодаря Крису Барберу и "Timeless" он в любой момент может "ожить" в вашем доме. Стоит только поставить диск...

Подготовил Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на ...
  • стиль: джаз, джаз
Больше чем через полстолетия после своей смерти в 1941 году, Джелли Ролл Мортон остается не только исполнителем, притягивающим интерес всех, кто интересуется джазовой классикой, но и одним из первых значительных джазовых композиторов. Его музыку ...
  • стиль: джаз, джаз
Нельзя сказать, что имя Адриана Роллини (Adrian Rollini) начисто забыто джазовыми историками. Книги, рассказывающие о традиционном джазе, не обходятся без его упоминания. Но, как правило, звучит это имя в длинном ряду, перечисляющем "и других"; его ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz ...
  • стиль: джаз, джаз
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...
  • стиль: джаз, джаз
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
  • стиль: джаз, джаз
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
  • стиль: джаз, джаз
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
  • стиль: джаз, джаз
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
  • стиль: джаз, джаз
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com