nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джаз в городе рэгтайма (История джаза от Timeless)

стиль:

Джаз в городе рэгтайма (История джаза от Timeless)
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott Joplin) или Том Турпин (Tom Turpin). Название этого города обессмертил и Уильям Кристофер Хэнди (Handy) своим знаменитым "St. Louis Blues" (1914г.). Благодаря удачному географическому положению — на полпути из Нового Орлеана в Чикаго — город никогда не испытывал недостатка в хороших музыкантах и когда умами и сердцами американцев завладел пришедший с Юга джаз, в Сент-Луисе он сразу нашел и благодарных слушателей и умелых исполнителей.

В период, охватываемый данным диском, в городе работало много в разной степени интересных составов, как из белых, так и из афроамериканских музыкантов. Одним из наиболее сильных был бэнд под названием "Chas. Creaths Jazz-O-Maniaks". Именно он и представлен в альбоме с наибольшей полнотой (12 композиций из 23). Лидером и душой этого коллектива был щедро и разносторонне одаренный музыкант по имени Чарльз Крит (Charles Creath). Он вполне прилично играл на саксофоне и аккордеоне, много сочинял сам (среди приведенных на диске пьес я бы отметил "I Woke Up Cold In Hand" и "Butter Finger Blues"), но главным его "оружием" являлась труба. В оркестр Крита входило 9 - 10 человек — здесь всегда присутствовали мощная духовая секция во главе с лидером, пианист, банджоист, барабанщик. Мы имеем возможность познакомиться с материалами четырех сессий звукозаписи, самая ранняя из которых относится к 1924 году, а поздняя — к маю 1927 года. Есть среди них и вокальные номера, где поет ударник Флойд Кэмпбелл (Floyd Campbell). Особенно любопытна третья сессия (1925г.). Здесь, в частности, с темнокожим составом Крита запросто записывается белый тромбонист Сонни Ли (Sonny Lee) из состава известного Фрэнка Трамбауэра — событие неординарное для тех лет. Кроме того, здесь играет и очень известный новоорлеанский барабанщик Затти Синглтон (Zutty Singleton), родственник Крита, муж его сестры. Эффект этой семейной поддержки вполне очевиден во всех четырех композициях данной сессии.

Еще один возглавлявшийся трубачом состав — это "Dewey Jacksons Peacock Orchestra". Корнетист Дьюи Джексон, уроженец Сент-Луиса, по индивидуальному мастерству, экспрессии и выразительности своей игры, напоминавшей Кинга Оливера или Фредди Кеппарда, был, пожалуй, поярче Крита. В составе последнего Джексон, кстати, играл довольно долго — в 1927- 34г.г. Но в 1926 году у него еще был свой, всьма эффектный (особенно, на мой взгляд, в "Goin To Town") оркестр. Двое его музыкантов, басист Попс Фостер (Pops Foster) и кларнетист и саксофонист Торнтон Блю (Thornton Blue), впоследствии играли у Луиса Рассела.

И оркестру Крита, и оркестру Джексона не суждено было прозвучать в полный голос в эру свинга, превратиться в настоящие биг-бэнды. Они так и остались не самыми громкими составами регионального значения. Но именно такие бэнды и в Сент-Луисе, и в других городах готовили появление блистательных составов 30-х годов.

Разница в классе исполнения оркестров Крита и Джексона по сравнению с другими ансамблями, работавшими в Сент-Луисе, становится очевидной, когда слушаешь "Compton Avenue Blues" в исполнении "Bennie Washingtons Six Aces". Лидеру-барабанщику Бенни Вашингтону, несмотря на наличие в составе весьма приличного тромбониста и позаимствованного у Крита банджоиста, не удалось добиться ни сбалансированного звучания, ни ровного по классу ансамбля.

Естественно, играли джаз в Сент-Луисе и белые музыканты, как местные, так и приезжие. Так, только одну сессию звукозаписи провел здесь осенью 1925 года техасец Фил Бакстер с небольшим составом, где сам он играл на фортепиано. Бакстер значительно более известен как композитор весьма коммерчески удачных эстрадных песенок. Но это произошло позже, а тогда, в середине двадцатых, он носил имидж лихого ковбоя и руководил группой с залихватским названием "Phil Baxter And His Texas Tommies". Три пьесы, записанные ими в Сент-Луисе оставляют весьма приятное впечатление, в первую очередь за счет живости и неподдельного энтузиазма.

Этого не скажешь о пьесах "Starvation Blues" и "Boot To Boot", записанных в 1927 году ансамблем "Jess Stone And His Blue Serenades", которым руководил пианист и композитор Джесс Стоун, а также о единственной композиции в исполнении состава "Palledo Orchestra Of St. Louis". Заурядно, скучновато и, как говорится, без искры Божьей.

И, наконец, пьеса "Soap Suds", записанная в Сент-Луисе в 1926 году выдающимся пианистом Джелли-Ролл Мортоном. Впоследствии он играл эту же вещь под названием "Fickle Fay Creep", а вот об этой его работе известно крайне мало. Как оказался Мортон в Сент-Луисе в это время, кто играл с ним в ансамбле под названием "St. Louis Levee Band" — все это и по сей день остается неизвестным. Песок времени похоронил под собой не одну джазовую запись...

О пользе этой и подобных ей компиляций для историков джаза, для составителей различных радио и телевизионных программ о джазе говорить излишне. Альбом полезен и для тех, кто хочет получить представление о том, как звучал джаз на периферии, в американской провинции, вне главных центров его развития. А главное — и сегодня эта музыка вполне может доставить радость любому любознательному меломану.

Подготовил Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Мортон жил, Мортон жив, Мортон будет жить..(История джаза от Timeless) Оригинал из Нью-Йорка (История джаза от Timeless) Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless) Чикаго - Севернее южной стороны (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com