nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джазовые "раритеты" (История джаза от Timeless)

стиль:

Джазовые  раритеты  (История джаза от Timeless)
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только сказать, что к середине 20–х в Америке джаз играли уже практически везде и существовало огромное количество таких бэндов, про которые мы совершенно ничего не знаем, и других, что оставили после себя хотя бы одну–две записи. Такие "редкости" как раз и собраны в этом альбоме.

В те времена большинство крупных звукозаписывающих компаний практиковало командировки своих сотрудников с полным комплектом аппаратуры, необходимой для записи, по всей Америке в поисках интересных оркестров. Атланта, Сен–Луи, Мемфис, Кливленд, Детройт и многие другие города внесли свою лепту в американскую историю джаза. Давайте бросим хотя бы короткий взгляд на этих, не известных нам, но когда–то популярных у себя на родине, музыкантов.

THE BLUE RIBBON SYNCOPATORS: сделавшая пару записей в Буффало, штат Нью–Йорк, эта группа черных джазменов состояла всего из пяти человек, но работала не хуже большого оркестра, выдавая танцевальные мелодии в невероятном темпе. В бэнде не было ни тромбона, ни баса — всего два духовых инструмента, банджо, фортепиано и ударные.

GEORGE WARMACK AND HIS ORCHESTRA: история не сохранила ни фамилий музыкантов, кроме их лидера, ни состава оркестра, осталась только запись. Она никогда не поступала в продажу и не включалась в каталоги компании "Okeh" — скорее всего, это была демо–версия, сделанная с целью "раскрутки" бэнда. Что–то у них там не заладилось, и пластинка осталась единственной и безымянной.

ROY JOHNSON HAPPY PALS: биг–бэнд из двенадцати музыкантов сделал две записи в Ричмонде, штат Вирджиния, в августе 1929 года. Судя по слаженной ансамблевой игре, это был достаточно опытный и сыгранный оркестр, хотя сольные партии и оставляют желать лучшего. В целом он весьма напоминает многочисленные гарлемские бэнды того времени как по стилю, так и по уровню исполнения.

FOOR–ROBINSON CAROLINA CLUB ORCHESTRA: наверное, самая загадочная запись — не известны не только имена джазменов, непонятно даже, кто же такой (или такие) этот самый Foor–Robinson, а также уникально само место записи — Эшвил, штат Северная Каролина, отель Вандербильт. Его неповторимость заключается в том, что это вообще единственная джазовая пластинка, когда–либо записанная в нем. Все это тем более странно, что диск был издан в Англии, продавался там и находился в каталогах фирмы около двух лет без расшифровки состава. Оркестр показывает неплохой hot–стиль, довольно яркие саксофонные соло, словом, причина их дальнейшей неизвестности кроется явно не в самой музыке.

CHARLIE DAVIS AND HIS ORCHESTRA: этот довольно большой (18 человек) бэнд сам по себе не оставил мало–мальски значительного следа в джазовой истории, но зато один музыкант из его состава впоследствии стал знаменит, правда, сначала как звезда кино, а затем как... детектив. Это был банджоист Дик Пауэлл (Dick Powell). Руководитель оркестра Чарли Дэвис тоже внес свой, хоть и небольшой, вклад в джаз, написав две композиции, впоследствии исполнявшиеся другими составами: "Jimtown Blues" и "Copenhagen". Запись, сделанная бэндом в Индианаполисе, очень джазовом городе, ничем особенным не выделяется, наверное, из–за отсутствия в оркестре хороших солистов.

US NAVAL ACADEMY TEN: скорее всего, первый танцевальный бэнд, целиком состоящий из военнослужащих. Причем в будущем далеко не рядовых — окончив Военно–морскую академию, шесть из них впоследствии стали адмиралами. Лидер оркестра, трубач Оливер Нэкуин (Oliver Naquin), который собрал его в 1925 году, оказался очень неплохим солистом и аранжировщиком. Если бы он отказался от военно–морской карьеры (и не стал адмиралом), то он мог бы, наверное, достичь больших вершин в джазе: звучание его оркестра очень и очень неплохое, пожалуй, лучшее во всем этом альбоме "редкостей" — сбалансированное, мягкое и свинговое. Кстати, один из музыкантов бэнда, тромбонист и саксофонист Роберт Дуайер (Robert Dwyer), после окончания Академии избрал–таки для себя музыкальную карьеру, правда, достигнув немногого. Да, талант — во всех областях талант и, увы, наоборот.

FRANK E. WARD AND HIS ORCHESTRA: этот оркестр играл довольно много, но записал всего несколько сетов, причем все записи, кроме одной, были безнадежно испорчены. Оставшаяся целой, популярная мелодия "Lots OТMama" и вошла в альбом. Эта вещь стала дебютом известного впоследствии трубача Сильвестра Ахолы (Silvestr Ahola), который уже в составе других бэндов сделал сотни записей в конце двадцатых и даже удостоился книги о себе под названием "The Gloucester Gabriel".

THE BUBBLING OVER FIVE: единственная запись "черного" квинтета была сделана в Ричмонде, штат Вирджиния. Один из них играет на инструменте, названном в аннотации "джаззофоном". Судя по звуку, он является какой–то разновидностью гармоники, во всяком случае, это название больше нигде встретить невозможно. Музыка, которую они играют, довольно жесткая и даже грубая — эдакий "сырой" джаз.

EMERSON GILL AND HIS ORCHESTRA: Эмерсон Гилл был весьма популярным бэндлидером, но записывался со своими оркестрами на удивление мало. Почему–то такое иногда случается, когда записи интересного вроде бы джазмена просто не идут, и все. Так и вышло с треком "Birmingham Bound", который, несмотря на повсеместное его исполнение другими оркестрами, очень плохо продавался и вскоре был изъят из продажи.

HAROLD ORTLIТS OHIO STATE COLLEGIANS: этот на удивление неплохой бэнд записал всего одну пластинку в 1925 году. Для того, чтобы восстановить состав оркестра, удалось разыскать правнука (!) Харольда Ортли, у которого сохранились заметки, сделанные его прадедом. Ансамбль просуществовал очень недолго, несмотря на свой подлинно горячий джазовый стиль и репертуар.

ERNEST LOOMIТS ORCHESTRA: еще один пример того, что не от одного таланта зависит известность музыкантов. Этот оркестр, как и "Us Naval Academy Ten", судя по записи, смог бы составить конкуренцию практически любому из самых известных тогдашних джаз–бэндов. Но, увы, о них не известно абсолютно ничего — ни фамилий, ни других подробностей.

GEORGE OSBORNE AND HIS ORCHESTRA: танцевальный оркестр, делавший и хот–джазовые записи, одна из которых представлена в альбоме. Состав бэнда весь приведен на оригинальной пластинке, но ни одну из этих фамилий вы не найдете ни в одном из мало–мальски известных оркестров последующих десятилетий.

Интересно ли слушать альбом, составленный из подобных записей? Пожалуй, те, кому небезразлична история джаза, просто должны собственноручно (или собственноушно) убедиться в том, что не только Армстронг и Сидней Беше творили историю музыки.

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Teddy Grace - Качели судьбы (История джаза от Timeless) Ethel Waters - Переводчица с джазового (История джаза от Timeless) Девочки тридцатых (История джаза от Timeless) Ансамбль-призрак (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com