nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Бикс Бейдербек - Первый джазовый интеллигент (История джаза от Timeless)

стиль:

Бикс Бейдербек - Первый джазовый интеллигент (История джаза от Timeless)
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на окраинах города Гамильтон в штате Огайо — ничем не примечательном американском местечке. Кстати, полное название их группы звучало так: "The Wolverine Orchestra Of Chicago".

Почему "Wolverine"? Их излюбленным хитом был как раз "Wolverine Blues", так что это более-менее ясно. Хотя, казалось бы, при чем здесь Чикаго? Ну как же, этот город тогда ведь был главным центром джазовой жизни в Америке, и такое название придавало им если не престиж, то хотя бы его отблеск.

Они поначалу работали в дансинг-холлах и на вечерах в различных колледжах. Хоаги Кармайкл (Hoagy Carmicael), в то время еще изучавший юриспруденцию в Индианском университете, распропагандировал их по всей округе, и вскоре известность "Wolverines" достигла уже регионального масштаба. Вообще-то, кроме самого Бикса, они еще не были блестящими музыкантами, эти несколько белых парней. Кларнетист Джимми Хартвелл (Jimmy Hartwell) откровенно подражал тогдашним ведущим солистам Харри Шилдсу и Леону Рополло (Harry Shields & Leon Ropollo). Джордж Джонсон (George Johnson), тенор-саксофонист, плохо знал теорию и иногда сбивался прямо посреди своей партии. Ударник Вик Мур (Vic Moore), когда волновался, запросто мог увеличить темп.

Но они не придавали таким "мелочам" большого значения, в конце концов каждому из них было всего чуть-чуть за двадцать. Кстати, несмотря на все недостатки, группа создавала действительно неплохой аккомпанемент для сдержанного и по-настоящему интеллигентного корнета Бикса. Его импровизационный стиль был одновременно легким, естественным, но продуманным и неслучайным. Начиная соло, он уже заранее держал в голове развитие темы, построение отклика, и его манера так не походила на брызжущие неистовыми красками и часто непоследовательные эскапады Луи Армстронга.

В самом начале 1924 года оркестр приглашает на несколько сессий записи компания "Gennett", и они едут в Ричмонд. Там они делают на протяжении нескольких месяцев десяток треков и дальше записываются уже в Нью-Йорке. Если прослушать эти композиции в той последовательности, в какой они записывались (а именно так они и расположены на этом CD), то становится видно, что Бейдербек за какие-то полгода достиг большого прогресса и стал не просто основным солистом, а явным лидером группы. Он занял в ней такое же положение, как Армстронг в своих горячих "пятерках" и "семерках".

Однако нельзя сказать, что его аккомпаниаторы служили просто фоном, как это утверждали многие историки раннего джаза, — достаточно послушать их вещи, и вы увидите, что оркестр вовсе не плох, во всяком случае, не хуже, чем большинство тогдашних бэндов. Недаром они продолжали записываться и после того, как Бикс покинул группу.

Во всяком случае, начало было положено. Они в основном играли репертуар "ODJB" и сочинения Сэмюэля Кана, то есть самую популярную тогда музыку, пробовали и свои композиторские силы. Бейдербек настраивает всю группу, и они начинают звучать все слаженнее. Ритм-секция становится аккуратнее, остальные духовые — чище, и если их самая первая запись "Fidgety Feet" вышла, что говорится, комом, то уже к третьей-пятой ансамбль выдает классный саунд. Хартвелл и Джонсон сами становятся уже в состоянии выдать неплохие соло, а их друг Хоаги Кармайкл небезуспешно пробует себя на композиторском поприще: одна из записанных на первых сессиях вещей, "Riverboat Shuffle", принадлежит ему. Вообще-то, он хотел назвать пьесу "Free Wheeling", но когда Бикс намекнул ему, что это не очень подходящее имя для такой музыки, то Хоаги ответил, что он может давать ей новое название хоть на каждом концерте, лишь бы только играл.

В сентябре 1924 года вся компания отправляется в Нью-Йорк, где они сразу же идут слушать местные оркестры. На концерте бэнда Рэя Миллера они так увлеклись обсуждением достоинств и недостатков музыкантов, что их чуть не выставили из зала — в большом городе им пришлось привыкать к другим обычаям и стилю жизни. Новые сессии записи не заставили себя ждать — к ним присоединился тромбонист Джордж Брунис (George Brunis), и в студии той же фирмы "Gennett" на Восточной 37-й улице они записали две пьесы: "Lazy Daddy" и "Sensation". Впервые в их практике тромбон так хорошо вписался в общий саунд, оттеняя и подчеркивая легкое и даже "хрупкое" звучание корнета Бедербека.

Его мастерство выросло настолько, что никто уже не удивился, когда ему из Детройта пришло приглашение выступать в оркестре Жана Голдкетта (Jean Goldkett). Перед отъездом "Wolverines" сделали две, пожалуй, лучшие свои записи: "Tia Juana" и "Big Boy". В этих пьесах играет, по сути, уже взрослый, опытный музыкант — его фразировка идеально сбалансирована, восьмые звучат порой прямо как колокольчики — тогдашние критики и слушатели были от него в восторге.

В середине октября Бикс еще раз заглянул на 37-ю улицу в студию "Gennett", но уже с совершенно другим составом. Это были музыканты из бэнда Рэя Миллера, который он слушал сразу по приезду в Нью-Йорк. Тромбонист Мифф Моул (Miff Mole), тенор-саксофонист Фрэнк Трамбауэр (Frank Trumbauer), пианист Руб Блум (Rube Bloom) были уже очень известными исполнителями и считались одними из лучших. Две композиции, сыгранные вместе, "Flock O'Blues" и "I'm Glad", показывают, что Бейдербек явно не обвыкся в столь шустрой компании, и его лидерство среди них уже не столь очевидно, как в "Wolverines". Его старые коллеги нашли ему замену в лице совсем молодого корнетиста Джимми Макпартленда (Jimmy McPartland). Две записи с новым лидером можно услышать на этом CD, и, в целом, они оставляют хорошее впечатление, но ничего нового они уже не могут сказать.

Бикс играл после этого в оркестре у Голдкетта, в "St. Louis Band" — лучшем белом танцевальном джазовом оркестре 20-х,— у Пола Уайтмена и редко пытался делать сольные проекты с небольшими составами. Одну из таких записей он сделал вместе с Томми Дорси сразу после начала выступлений в оркестре Голдкетта — они завершают эту подборку записей Бейдербека с малыми бэндами. Прослушав ее от начала до конца, с трудом верится, что он меньше чем за год превратился из провинциального любителя в прекрасного солиста и композитора (последняя пьеса на диске — его сочинение), начав блистательную карьеру, которую сам же впоследствии и загубил. Впрочем, это уже другая история.

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Девочки тридцатых (История джаза от Timeless) Ансамбль-призрак (История джаза от Timeless) Bing Crosby - 1926 - 1932 (История джаза от Timeless) Метаморфозы Реда Маккензи 1935 – 1937 (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com