nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джорджия в Нью-Йорке (История джаза от Timeless)

стиль:

Джорджия в Нью-Йорке (История джаза от Timeless)
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, семьдесят лет спустя, мы видим, что, в сущности, некоторые из них были ну ничуть не хуже большинства "раскрученных" джазовых составов того времени.

Одним из таких "забытых" коллективов 20-х были "Georgia Melodians" — небольшой (11 человек) биг-бэнд родом из города Саванна, штат Джорджия. Их руководителем был Чарлз Боуланджер (Charles Boulanger), скрипач, выступающий в роли как дирижера, так и исполнителя (обычная практика в джазе). Оркестр собрался в 1923 году и после полугода работы в различных танцхоллах получил ангажемент в Нью-Йорке. Они выступали в огромном зале "Cinderella Ballroom" на Бродвее совместно с бэндом Пола Ван Лоуна (Pol Van Loan). Тогда бытовала такая практика: в большом помещении для танцев в противоположных углах устанавливали две сцены, и оркестры "соревновались" друг с другом, переманивая танцующих у "конкурента".

Очевидно, "Georgia Melodians" пользовались успехом у публики, так как уже в июле 1924 года компания "Edison" пригласила их на первые сессии записи. Компания эта, принадлежащая американскому изобретателю фонографа Томасу Алва Эдисону, применяла для звукозаписи метод, немного отличающийся от общепринятого. В числе его достоинств была большая возможная длительность композиции, чем на стандартной 78-оборотной пластинке, поэтому не удивляйтесь, когда на обложке этого альбома вы прочтете, что некоторые пьесы звучат по четыре с лишним минуты. Кстати, сам Эдисон джаза терпеть не мог и всегда говорил: "Я предпочитаю прослушивать джазовые записи задом наперед — так они лучше звучат".

Но вкусы вкусами, а коммерция коммерцией, и в результате звучание некоторых джаз-бэндов 20-х лет сохранилось для потомков только благодаря фирме "Edison". Среди них и "Georgia Melodians". Первые сессии состоялись летом и осенью 1924 г. Фамилии исполнителей, увы, мало что говорят сейчас даже специалисту. Корнетист Эрни Интлхаус (Ernie Intlehouse), тромбонист Херб Уинфилд (Herb Winfield), кларнетист Меррит Кенуорси (Merritt Kenworthy), пианист Оскар Янг (Oscar Young) отсутствуют и в джазовых энциклопедиях, причем очень подробных. Несмотря на это, оркестр звучит очень даже неплохо на фоне остальных, более именитых бэндов. Для "Georgia Melodians" характерен легкий, прозрачный саунд, четкий танцевальный бит, простые, но логичные и достаточно приятные импровизации. Все солисты практически равноправны, выделить кого-то одного на фоне остальных трудно. В общем-то, это чисто танцевальная музыка, поэтому прослушивание всего диска от начала до конца оставляет несколько однообразное впечатление — сказывается именно отсутствие ярких индивидуальностей в оркестре.

Во всяком случае, в 1924 году коллектив записал десять композиций в студии фирмы "Edison", осенью перешел работать в другой танцевальный зал Нью-Йорка — "The Strand Roof". (Интересный факт — с прежнего места их "вытеснил" не кто иной, как знаменитый "Wolverine Orchestra" молодого, но уже известного Бикса Бейдербека.) Начало карьере было положено неплохое, и остается только гадать, по какой причине в самом конце того года бэнд распался. Неизвестно, с кем позже выступали "разбежавшиеся" джазмены, во всяком случае, такого успеха никому из них уже не суждено было повторить, за исключением руководителя оркестра Чарлза Боуланджера, который в конце двадцатых продолжал возглавлять разные составы на среднем Западе, а в начале 40-х стал музыкальным менеджером биг-бэнда Джека Тигардена.

Тем не менее "Georgia Melodians" продолжали записываться еще целых полтора года. "Edison" не спешила отказываться от команды, приносящей прибыль, и регулярно собирала, кого сумела, из прежнего состава для очередных сессий. Сейчас уже трудно сказать, насколько отличались друг от друга группы 1924 и 1925 года, явно кого-то пришлось заменить, но их стиль в итоге изменился незначительно и, можно сказать, даже улучшился. В 1926 году чуть было не состоялось новое рождение "Melodians": Боуланджер на какое-то время собрал оставшихся коллег, дополнил состав басистом Рексом Гэвиттом (Rex Gavitt) и еще несколькими музыкантами из нью-йоркского танцевального бэнда Уильяма Полла (W.Polla), назвал новый оркестр "The Mountaineers" и сделал очередные шесть записей на "Edison", но под прежним именем.

И все-таки 1926 год оказался последним для "Melodians" — больше про них ничего не известно. Для компании "Эдисон" они оказались самым "долгоиграющим" джазовым проектом: впоследствии и до прекращения своей деятельности эта фирма джаз почти не записывала. Можно сказать, что "Georgia Melodians" вытянули счастливый билет — если бы не эти пластинки, то они могли навсегда остаться на обочине музыкальной истории XX века.

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Джаз идет в кино - 30-е годы (История джаза от Timeless) Комбо в эпоху биг-бэндов (История джаза от Timeless) Teddy Grace - Качели судьбы (История джаза от Timeless) Ethel Waters - Переводчица с джазового (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com