nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Техасские редкости (История джаза от Timeless)

стиль:

Техасские редкости (История джаза от Timeless)
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные в этом альбоме, были сделаны на выездных сессиях таких фирм, как "Victor" или "Okeh". Они с самого начала своего существования стали организовывать поездки мобильных студий по США в поисках интересных образцов музыки, и, в частности, джаза.

И что же они нашли в Техасе? Восемь ансамблей, которые, хотя в дальнейшем и не сыграли большой роли в американском джазе, но некоторые их участники стали весьма известными в других городах.

Первый же из коллективов, который вы услышите на этом диске, "Jimmy Joy's St. Anthony Hotel Orchestra", имел очень оригинального руководителя. Его настоящая фамилия — Джимми Мэлони (Jimmy Maloney), а прославился он тем, что мог играть одновременно на трех (!) кларнетах. То есть он в двадцатых годах проделывал то, за что джазфэны 60-х и 70-х восхищались Роландом Керком (Roland Kirk). Джимми не увлекался своими способностями и на диске можно услышать подобную эксцентрику лишь эпизодически. Впоследствии он уехал в Чикаго, где играл в оркестре Мэтти Мэтлока (Matty Matlock) и участвовал в первых сессиях записи этого оркестра.

В 1925 году компания "Victor Talking Machine" отправила мобильную студию в Хьюстон специально для того, чтобы записать местные таланты. Одним из них был Ллойд Финлей (Lloyd Finlay) и его бэнд. Сам Финлей играл на скрипке, а из всех его музыкантов нам известна только фамилия пианиста Сигера Эллиса (Seager Ellis). Он вместе с лидером сочинял пьесы для бэнда, а позже стал широко популярен в Штатах, но только как исполнитель романтических и сентиментальных баллад.

Если вслушаться в звучание оркестра, то сразу становится очевидной их склонность к музыкальной эксцентрике, что малоопытными слушателями принималось за оригинальный стиль. Например, в пьесе "Fiddlin' Blues" инструменты совершенно неожиданно начинают подвывать, залихватски присвистывать, а то и вовсе издевательски хохотать. На память сразу приходят кадры и звуки из старого советского кинофильма "Веселые ребята", где оркестр устраивал "музыкальный дебош". У Финлея до такого, конечно, не доходит, но он не брезгует никакими приемами для привлечения внимания слушателей.

В один и тот же день в студии проходило несколько полноценных сессий звукозаписи. Следом за Финлеем к микрофону стал бэнд Фэтти Мартина (Fatty Martin). Они неплохо отыграли две пьесы, причем одну из них — собственного сочинения. Ее автор — трубач оркестра Эрл Черч (Earl Church). Он играл на практически постоянно засурдиненной трубе, к чему редко прибегали белые музыканты, и, надо сказать, его саунд ненамного уступает ведущим трубачам того времени. Однако музыка оркестра Мартина была чисто танцевальной без особой фантазии — фокстроты, чарльстоны и т.п.

Осенью 1925 года компания "OKeh" опять "выехала" в Даллас, чтобы записать никому за пределами этого города не известную, но заслуживающую того группу пианиста Джека Гарднера (Jack Gardner). Оркестр этот отличался прямо-таки безмерной "всеядностью" — они исполняли джаз, блюз, популярные песни, комические куплеты и т.п. Гарднер был неплохим коспозитором, его пьеса "Bye Bye Pretty Baby" даже стала всеамериканским хитом в 1927 году, а целым десятилетием позже, в 1939 и 1940 годах он работал пианистом в оркестре Гарри Джеймса (Harry James). В этом альбоме ансамбль Гарднера аккомпанирует белой певице Ирене Тэйлор (Irena Taylor), которая исполняла полублюзовый, полуводевильный репертуар. Она опять же стала известна, только уехав из Техаса — в 1928 году ее пригласил к себе Пол Уайтмен (Paul Whiteman) и она принимала участие в записи одного из самых знаменитых его номеров — "Mississippy Mud". Такие переплетения судеб музыкантов были тогда обычны в джазе, аналогичная картина сохранялась и позже — время от времени малопопулярные в США исполнители становились звездами в Европе.

Однако вернемся к джазовому Техасу начала века, представленному на этом диске. Лучшим из всех тамошних ансамблей был, пожалуй, черный бэнд Троя Флойда (Troy Floyd) "Plaza Hotel Orchestra" из Сан-Антонио. Флойд создал подлинно свинговый ансамбль с отличными солистами, среди которых явно выделялся трубач Дон Альберт (Don Albert), родом из Нового Орлеана. "Plaza Hotel Orchestra" сделал довольно много записей, из которых особенно стоит отметить две: "Shadowland Blues" и "Dreamland Blues". Эти композиции были одними из первых образцов полноценных длинных джазовых сочинений, записанных на пластинки. Каждая из них длится больше пяти минут, поэтому они разбиты на две половины и размещены на обоих сторонах диска. Не очень удобно было прерываться на середине вещи и переворачивать пластинку, но зато музыканты не были скованы трехминутным лимитом и показали все, на что они способны. Во всяком случае, каждый солист смог сыграть полный квадрат своей импровизации, не торопясь и не оглядываясь на звукорежиссера.

При исполнении "Dreamland Blues" к бэнду присоединился саксофонист Хершель Эванс (Hershel Evans). Тогда это был молодой подающий надежды музыкант, а уже спустя десять лет он стал одним из лидеров знаменитого "звездного" состава биг-бэнда Каунта Бэйси. К сожалению, смерть Эванса в 1939 году помешала ему занять место в истории джаза рядом с Коулменом Хокинсом и Лестером Янгом.

В альбоме приведены записи еще двух техасских оркестров — "Leroy's Dallas Band" и "Fred Gardner's Texas University Troubadours". Первая из них, руководимая черным корнетистом Лероем Уильямсом (Leroy Williams), была чисто студийным бэндом с достаточно стандартным звучанием, но зато сам Уильямс звучал просто превосходно — не исключено, что фирма приезжала записывать именно его. Руководитель второй группы, Фред Гарднер, однофамилец вышеупомянутого Джека Гарднера, стал одним из тех музыкантов, которые остались в истории благодаря нескольким записям. Его оркестр по звучанию был ничуть не хуже большинства тогдашних джаз-бендов, но, к сожалению, о нем больше ничего не известно.

Джазмены 20-х лет из Техаса в своем большинстве не сыграли большой роли в дальнейшем развитии американской популярной музыки, но, наверное, только из-за своей удаленности от культурных центров — Нью-Йорка, Чикаго, Канзас-Сити. Увы, провинция редко выбивалась в лидеры в джазе...

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Британские раритеты (История джаза от Timeless) Мортон жил, Мортон жив, Мортон будет жить..(История джаза от Timeless) Оригинал из Нью-Йорка (История джаза от Timeless) Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com