nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

На заре джаза (История джаза от Timeless)

стиль:

На заре джаза (История джаза от Timeless)
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на обложке, во много раз. За эти семь лет продолжалось стремительное падение интереса публики к классическому рэгтайму Пережив свои лучшие годы в первом десятилетии ХХ века, рэгтайм видоизменился. Фортепианный рэгтайм эволюционирует к страйд-пиано, оркестровый — приспосабливается к потребностям танцевальной музыки.

Однако, публика жаждала чего-то совершенно нового. И дождалась. Первые записи "Original Dixieland Jass Band" (ODJB), сделанные в 1917 году привели к быстрой популяризации нового стиля. При этом почти весь ранний джаз, представленный на диске, играют белые. Афроамериканские джазмены из Нью-Орлеана начали покидать город лишь в конце 1917 года перебираясь на север, и до нью-йоркских студий звукозаписи еще не добрались. Нью-Йорк остается главным центром развлечений страны. Практически все пьесы альбома записаны именно там.

Участие США в I-й мировой войне пришлось на этот же период. Войсковые оркестры познакомили Европу с ранними джазовыми формами. Но у себя на родине джаз лишь модное развлечение. Всерьез джаз еще никто не принимает.
Стартовая пьеса "Red Onion Rag" в исполнении Роя Спэнглера (Roy Spangler) символизирует прощание с классическим рэгтаймом. В игре Спэнглера присутствуют все особенности этого стиля, к примеру, повтор первой темы он играет на октаву выше, чем ранее — типичный для рэгтайма прием.

В двух треках мы слышим Майка Бернарда (Mike Bernard). В свое время этот пианист был очень популярен, но затем прочно забыт. Записи "Timeless" воскрешают это имя. В пьесе "1915 Rag" (1913 г.) его стиль очень близок к манере "страйд пиано", связанной с именами Уби Блэйка и Джеймса П. Джонсона.

Десятые годы — время танцевальной музыки. И поначалу совсем нетанцевальный рэгтайм меняется. Символ времени — белые танцоры, супруги Айрин и Вернон Кесл. Они тесно сотрудничали с самым ярким черным музыкантом того времени Джеймсом Рис Юропом (James Rees Europe), основателем "Clef-Club", лидером, дававшим концерты в Карнеги-Холл с оркестром в 125 человек! Записи его "Europe's Society Orchestra" (1913 г.) — первые записи афро-американского инструментального состава, а также типичный репертуар супругов Кесл. В годы войны Юроп возглавлял военный оркестр в корпусе Першинга, а в мае 1919 года жизнь этого незаурядного человека трагически оборвалась: прямо на концерте в Бостоне его заколол ножом один из музыкантов.

Вершина диска — исторические записи Ника Ла Рокки (Nick La Rocca) и его коллег по ODJB. Этот белый нью-орлеанский состав записал "Darktown Strutters' Ball" и "Indiana" 30.01.1917 г. на "Columbia". Фирма не решилась их издать, и они увидели свет под маркой "Victor". Эти вещи получили громадный успех. Да, ODJB снискали лавры отцов джаза во многом незаслуженно, однако значение этого состава трудно переоценить. В альбом включены еще две пьесы, записанные ODJB в том же 1917 году на молодой, амбициозной фирме "Aeolian Vocalion", применявшей отличную от других технику записи. Записывая "Oriental Jazz (Sudan)", состав поменял в своем названии "Jass" на более привычное для нас сегодня "Jazz".

Ярко отражена в записях и реакция других фирм и исполнителей на "феномен ODJB". Интересна, к примеру, эволюция талантливого мастера рэгтаймов из Миссури, кларнетиста Уилбура Свитмэна. В его "Down Home Rag" заметна большая ритмическая свобода и элементы импровизации. После появления ODJB его состав превращается в "Wilbur Sweatman And His Jass Band" и записывает для "Pathe" две пьесы, в том числе "Joe Turner Blues" Хэнди. В составе еще нет ритм-секции, кларнет плюс пять саксофонов, но играет он весьма живо. "Columbia", упустившая "золотую рыбку" ODJB, делает своей главной джазовой звездой именно Свитмэна, что отражено еще одной записью его "Original Jazz Band" (1918 г.) с неплохим трубачом Крикетт Смитом ("Crickett" Smith).

Двумя записями представлен состав "Lousiana Five" из Нью-Орлеана, работавший в Нью-Йорке в 1918—1919 гг. Главной его звездой был невоспетый герой раннего джаза кларнетист Альсид Нуньес (Alcide Nunez), отличавшийся особой чистотой тона и латинским темпераментом. Через несколько месяцев он вернулся в Нью-Орлеан и вскоре умер.

Интересно звучит и "Frisco Jazz Band" в двух пьесах 1917 г., когда состав из Сан-Франциско гастролировал в Нью-Йорке и записывался для "Edison". В "Johnson Jass Blues" тромбон Бастера Джонсона (Buster Johnson) создает прочную основу, на которой играет весь состав с красивой перекличкой кларнета Руди Видофта (Rudi Wiedoft) и скрипки Марко Вульфа (Marco Woolf). Как Видофт, так и пианист и композитор Арнольд Джонсон (Arnold Johnson) впоследствии возглавляли свои биг-бэнды.

Наиболее удачливым соперником ODJB был "Earl Fuller's Famous Jazz Band". Хозяин клуба "Rector" Сэм Сэлвин срочно поручил своему музыкальному директору Эрлу Фуллеру составить свой джаз-бэнд после успехов ODJB. Лидером этого состава стал 26-летний кларнетист из Огайо Тед Льюис (Ted Lewis). В "Slippery Hank" (1917 г.) звучание бэнда весьма характерно — громкое, в быстром темпе, с сильно синкопированными ударными Джона Лукаса (John Lukas) и надежным ритмическим фундаментом пианиста Эрни Каттинга (Ernie Cutting).

Позже Сэлвин разобрался, кто же делает погоду в его составе, и группа стала называться уже "Ted Lewis Jazz Band". Она имела большой успех в ночных клубах, а Льюис стал вторым по продаваемости записей музыкантом "Columbia" (после Джолсона). "Blues (My Naughty Sweetie Gave Me)" (1919 г.), первая запись состава под новым названием, — важный пример смеси джаза с музыкой клезмеров (еврейских народных музыкантов), то есть в основном соло на кларнете под аккомпанемент бэнда. Тромбонист состава Гарри Редерман (Harry Raderman) в молодости и сам был клезмером на Украине, в оркестре своего отца.

...Вот такой альбом. Редчайшие записи, из которых при переводе на цифровой вариант выжато все возможное. Мне он показался особенно интересным благодаря широкой панораме составов, блиставших на сценах Нью-Йорка в 1917—1919 гг. Сознательно я уделил чуть меньше внимания ODJB (о них можно найти информацию и в других источниках) и чуть больше — другим ранним джазовым составам. Тем не менее, самой интересной записью диска я бы назвал "Darktown Strutters' Ball" в исполнении ODJB (как-никак, она открыла новую эру). Два других места на воображаемом "пьедестале" отдаю "Down Home Rag" Свитмэна (этот музыкант стал для меня приятным открытием) и "Blues (My Naughty..." Теда Льюиса и его бэнда (если хотите, первый синтез джаза с фолк-музыкой не афро-американского происхождения).

подготовил Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Британские раритеты (История джаза от Timeless) Мортон жил, Мортон жив, Мортон будет жить..(История джаза от Timeless) Оригинал из Нью-Йорка (История джаза от Timeless) Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com