nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Уже не "дикий" Запад (История джаза от Timeless)

стиль:

Уже не  дикий  Запад (История джаза от Timeless)
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. Впервые настоящий джаз там играл Джелли Ролл Мортон еще до первой мировой войны, а первую запись сделал бэнд Кида Ори в 1922. На Западном побережье — в Лос-Анджелесе, Калвер-Сити и других городах — местный джаз поначалу имел четкий оттенок госпелз, но постепенно, особенно после гастролей именитых коллективов, он стал практически таким же, как и на Востоке США.

Вообще-то в литературе по истории джаза калифорнийским бэндам отводится самая скромная роль, а порой о них и вовсе не упоминается. Этот диск показывает, что в середине и в конце 20-х на Западном побережье с джазом было все в порядке.

Ансамбль чернокожего пианиста Сонни Клэя (Sonny Clay) выступал в Лос-Анджелесе в кафе "Plantation" и в 1925 и 1926 годах сделал несколько записей. Бэнд примечателен тем, что он опровергает категоричные суждения многих историков джаза о четком делении тогдашних коллективов и их музыки на "черную" и "белую". Мало того, что сама группа была смешанной, но и композиции, которые они играли, зачастую имели соавторами как чернокожих, так и белых музыкантов.

Как будто специально, чтобы слушатель не счел этот пример исключением, следующим бэндом, представленным на диске, стал оркестр Вика Мэйерса (Vic Meyers). Пьеса "Shake It And Break It" была написана белым корнетистом Квалли Кларком (Qually Clark) и черным ксилофонистом Фриско Лу Чайхом ("Frisco" Lou Chiha). Даже двух приведенных выше фактов достаточно для того, чтобы понять, насколько не соответствовали действительности утверждения об абсолютной расовой сегрегации в раннем джазе. Сам Вик Мэйерс был очень известен в Калифорнии в 20-е годы, а десятилетием позже уже играл в биг-бэнде Джимми Дорси на контрабасе.

Этот музыкант вообще был чрезвычайно деятельным и оригинальным человеком. Он успел даже выдвинуть себя в 1925 году в претенденты на должность мэра Лос-Анджелеса, причем с противником он пытался расправиться чисто музыкальным способом. Его бэнд в три часа ночи выходил на улицы города и играл во всю силу, будя людей и выкрикивая лозунги за конкурента.

Большинство калифорнийских джаз-бэндов состояло из исполнителей, не очень-то прославившихся в остальной Америке, не говоря уже о Европе. К таковым можно отнести и представленные на этом сборном альбоме группы Генри Хэлстеда (Henry Halsted), Реба Спайка (Reb Spike) и Тома Геруновича (Tom Gerunovich). Все, что можно сказать о них, это то, что они по уровню своему мало отличались от средних танцевальных ансамблей из других регионов, включая Чикаго и Нью-Йорк. Сегодня невозможно восстановить даже имена всех музыкантов, игравших в них. Но в Калвер-Сити в конце 20-х выступал и записывался коллектив под названием "Paul Howard's Quality Serenade", на котором нужно остановиться отдельно.

В этом оркестре начинал свою карьеру тромбонист Лоренс Браун (Lawrens Brown), впоследствии много лет игравший у Дюка Эллингтона, и (тогда еще) ударник Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton), пересевший потом за вибрафон в квартете Бенни Гудмена, а потом ставший лидером своих многочисленных проектов. В то время, в 1929 году, оркестр Пола Ховарда тоже отличался неординарным звучанием и особенно композициями своего саксофониста Чарли Лоуренса (Charlie Lawrence). В этом альбоме приведено целых двенадцать пьес в их исполнении и, надо сказать, совершенно заслуженно. По сравнению с остальными бэндами, выдающими стандартный танцевальный репертуар, "Paul Howard's Quality Serenade" играл уже довольно сложные оригинальные композиции с хорошо проработанными соло. Все солисты очень хороши, не только Лоренс Браун, особенно можно выделить трубача Джорджа Орендорфа (George Orendorf). У него чистый и уверенный стиль, красивая фразировка и разнообразные импровизации. После своего ухода из оркестра Пола Ховарда он все тридцатые годы проработал в биг-бэнде Леса Хайта (Les Hite), который в 30-м и 31-м годах аккомпанировал самому Армстронгу.

Вот такие перипетии и такие имена, и все связаны с одним и тем же популярным калифорнийским бэндом. Слушать его, несмотря на общую танцевальную направленность, приятно и не утомительно до сих пор. Не хотелось бы обижать и остальные оркестры, представленные на этом диске: любителю джазовой истории они тоже будут весьма интересны. Многие впервые откроют для себя калифорнийский джаз и с удовлетворением закроют "белое пятно", которым он был для них до сих пор.

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Ethel Waters - Переводчица с джазового (История джаза от Timeless) Девочки тридцатых (История джаза от Timeless) Ансамбль-призрак (История джаза от Timeless) Bing Crosby - 1926 - 1932 (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com