nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Алекс Хилл - Возвращение из небытия (История джаза от Timeless)

Алекс Хилл - Возвращение из небытия (История джаза от Timeless)  Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда это казалось несправедливым. Так, критик из "Melody Maker", некто по имени Леонард Фезер (да-да, тот самый, впоследствии один из самых знаменитых знатоков джаза), еще в ноябре 1935 года сожалел, что Алекс Хилл мало известен широкой публике, и предрекал, что в будущем это имя станет гораздо более знаменитым. Увы, его прогноз не сбылся. Через полтора года после появления теплых строк Фезера в "Melody Maker" Алекс Хилл умер совсем еще молодым человеком, не дожив даже до 31 года.

Уже очень скоро его имя оказалось прочно забытым, и сегодня далеко не все джазовые энциклопедии вспоминают об этом незаурядном музыканте с несчастливой судьбой. В этом плане фирма "Timeless" двумя альбомами своей исторической серии, посвященными Алексу Хиллу, восстановила историческую справедливость, практически заново познакомив с ним тысячи любителей джаза. Самых добрых слов заслуживает составитель обоих альбомов, автор "liner notes", кропотливый исследователь жизни, творчества и дискографии Хилла Салли-Энн Уорсфолд (Sally-Ann Worsfold), больше всех сделавшая для его возвращения из небытия. И один, и другой диски охватывают один и тот же временной период: с 1928 года и до середины тридцатых. Уорсфолд при компоновке альбомов разделила творческое наследие Хилла по иному принципу. Первый диск представляет нам в первую очередь джазового музыканта-исполнителя, хотя и здесь львиная доля композиций сочинена им же. На втором диске разные составы, в том числе самые знаменитые, играют музыку, сочиненную или аранжированную Хиллом.

Однако прежде чем говорить о дисках, просто необходимо хотя бы немного рассказать о самом музыканте. Алекс Хилл родился 19 апреля 1906 г. в Литтл Роке, штат Арканзас, в семье священника методистской епископальной церкви и учительницы музыки. Вполне естественно, что мальчика с детства обучали играть на рояле и прививали неприязнь к "музыке дьявола" — джазу, рэгтайму и иже с ними. В первом случае родители преуспели, во втором — потерпели сокрушительное поражение. Сын священника увлекся джазом, будучи еще студентом местного колледжа, а закончив его в 1922 году, решительно порвал с семьей и избрал в возрасте 16-ти лет карьеру профессионального джазового музыканта.

Первое время Хилл колесил по всему Юго-Западу с различными составами, а в 1924 г. и сам стал бэндлидером. Правда, его собственный коллектив просуществовал недолго, и Алекс работал позже в "Speed Webb's Orchestra" вместе с такими известными музыкантами, как тромбонист Вик Дикенсон и пианист Тедди Уилсон, а затем в "Mutt Carey's Jeffersonians". Очевидно, уже тогда Хилл приобрел значительный опыт и определенную известность в качестве аранжировщика, так как прибыв в 1927г. в один из главных джазовых центров страны, Чикаго, он стал ведущим аранжировщиком в фирме "Melrose Music Publishing Company" и, кроме того, писал аранжировки для оркестра Кэрола Дикерсона (Carroll Dickerson), в котором тогда играли такие звезды, как Армстронг и Эрл Хайнс.

Дебют Алекса Хилла в студии состоялся в октябре 1928г. — композиция "Parkway Stomp" в исполнении состава "Albert Winn And His Gut Bucket Five", где он играл на рояле, открывает первый из "таймлессовских" дисков. Уже на следующий день после дебюта Хилл вновь участвует в записи — на этот раз уже с другим коллективом, "Jimmy Wade And His Dixielanders", причем музыканты играют уже его собственную композицию "Mississippi Wobble". И карусель закрутилась... Практически каждый ее "оборот" бережно зафиксирован в альбоме. В 1928-29гг. Хилл больше всего играл с ансамблями известного кларнетиста Джимми Нуна (Jimmie Noone), а также еще одного духовика, Джуни Кобба (Junie C. Cobb). Бури восторга мастерство Хилла-пианиста, на мой взгляд, не вызывает, хотя это был, бесспорно, вполне сложившийся мастер. С.-Э. Уорсфолд усматривает в его стиле игры влияние трех гигантов джазового фортепиано тех лет — Фэтса Уоллера, Эрла Хайнса и Джеймса Пи Джонсона, однако отмечает, что, по сравнению с ними, Хилл гораздо чаще обращался к блюзу. С последним выводом исследовательницы трудно не согласиться даже при беглом прослушивании диска.

Зимой 1929 — весной 1930г. Хилл сделал несколько записей в качестве лидера собственного состава, собранного из ведущих музыкантов чикагских биг-бэндов, — "Alex Hill And His Orchestra". За исключением "St. James Infirmary" (кстати, с блеском сыгранной пьесы, лучшей, на мой взгляд, в альбоме), на всех сессиях музыканты играли вещи самого Алекса. В разгар экономической депрессии Хилл ушел от активной исполнительской деятельности к чисто композиторскому творчеству и лишь в 1933 году принял участие в новой сессии звукозаписи, ставшей наиболее сильной в его дискографии. В составе оркестра Эдди Кондона он играл с такими мастерами, как саксофонист Бад Фримен, ударник Сид Кэтлетт или трубач Макс Камински, — четыре пьесы этой сессии говорят сами за себя. Надо сказать, что и сам Кондон, и его коллеги высоко оценивали талант Хилла, а Камински в своих мемуарах "Моя жизнь в джазе" один из немногих уделил памяти Хилла несколько теплых строк.

Свои последние записи Хилл делал уже в Нью-Йорке в 1934 г, опять в качестве лидера. Ими и завершается диск. Вскоре Алексу пришлось оставить музыку и в качестве "блудного сына" вернуться под родительский кров. Сказались слабое здоровье, тяжелая болезнь (туберкулез), интенсивная работа и, увы, алкогольные излишества. В феврале 1937 года этот музыкант, едва ли на треть реализовавший свои исполнительские и композиторские таланты, умер.

Именно композиторской стороне деятельности Алекса Хилла посвящен другой диск исторической серии. Я убежден, что его с громадным интересом послушает любой поклонник джаза, и даже не в связи с Хиллом. Этот сборник представляет собой этакий виртуальный "авторский вечер композитора и аранжировщика Уильяма Александра Хилла", участвовать в котором дали согласие такие мастера, что только от перечисления имен захватывает дух. На диске можно услышать Луиса Армстронга и Фэтса Уоллера, бэнды Дюка Эллингтона и Эрла Хайнса, вокал "императрицы блюза" Бесси Смит и сестер Босуэлл. А реально это означает, что со всеми этими и со многими другими мастерами Хилл активно сотрудничал и они (или их продюсеры) находили такой альянс плодотворным.

Так, тема "Beau Koo Jack", созданная Хиллом и Сачмо, звучит на диске дважды: в варианте комбо Армстронга (с Доном Редманом, Эрлом Хайнсом и Затти Синглтоном), записанном фирмой "Okeh" в декабре 1928г., и в исполнении только что созданного бэнда Эрла Хайнса (фирма "Victor", февраль 1929г.).

Очень успешно Хилл работал с Фэтсом Уоллером. Ему прекрасно удавалось сочинять жизнерадостные, мажорные мелодии в стиле Фэтса и аранжировать пьесы последнего (например, "Functionizin'"). Хилл обладал необычайно гибким музыкальным мышлением, позволявшим ему с одинаковой легкостью применять самые разные идиомы: он писал и блюзы, и госпелс, и стандартные популярные песенки. В начале 30-х, в период депрессии, были какое-то время популярны эстрадные песни религиозного содержания, словно заставлявшие всех американцев, и белых, и черных, обратиться к Богу перед лицом кризиса. Одну такую песню, "On Revival Day", прекрасно исполняет в данном альбоме Бесси Смит. Хилл не был ее автором, он (предположительно) играл здесь на рояле, но также слыл мастером подобной тематики.

Известный музыкант и музыковед Гюнтер Шуллер очень высоко оценивает и достоинства Хилла-аранжировщика. По его мнению, "Хилл делал аранжировки, которые позволяли музыкантам играть легко и в то же время достигать прекрасного звучания". Уже упоминавшаяся С.-Э. Уорсфолд ставит Хилла в один ряд с ведущими аранжировщиками того времени, такими, как Дон Редман, Дюк Эллингтон или Джелли Ролл Мортон. Думаю, прослушивание этого альбома заставит вас согласиться с этим мнением.

Отличный свинг, яркий талант и предательски слабое здоровье — таков путь Алекса Хилла в джазе. Будем надеяться, что два новых диска исторической серии помогут повнимательнее присмотреться к этому пути.

По материалам "Timeless Records" подготовил Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
  • стиль: джаз, джаз
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
  • стиль: джаз, джаз
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
  • стиль: джаз, джаз
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
  • стиль: джаз, джаз
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com