nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ethel Waters - Переводчица с джазового (История джаза от Timeless)

Ethel Waters - Переводчица с джазового (История джаза от Timeless)  У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. Автор сопроводительной статьи очередного альбома исторической серии "Timeless" Крис Эллис очень точен, когда утверждает, что "... она не подпадает целиком ни под одно из таких определений, как "блюзовая певица", "джазовая певица", "драматическая актриса", "артистка кабаре" или "кинозвезда". Она, тем не менее, все это в себе совмещала". Именно универсализм принес ей славу при жизни, и он же помешал стать целиком "своей" в каком-то жанре. Тем не менее, ее заслуги перед джазом весьма существенны. В джазе она всю жизнь делала то, к чему пришел Луис Армстронг, уже став великим трубачом. Как вокалистка она всегда была своеобразной "переводчицей с джазового", интерпретируя в свинговой манере популярные шлягеры своего времени и, наоборот, знакомя широкую, преимущественно белую публику с джазовыми стандартами. Альбом "Timeless" представляет широкую панораму песен и того, и другого рода, записанных ею в тридцатые годы в сопровождении выдающихся джазовых бэндов, в первую очередь оркестров Дюка Эллингтона и Бенни Гудмена.

К тому времени Этель была уже опытной певицей, ведь впервые она вышла на сцену в 17 лет. Так как она тогда была еще несовершеннолетней, то для оформления контракта ей пришлось передвинуть дату рождения на четыре года назад. Это породило большую путаницу в различных вариантах ее биографий. Крис Эллис приводит дату 31 октября 1896 года, ряд других источников, на мой взгляд, более близких к истине, называет 1900 год. Так или иначе, произошло это событие в небольшом городке Честер в Пенсильвании. Она не была желанным ребенком: в 12 лет ее мать жестоко изнасиловали, в результате чего Этель и появилась на свет. Знакомясь с биографией Этель Уотерс, вообще ощущаешь, что дыхание рабовладельческих времен совсем рядом: бабушка будущей звезды вышла замуж в 13 лет, причем деду еще пришлось выкупать ее из рабства. Кстати, сама Этель впервые вступила в фактический, правда, очень непродолжительный брак в том же возрасте. Высокой худющей девчонке (стройную фигуру она сохранила на всю жизнь) пришлось самой пробивать себе дорогу. Работа посудомойкой и горничной за три с четвертью доллара в неделю ее не слишком прельстила, и Этель выбрала то, о чем мечтала с раннего детства: сцену.

Первоначально Этель стала выступать в маленьких кочевых афроамериканских труппах, причем она не только и даже не столько пела, сколько танцевала. Вокальный же репертуар юной артистки отличался чрезвычайной пестротой: здесь были и блюзы, и баллады, и комические песенки. Чистый голос, отличная дикция, прекрасное чувство ритма помогали Уотерс приводить своими выступлениями в восторг непритязательную публику. Постепенно она становилась "гвоздем" шоу, а в довольно захудалом нью-йоркском кабачке "Edmond's Cellar" она проработала почти четыре года уже со своей сольной программой. К 1921г. относятся и ее первые записи: сначала для "Cardinal Records", а затем для "Black Swan". Последняя фирма организовала и большое концертное турне певицы, причем сопровождающий ансамбль Этель возглавлял молодой Флетчер Хендерсон. Интересно, что, выступая в Атланте, Уотерс столкнулась с весьма негативным отношением к себе со стороны "императрицы блюза" Бесси Смит, которая ревниво отнеслась к успехам "выскочки с Севера" (много позже Этель столь же недоброжелательно будет реагировать на Билли Холидей).

В то же время нашлось двое людей, которые подсказали молодой исполнительнице верный путь к успеху. Опытный режиссер Эрл Дэнсер и пианист Лу Хенли, оценив ее и вокальные, и внешние данные, посоветовали Этель перейти преимущественно на исполнение модных шлягеров тех лет: это делало певицу интересной не только для афроамериканской, но и для белой публики. В 1925г. Уотерс дебютировала в престижном "белом" заведении: "Plantation Club" на Бродвее. Вскоре и в области звукозаписи произошли благоприятные перемены: певица перешла под опеку крупной фирмы "Columbia", записывавшей ее, однако, на так называемых "расовых", т. е. предназначенных для черной аудитории, пластинках.

Продолжая с успехом выступать в бродвейских ревю, в 1929г. Этель Уотерс неожиданно для многих прогремела на всю Америку и даже на весь мир в несколько иной сфере — разумеется, источником столь мгновенного и широкого успеха в те годы могло быть только кино. Знаменитая компания "Warner Bros." выпустила на экраны первый полноцветный и одновременно звуковой фильм "On With The Show", где Уотерс снялась в двух эпизодах, исполняя песни "Birmingham Bertha" и "Am I Blue?". Пластинка с этими песнями, немедленно изданная "Columbia" уже вне "расовых серий", где с Этель играли первоклассные белые музыканты, такие, к примеру, как братья Дорси, прекрасно разошлась, а "Am I Blue?" стала настоящим хитом. Этими двумя песнями и открывается диск "Timeless".

Успешное европейское турне, новые бродвейские представления с участием Уотерс стимулировали боссов "Columbia" торопиться с "ковкой железа". В 1929 - 1932 годах выходят новые хиты в исполнении Этель Уотерс: "Trav'lin All Alone", "Please Don't Talk About Me When I'm Gone" (под аккомпанемент септета с участием Томми Дорси, Гудмена, Венути и Ланга), "What Did I Do To Be So Black And Blue" (сочинение очень креативной авторской пары Фэтс Уоллер — Энди Разаф; Фэтса, думаю, представлять не надо, а Разаф — это на самом деле Разафинкиерефо, ни более ни менее как племянник последней королевы Мадагаскара: пути джаза неисповедимы). Записала Уотерс и песню "Porgy", не имеющую никакого отношения к знаменитой опере Гершвина, но тематически связанную с тем же литературным первоисточником, драмой Дюбоза Хэйуорда. Все эти хиты представлены на диске, а "Porgy" — даже в двух версиях, 1930 и 1932 годов, причем последнюю Уотерс исполняет с оркестром Эллингтона.

С этим замечательным составом весной 1933г. Этель выступала в знаменитом "Cotton Club", где впервые прозвучал знаменитый хит "Stormy Weather". Этот год, наверное, был самым удачным во всем десятилетии — золотом времени для Этель Уотерс, когда фортуна, казалось, делала все, чтобы обеспечить ей "режим наибольшего благоприятствования". Осенью того же года в "The Music Box Theathre" проходит премьера нового ревю от некоронованного короля американской поп-музыки Ирвина Берлина — "As Thousand Cheer". Уотерс, единственная афроамериканка, блистает в нем наряду с белыми звездами Клифтоном Уэббом и Мэрилин Миллер, а новый шлягер из этого ревю "Heat Wave", записанный с участием Бенни Гудмена, расходится, как горячие пирожки. Есть на диске и еще несколько песен Уотерс, которые она исполняла в 1933 — 34 гг. с оркестром этого "короля свинга". Голливуд также не забывал о певице: на протяжении тридцатых годов она продолжала быть частой гостьей и на съемочных площадках.

Карьера Этель Уотерс не оборвалась внезапно, она продолжала петь, выступать на сцене и сниматься в кино и в сороковые, и в пятидесятые годы, с большим или меньшим успехом. Однако в целом это было уже движением по нисходящей (кроме кино, где она была занята в весьма удачных лентах "Cabin In The Sky" (1943) и "Pinky" (1949)). Этель дожила до весьма преклонного возраста и ушла из жизни в сентябре 1977 года. Но альбом "Timeless" не уводит нас так далеко. Он прощается с Этель Уотерс на рубеже сороковых годов, когда она оставалась в зените славы. Последние треки диска — это два маленьких шедевра Хоуги Кармайкла: "Georgia On My Mind" и менее известный "Old Man Harlem", записанные певицей в августе 39-го. Думаю, прослушав этот альбом, вы сможете по достоинству оценить мастерство исполнительницы, научившей американскую поп-музыку пульсировать в ритмах свинга.Лена Хорн, Конни Босуэлл и многие другие певицы шли уже по дороге, проторенной Этель Уотерс...

По материалам "Timeless Records" подготовил Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...
  • стиль: джаз, джаз
В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
  • стиль: джаз, джаз
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
  • стиль: джаз, джаз
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
  • стиль: джаз, джаз
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
  • стиль: джаз, джаз
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com