nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Teddy Grace - Качели судьбы (История джаза от Timeless)

Teddy Grace - Качели судьбы (История джаза от Timeless)  Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории джаза. Но вот личностью эта женщина была явно незаурядной и уж совершенно необычной была ее судьба в музыке. Жизнь словно катала Тедди Грейс на качелях: вверх — вниз, взлет — падение, нежданная удача — негаданное несчастье. И уже поэтому рассказ о ее судьбе, думаю, будет небезынтересен нашим читателям, а 22 песни в исполнении Тедди Грейс (почти все сохранившееся ее творческое наследие), дадут представление об уровне ее мастерства.

Начнем с того, что ее настоящее имя — Стелла Глория Кроусон и родилась она 26 июня 1905 года в Аркадии, штат Луизиана. В античной литературе это название является синонимом счастливой страны с патриархальными нравами. Детство будущей певицы в полной мере соответствует этим представлениям. Она росла в весьма состоятельной семье, окруженная вниманием и любовью родителей и целой кучей братишек и сестренок (в семье было десять детей). И музыке юную Стеллу учили с детства, разумеется, классической музыке. Она брала уроки игры на фортепиано и осваивала гитару. И вот только имя свое она с детства терпеть не могла и предпочитала дворовое прозвище — Тедди, вытеснившее впоследствии ее подлинное имя. Да еще, несмотря на уроки классической музыки, полюбила она с детства блюзы и спиричуэлс. В южном штате Луизиана и у белых были постоянно на слуху эти мелодии, распевавшиеся их черными слугами. История умалчивает, как к этому относились родители девочки, но в целом это было очень счастливоедетство.

И внезапно все кончилось на самом пороге ее юности. В начале 1920 года пандемия инфлюэнцы унесла с интервалом в несколько дней и отца, и мать Тедди. Началось безрадостное скитание по различным пансионам. К 18-ти годам она превратилась в очаровательную девушку, за обворожительной внешностью которой скрывался характер сильный и целеустремленный. Тедди рано осознала, что вернуть благоденствие ей может только надежная опора в лице крепко стоящего на ногах мужа. И вскоре ее жертвой пал 30-летний разведенный бизнесмен, преуспевающий региональный менеджер одной из крупных торговых фирм. Стелла Кроусон превратилась в Тедди Грейс. Через какое-то время молодая семья счастливо зажила в собственном доме в Монтгомери, одном из небольших городков в штате Алабама. Тедди стала настоящей светской львицей, любила собирать у себя общество, блистала в нем, а по части выпивки могла заткнуть за пояс любого из местных джентльменов.

Вы скажете: а что делает эта история в джазовом журнале? Потерпите, в жизни нашей героини очень часто все менялось внезапно. Итак, 1931 год. В одном из городских клубов проходит вечер. Играет оркестр, а Тедди, сидя за одним из столиков в компании друзей, напевает вполголоса исполняемую оркестром мелодию. Кто-то в шутку предлагает ей проделать это перед микрофоном. И когда она, приняв вызов, исполняет на весь зал "St. Louis Blues", онемевшие и смолкшие, как по команде, присутствующие, осознают, что перед ними — Певица.

Далее события развивались стремительно. Через две недели Тедди уже поет блюзы на местном радио, а в 1932 г. дебютирует на большой сцене с настоящим концертом в сопровождении состава, имевшего общеамериканскую известность: "Blue Steele And His Orchestra". Тедди все больше и больше увлекается вокалом и становится профессиональной певицей. Оркестры, с которыми она выступает, сменяют друг друга, вслед за ангажементами на американском Юге, приходят гастроли в крупнейших центрах шоу-бизнеса в стране: в Чикаго и в Нью-Йорке. Жизнь в разъездах имеет и свои теневые стороны: брак с мистером Грейсом, не ожидавшим столь резких поворотов в судьбе супруги, распадается. Но для Тедди музыкальная карьера сейчас резко отодвигает на задний план все остальное. О новой звезде пишут благожелательные рецензии, публика на концертах встречает и провожает ее с неподдельным энтузиазмом, в июне 1934 г. ее фото крупным планом украшает обложку журнала "Orchestra World" — одного из авторитетнейших изданий эры свинга. И как гром среди ясного неба выглядит тяжелая автомобильная авария, в которую она попадает снежным зимним вечером в Огайо. Тедди единственная выходит из этой аварии без повреждений, но воспринимает случившееся, как перст судьбы. Решительно оставив концертную деятельность, она поселяется в Нью-Йорке, отдавшись радостям семейной жизни со своим новым супругом, скромным статистиком Гарри Мэйплом.

Но решимости хватает не надолго. Уже в начале 1937 года "Downbeat" пишет о возвращении Тедди Грейс в ее последний состав: оркестр Мэла Хэллетта. И в том же году она впервые участвует в сессии звукозаписи на фирме "Decca". Тогдашний шеф фирмы Джек Капп обладал редким чутьем на талантливых вокалистов, достаточно сказать, что он собрал под крышей компании таких звезд, как Бинг Кросби, Конни Босуэлл, Элла Фитцджеральд и Билли Холидей, но однако руководителем был жестким и авторитарным, держа в своих руках и вопросы репертуарной политики, и рекламные кампании. Надо отдать ему справедливость, инструменталистов для своих певцов он предоставлял при этом только первоклассных. Своенравная Тедди не терпела малейших попыток диктата, но на первых порах ей удавалось сдерживаться.

Альбом "Timeless" открывается четырьмя композициями, записанными ею в октябре 1937 года с ансамблем корнетиста Бобби Хэкетта (Bobby Hackett), а затем следует сессия 1938 года, когда Тедди спела четыре своих главных шедевра: "Love Me Or Leave Me", "Downhearted Blues", "Crazy Blues" и "Monday Morning". Здесь с блеском проявились сильнейшие стороны ее таланта. Обладательница несильного голоса, она была безукоризненна в интонировании. Блюзы Тедди пела так идентично, что тысячи покупателей ее пластинок были уверены в темном цвете ее кожи. Лишь через тридцать лет найдется еще одна белая певица со столь же черным голосом — Дженис Джоплин. Тедди была чрезвычайно требовательна и к себе, и к музыкантам, с ней работавшим.Здесь для нее не существовало авторитетов. Пианист Билли Кайл (Billy Kyle), близкий друг Тедди, участвовавший в вышеупомянутой сессии, вспоминал, как резко и без тени пиетета общалась она с легендарным тромбонистом Джеком Тигарденом (Jack Teagarden), одним из самых знаменитых музыкантов эры свинга.

В 1939 году "Decca" издает альбом "Blues Sung by Teddy Grace" — пик карьеры певицы в сфере звукозаписи. С ней играют здесь такие мастера, как кларнетист Бастер Бэйли (Buster Bailey), трубач Чарли Шейверс (Charlie Shavers), тот же Кайл и другие. Блюзы из этого альбома также представлены на CD. А в сентябре 1940 года четыре композиции записывает с Тедди ансамбль Бада Фримена (Bud Freeman) с Максом Каминским, Пи Ви Расселлом и Эдди Кондоном (Max Kaminsky, Pee Wee Russell, Eddie Condon). Когда после сессии Фримен подошел к Тедди с комплиментами и предложениями дальнейшего сотрудничества: "Может быть, Вам будет интересно...", она прервала его: "Мне не будет интересно, Бад. Я ухожу из музыкального бизнеса." Струна лопнула. Тедди надоели постоянные споры с руководством фирмы из-за репертуара и она решительно и внезапно, как все, что она делала, сожгла мосты и действительно ушла. Эта сессия, завершающая представляемый альбом, так и осталась финальной в ее карьере.

Но качели судьбы этой странной женщины еще не остановились. В 1943 г., в разгар Второй мировой войны, Тедди записалась добровольцем в женский вспомогательный корпус американской армии. Один из ее племянников погиб на фронте и бывшая звезда блюза решила, что и она в трудный час должна что-то сделать для своей страны. Сержант Стелла Мэйпл (она сохранила фамилию мужа, хотя к тому времени они уже расстались) вновь начала петь, но уже не на большой сцене или в студии, а в госпиталях, армейских клубах, перед новобранцами, перед отбывающими на фронт и так далее. График этих концертов был гораздо интенсивнее, чем в прежние времена и он оказался слишком напряженным для Тедди. В 1944 году внезапно (это слово опять не выбросишь из нашей истории) она потеряла голос. Полностью потеряла. Лишь после шести месяцев лечения она вновь смогла говорить, но петь она уже больше не смогла никогда. Положение Тедди было ужасным. Она не имела профессии, она не умела даже готовить или вести домашнее хозяйство — жене богатого бизнесмена или звезде шоу-бизнеса не приходилось задумываться о таких мелочах. Военные власти направили ее в реабилитационный центр в Новый Орлеан, где Тедди закончила курсы секретарей и нашла нового мужа, своего инструктора на этих курсах. В 1946 г. они вместе уехали в Лос-Анджелес. Шли годы. Никто больше не подозревал, что Стелла Харт, скромная жительница Калифорнии и выступавшая в конце 30-х годов певица Тедди Грейс — одно и то же лицо. Ее пластинки на 78 оборотов никогда не переиздавались и само имя певицы постепенно стерлось из памяти почти у всех.

Лишь в 1991 г. исследователь джаза Дэвид Маккейн заинтересовался вновь этим именем, сумел разыскать в доме престарелых в пригороде Лос-Анджелеса уже очень пожилую Тедди и рассказал всей Америке (а теперь и нам, так как именно он описал ее историю в "liner notes" "таймлессовского" альбома) о ее удивительной судьбе. Судьба певицы тронула страну. Кто-то вспомнил ее концерты, кто-то извлек из чулана запиленные старые пластинки. Тедди очень радовалась вниманию. Она еще успела получить десятки теплых писем и слов благодарности, прежде чем уйти навсегда 4 января 1992 года.

Альбом фирмы "Timeless" — первое переиздание записей Тедди Грейс. Его никогда не удалось бы осуществить без кропотливых поисков Дэвида Маккейна, без замечательной коллекции пластинок-раритетов Криса Барбера и, разумеется, без исторической серии компактов голландской фирмы, вернувшей нам небольшую, но весьма драматичную страницу из джазовой истории.

По материалам "Timeless Records" подготовил Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
свинг, традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
  • стиль: джаз, джаз
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
  • стиль: джаз, джаз
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
  • стиль: джаз, джаз
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
  • стиль: джаз, джаз
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
  • стиль: джаз, джаз
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com