nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ансамбль-призрак (История джаза от Timeless)

стиль:

Ансамбль-призрак (История джаза от Timeless)
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой истории тоже можно отыскать не менее загадочные страницы. Причем в истории относительно недавней. Наша джазовая археологическая экспедиция с помощью серии дисков фирмы "Timeless" достигла уже отметки "тридцатые годы". Казалось, здесь уже практически не может быть белых пятен, ведь джазовая жизнь тех лет документирована значительно лучше, чем предшествовавший период, а кое-кто из ее непосредственных участников еще жив, однако и здесь есть еще много неясного.

Судите сами. Сегодня мы представляем вам ансамбль-призрак под названием "Tempo King And His Kings Of Tempo". В "команде" этого джазового "корабля" были люди и сравнительно, и бесспорно известные, но часть "команды" и сам его "капитан" остаются загадкой для историков джаза. Неизвестны и подробности из "судового журнала", "порт приписки" и многое другое. Из скрупулезнейшей дискографии джазовых записей, составленной Брайаном Рустом, следует лишь, чтоансамбль с вышеуказанным названием в период с августа 1936г. по декабрь 1937г. записал в Нью-Йорке 55 композиций, причем первые 37 записей были сделаны на фирме "Bluebird", дочерней компании концерна "RCA Victor". Большая часть этих записей и представлена в данном сборнике.

Лидером группы был вокалист по имени (по прозвищу?) Темпо Кинг. Все, что о нем было известно на момент издания "таймлессовского" альбома, это то, что по информации писателя и антрепренера (в далекой молодости) Эла Роуза, которой он поделился с вдохновителем "исторической серии" Крисом Барбером, Темпо Кинг в тридцатые годы какое-то время выступал во Флориде и был там тоже бэнд-лидером. Что он делал в двадцатые годы — неизвестно, куда он исчез после 37-го года — также. Утешает лишь, что фраза "исчез после 37-го года" звучит зловеще только в советских реалиях, а в реалиях американских значит лишь только то, что в сфере музыки и шоу-бизнеса этот человек больше никогда "не светился".

Основные солисты — духовики, братья Марти (труба) и Джо (кларнет) Марсала (Marty & Joe Marsala) — напротив, достаточно известны в джазе. Чикагцы, они строили свою карьеру каждый самостоятельно, но к середине тридцатых оба перебрались в Нью-Йорк и оба участвовали и в записях Темпо Кинга и, впоследствии, во многих иных проектах в качестве сайдменов. Приходилось им играть и с самым именитым членом ансамбля — своим земляком, гитаристом Эдди Кондоном, чье имя уже не раз звучало в очерках нашей серии. На контрабасе в первых сессиях играл Морт Сталмейкер (Mort Stuhlmaker), а затем Джордж Йорк (George Yorke) — оба приличные сайдмены и не более того. За ударной установкой у Темпо Кинга сидел Стен Кинг (родственник? однофамилец?— неизвестно), опытный барабанщик, работавший в 20-е годы в "California Ramblers", затем в таких солидных бэндах, как у Жана Голдкетта и Пола Уайтмена, а в 30-х годах превратившийся в чисто сессионного музыканта.

И, наконец, место за роялем занимала пианистка (тоже не самое частое явление) по имени Куини Ада Рубин (Queenie Ada Rubin) — еще одна полностью неизвестная величина в истории этого коллектива. Это имя также появляется и исчезает вместе с ансамблем Темпо Кинга. Совершенно неизвестно, мы имеем дело с псевдонимом (уж слишком много "королей" для одного состава) или эту женщину действительно так звали, как сложилась ее дальнейшая судьба. Жаль. Для меня именно она стала самым приятным открытием после прослушивания альбома.

Переходя к репертуару "Kings Of Tempo", можно сказать, что он был достаточно стандартен для своего времени. Здесь много популярных песенок, как заурядных, так и вышедших из-под пера известных авторов (например, "Papa Tree Top Tall" Кармайкла — Эдамса, "Keepin' Out Of Mischief Now" Фэтса Уоллера и Энди Разафа или "Organ Grinder's Swing" Пэриша — Хадсона — Миллса). Очень активно Темпо Кинг "эксплуатировал" мелодии из популярных кинофильмов того времени. Альбом даже открывается композицией "Bojangles Of Harlem", написанной для фильма 1936 года с Фредом Астером под названием "Время свинга". Лирическая мелодия "I'll Sing You A Thousand Love Songs" взята из снятого также в 1936г. фильма "Каин и Мэйбел", где главной звездой был Кларк Гейбл, а песня "I Was Saying To The Moon" наверняка ассоциировалась у слушателя тех лет с лентой "Отправляйтесь на Запад, молодой человек", в которой снималась главная голливудская секс-бомба своего времени Мэй Уэст.

Основной "изюминкой" исполнения ансамбля была очевидная схожесть со стилем одного из популярнейших джазовых пианистов, певцов и шоуменов Фэтса Уоллера. Темпо Кинг пел в чисто уоллеровской манере, позволяя себе время от времени отпускать шуточки, каламбурить с текстом песни или переговариваться со своими музыкантами. Если на минутку забыть про оригинал, то звучит все это очень мило и интересно, словно увлекая слушателя сквозь время в некий нью-йоркский или чикагский ресторанчик 30-х, где можно послушать джаз и спокойно и совершенно легально (сухой закон-то уже отменен!) пропустить в приятной компании стаканчик — другой. Примерно в уоллеровской манере играет на рояле и Куини Ада Рубин, причем получается это у нее еще интереснее, чем у Кинга в вокале. Удивительная беглость Куини, хорошая техника в сочетании с безукоризненным чувством свинга позволяют ей часто "держать" всю композицию, переигрывая даже солистов-духовиков, в то время как Кондон корректно ограничивается чисто ритмическими задачами.

Чуть выше я назвал манеру ансамбля "изюминкой", но вполне возможно, что именно она послужила и "банановой коркой", на которой и поскользнулись "Kings Of Tempo". Дело в том, что именно в те годы и сам Фэтс Уоллер работал для "RCA Victor". Добро бы конкуренты эксплуатировали стиль модного исполнителя, но держать на одной "конюшне" и оригинал и копию по меньшей мере странно. Может быть, мы сейчас не можем разобраться в тонкостях фирменной стратегии, а может быть, все обстоит проще и именно период 1936—37 гг. понадобился, чтобы в "RCA Victor" разобрались с ситуацией и отказались от услуг Темпо Кинга и его команды. Возможно, коллектив уже не смог перестроиться и выработать свой стиль. Кто знает...

Во всяком случае, в истории джаза этот ансамбль так и остался увековечен только вышеупомянутыми записями и изрядными пробелами в своей истории. Обложка альбома "Timeless" глубоко символична: лицом к нам изображены те, кто известен исследователям джаза. И Куини, и сам Темпо Кинг, представленный в двух ипостасях — и как дирижер бэнда, и как вокалист, — повернуты к нам так, что их лица не видны. И с годами все меньше шансов заставить их обернуться...

По материалам "Timeless Records" подготовил Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Early Chicago Jazz 1923-1925.Vol.1(История джаза от Timeless) Goofus Five 1924-1925 (История джаза от Timeless) The Charleston Chasers Vol.2 & New York Studio Groups 1928-1930 (История джаза от Timeless) Ted Lewis & His Band. 1929-1934 (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com