nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Первопроходцы (История джаза от Timeless)

стиль:

Первопроходцы (История джаза от Timeless) Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им одним, конечно) начинается новая музыкальная эпоха — эра джаза. В то время в развлекательной музыке сложилась такая картина, что подавляющее большинство ансамблей и музыкантов играли разнообразные рэгтаймы, марши, популярные песни, танцевальные мелодии, блюзы, спиричуэлсы, но некоторые исполнители уже начинали экспериментировать с разнообразными сочетаниями всех этих жанров, добавляя в свои сочинения изрядную долю импровизации. ODJB посчастливилось стать первым таким коллективом, на который обратили внимание продюсеры индустрии развлечений и зарождающейся тогда звукозаписи.

Гарри Джеймс (однофамилец будущего знаменитого бэнд-лидера), менеджер и импресарио большого ночного клуба в Чикаго, будучи в начале 1916 года в Нью-Орлеане, услышал ODJB и сразу подписал им ангажемент. 1 марта музыканты уже играли у него на сцене. Успех был быстрым и ошеломляющим. Немаловажную роль, кроме новизны стиля, играла и подача музыки артистами: звучание ансамбля было по тем временам исключительно слаженным и элегантным.

Ник Ла Рокка, корнетист, композитор и руководитель группы, так говорил об их музыке: "Это как шитье костюма... Я раскраиваю ткань, Шилдс (кларнетист) делает декор, а Эдвардс (тромбонист) кладет строчку". Он мог бы добавить, что Рагас (пианист) и Сбарбаро (барабанщик) надевают готовую модель на манекен и выставляют в витрину на обозрение покупателей. И действительно, кларнет украшает простое открытое звучание корнета Ла Рокка, который редко пользовался сурдинами и предпочитал чистые тона. Тромбон "закрепляет" и оттеняет звучание остальных духовых своими шероховатыми фразами. Фортепиано в основном занимается "наведением лоска" — его роль чисто вспомогательная, такая же, как и барабанщика, занятого исключительно заданием темпа всем остальным.

Ударная установка того времени значительно отличалась от современной и состояла из одного малого и одного большого (действительно большого!) барабанов, всего одной тарелки и нескольких металлических цилиндрических и прямоугольных колокольцев. По поводу первых записей джазовых оркестров до сих пор ходит легенда, что барабанщики не могли пользоваться на сессиях большим барабаном, потому что от его грохота сбивалась игла звукозаписывающего аппарата. Однако во всех записях на этом диске удары басового барабана слышны весьма отчетливо. Может быть, его отсаживали подальше, а может, как-то приглушали, во всяком случае, звучание бэнда воспроизводится достаточно аутентично.

В начале 1917 года ODJB переехали в Нью-Йорк и начали выступать в "Reisenweber's Club" и активно записываться. Их первая пластинка поступила в продажу 7 марта 1917 года, и сразу же разнеслись слухи, что появилась новая танцевальная музыка, отличная от всех остальных тогдашних записей. В итоге было продано около миллиона (!) экземпляров "Livery Stable Blues" и "Dixie Jass Band One Stap". Это был невероятный результат для первой записи малоизвестного в масштабе страны оркестра. Подобными тиражами пластинок в Америке в то время могли похвастаться только король танцевальных маршей Джон Филипп Соуза и величайший тенор мира Энрико Карузо. Кстати, оперному певцу очень понравилась музыка бэнда, руководимого его соотечественником (Ла Рокка тоже был итальянцем) — Карузо позже приобрел все их пластинки, и они даже вместе участвовали в одном благотворительном концерте.

В составе ODJB с 1917 по 1921 год произошло несколько перемен: появился новый тромбонист Эмиль Крисчиан (Emile Christian), пианист Рассел Робинсон (Russel Robinson) заменил Рагаса, скоропостижно скончавшегося во время эпидемии гриппа, на короткое время пришел альт-саксофонист Бенни Крюгер, иногда в концертах и записях принимали участие и вокалисты, но эти пять-шесть лет стали чередой непрерывных гастролей, неизменно сопровождавшихся аншлагами, и больших тиражей пластинок. Большинство композиций тех лет присутствуют в этом альбоме и наглядно демонстрируют тот прогресс, которого достиг бэнд за такое короткое время — их стиль прошел путь от слегка видоизмененного рэгтайма ("Ostrich Walk") до вполне оригинального джаза ("Dangerous Blues", "St. Louis Blues").

Музыканты после окончания I Мировой войны побывали в Лондоне, где "застряли" на целых пятнадцать месяцев, произведя такой же фурор, как и в Нью-Йорке. Вернувшись в Америку, они поначалу работали так же активно, как и раньше и, казалось бы, ничто не предвещало закат такой блестящей музыкальной карьеры. Продолжались концерты, записи, однако постепенно что-то начало разлаживаться внутри коллектива. Шилдс устал от бесконечных гастролей и попросту ушел из бэнда, Синьорелли, сменивший Робинсона в 1921 году, тоже покинул ODJB, чтобы присоединиться к набиравшей популярность "Original Memphis Five", и к 1924 году знаменитая группа перестала существовать.

Сам Ла Рокка "заработал" нервный срыв от пережитого, и вплоть до 1936 года о нем и большинстве его коллег ничего не было слышно. Потом он пытался возродить группу, и она просуществовала полтора года, давала концерты и даже снялась в фильме "March Of Time". Но все это было лишь бледной тенью былого успеха, когда его записями вдохновлялись молодые Бикс Бейдербек, Шарки Бонано, да и вообще большинство молодых белых джазовых трубачей начала 20-х.

На этом диске собраны, пожалуй, самые популярные пьесы "Original Dixieland Jazz Band" в том самом, знаменитом, раннем исполнении. Наверняка, они не поразят воображение современного слушателя, но не нужно забывать о том, что Ла Рокка со своими товарищами были первыми, кто проторил дорогу этой музыке к широкой публике. Хотя бы за это все любители джаза должны быть им благодарны.

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Ансамбль-призрак (История джаза от Timeless) Bing Crosby - 1926 - 1932 (История джаза от Timeless) Метаморфозы Реда Маккензи 1935 – 1937 (История джаза от Timeless) Алекс Хилл - Возвращение из небытия (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com