Главная»книги»Jazz по-ростовски. Время. Даты. Имена
Jazz по-ростовски. Время. Даты. Имена
14.10.2012
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если судить по тому, сколько людей из разных городов и даже стран он сумел привлечь к работе и, что самое главное, – получить от них обещанное.
Уже то, что книгу открывают вступительные статьи не только самого инициатора издания, но и мэра Ростова-на-Дону М. Чернышева, известных джазовых деятелей Алексея Баташева и Вадима Юрченкова, дирижера Михаила Финберга да журналиста Владимира Каушанского, говорит о серьезности подхода к осуществлению данного очень непростого, но чрезвычайно нужного и благодарного проекта.
Содержание книги составлено из пяти глав: «Из прошлого ростовского джаза» (своеобразный исторический очерк), «Память сердца» (об уже ушедших из жизни джазовых музыкантах Ростова), «Лица ростовского джаза» (портреты здравствующих), «Профессиональное джазовое образование» и «Фестивали ХХI века», в которой разговор идет о фестивалях 2004-2007 годов. Следует отметить, что в числе часто упоминающихся в книге музыкантов – Аркадий Эскин, значительная часть творческой жизни которого связана была с Ростовом-на-Дону. Но связь Ростова с Беларусью не только в этом и даже не в том, что издана книга фирмой с недвусмысленно близким к Беларуси названием. В книге приведена факсимильная копия письма ростовскому фестивалю Михаила Финберга, помещены статьи режиссера Владимира Орлова и вашего корреспондента. А если учесть тот факт, что многие воспитанники ростовской джазовой школы играли и играют в Минске, можно говорить о том, что джазовые музыканты буквально всего мира – это одна большая семья, чьи родственные связи проследить вовсе не так уж сложно.
Конечно, джаз в Ростове-на-Дону, насчитывающий более 30 лет только существования школы систематического преподавания этой музыки, не существовал изолированно. Поэтому в книге есть много информации, далеко выходящей за пределы города. Ведь если вспомнить опять же Беларусь, на тех же фестивалях в Витебске музыканты из Ростова были постоянными участниками. А сколько воспитанников этой джазовой школы разъехались в разные годы и по СССР, а позже – и по всему миру!
Безусловным плюсом книги, кроме потрясающей информативной наполненности в текстах, множества имен и фактов, являются фотографии – своеобразная отдельная экспозиция внутри главного музея. Эти фотографии удачно соединяют прошлое и настоящее, но при этом не выступают застывшими экспонатами. Взятые все вместе, они, будто отдельные кадры на кинопленке, превращаются в занимательный фильм, которому хочется пожелать одного: чтобы заключительного кадра никто и никогда не дождался.
Несет в себе эта книга и еще один приятный сюрприз: компакт-диск с записями участников фестивалей разных лет. Среди них есть и запись трио Аркадия Эскина – пьеса «Гулял казак по Дону», которую он исполнял еще в 60-е годы, и которой, кстати, слышать в Минске мне как-то и не довелось.
Единственное, что не помешало бы этой книге в будущем, если ее содержание будет дополняться и уточняться, так это участие в издании внимательных стилиста и корректора. Досадные опечатки и неточности, разнобой в написании некоторых имен и фамилий то тут, то там бросаются в глаза.
Впрочем, это уже «нытье» старого редактора. А посему, как старый редактор, не могу не отдать должного сделанному. И заметить: подготовить и издать подобного рода книгу в Минске было бы, пожалуй, невозможно. Не потому, что писать не о чем и не о ком. А потому, что очень сложно будет найти людей, способных выкроить время для осуществления столь нужного, но не приносящего ничего, кроме морального удовлетворения, проекта.
Вот почему Ростову остается только по-хорошему позавидовать.
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
Вновь мультимедийное издание гостит в нашем "Книжном обозрении", причем на этот раз издание совершенно особого рода. ...В студенческие годы не было для меня лучшего спасения от скуки на лекциях по предметам типа "научный коммунизм", чем, ...
…Есть в русском языке красивое, хотя и пришедшее из языка другого, слово «альманах». От него веет чем-то вольным, живым и интересным, временем декабристов (альманах «Полярная звезда») или диссидентов (альманах «Метрополь»). Проникло в русский язык и ...
Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и ...
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журналиста, одного из старейших авторов нашего журнала и отцов-основателей Минского джаз-клуба еще в 70-е годы, для читателя открывается дверь в целый ряд ...