nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Gene H. Anderson. The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong

Gene H. Anderson. The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong  Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его творчество в целом. Другие усматривают в биографии Армстронга два периода. Да, говорят они, Сачмо был выдающимся трубачом, но великим джазовым новатором он являлся лишь в первый период своего творчества, условно, до Второй мировой войны, а вот потом он стал уже не столько джазмэном, сколько энтертайнером (русский прямой перевод этого слова – "развлекатель" лишен всех тонкостей английского оригинала). Его вокальные номера, его сценическое поведение и так далее – это, в первую очередь, шоу на потребу публики, как мы сказали бы сегодня – "попса", подлинно джазового творчества здесь мало. Мы не будем здесь пытаться рассудить, в чьей позиции больше истины. Мы только представляем новую книгу, которая будет интересна как первым, так и вторым, ну и, разумеется, достойна самого пристального внимания со стороны той самой широкой публики.

Исследователь из Ричмондского университета в Вирджинии Джин Генри Андерсон посвятил свою работу тому этапу творческой деятельности Луиса Армстронга, который ни у кого никаких споров не вызывает и дружно признается шедевром – записям Армстронга с его группой Original Hot Five. Книга эта вышла в серии CMS Sourcebooks In American Music, редактором которой является другой университетский ученый – Майкл Баддс из Университета Миссури, Коламбия. Серия задумана в достаточно широких границах, о чем можно судить по предыдущим выпускам. Работа Андерсона стала третьим по счету изданием в серии, до нее свет увидели два исследования – одно посвящено музыке Аарона Копленда, а другое – известной канадской фолк-рок группе The Band.

Андерсон же приглашает нас в середину двадцатых годов прошлого века, когда рождались записи Original Hot Five. Итак, на календаре 1925-й год. Луису двадцать четыре – счастливое время, он полон сил, энергии и идей. Словно молодой лев, он еще не осознает собственную мощь. Зато это, кажется, уже вполне ясно для его супруги Лил, гораздо более энергичной и решительной, чем сам Луис. Они уже год женаты, для обоих это второй брак, и пока оба счастливы в новом союзе. Лил Хардин, став миссис Армстронг, настойчиво подталкивает мужа к поискам новых возможностей. Пианистка в составе ансамбля Кинга Оливера, она покидает этот бэнд, под ее влиянием и Луис, игравший у Кинга партию второго корнета, уходит из состава. Он принимает приглашение Флетчера Хендерсона и уезжает из Чикаго работать с ним в Нью-Йорк (1924 г.). К середине 1925 года Армстронг возвращается в Чикаго, какое-то время играет в местном клубе "Дримлэнд" с ансамблем жены, а в ноябре 1925 года, опять-таки благодаря настойчивости и энергии Лил, по контракту с фирмой OKeh Records Луис Армстронг выпускает первые пластинки уже в качестве лидера собственного ансамбля – Original Hot Five.

Джин Андерсон подробно рассказывает обо всех этих событиях, знакомит читателя с историей лэйбла OKeh Records, основанного Отто Хайнеманом в 1918 году. Позднее, из-за финансовых неурядиц, Хайнеману в 1926 году пришлось продать свое детище Columbia, но, благодаря записям Армстронга название его фирмы навсегда сохранилось в истории джаза. Для записи на OKeh Records Луис Армстронг собирает команду из прекрасных новоорлеанских музыкантов – вместе с ним и Лил в ансамбль входят тромбонист Кид Ори, кларнетист Джонни Доддс и банджоист Джонни Сент-Сир. 12 ноября 1925 года записываются первые три пьесы в этом составе – Gut Bucket Blues, My Heart и Yes, I'm In The Barrell. Всего с 1925 по 1928 год было сделано 34 записи, 34 композиции составили полный список записей Луиса Армстронга и ансамбля Hot Five. Эти записи изменили всю историю джаза, стали подлинной революцией. Вместо характерной для новоорлеанского джаза коллективной импровизации, Армстронг выводит на первый план сольные партии отдельных инструментов. Индивидуальное мастерство музыкантов стало играть гораздо более важную роль. Джаз начал стремительно меняться, за Армстронгом последовали и другие музыканты, сам он позже преобразовал свой коллектив, добавив в него еще двух музыкантов и превратив его в не менее славный ансамбль Hot Seven – но это уже другая история.

Перед нами книга не просто историка джаза, но высококвалифицированного музыковеда. Профессор Андерсон приводит в своей работе много нотного материала, книга богато иллюстрирована. Информация о пьесах собрана в несколько очень любопытных таблиц. Каждая из композиций, записанных Армстронгом и его группой, подвергнута тщательному структурному анализу. Вот как, к примеру, он выглядит в отношении Gut Bucket Blues:

Часть Инструментовка Такты

Вступление банджо 12
Хорус 1 ансамбль 12
Хорус 2 ансамбль 12
Хорус 3 соло фортепьяно 12
Хорус 4 соло тромбона 12
Хорус 5 соло кларнета 12
Хорус 6 соло корнета 12
Хорус 7 ансамбль 12
Финал корнет / ансамбль 1 / 1

Андерсону удается удачно сочетать живость изложения с глубоко научным подходом. Читать его книгу, как мне кажется, будет одинаково интересно и специалисту, и любителю – просто каждый найдет в ней свое. Приложен к книге и компакт-диск с двадцатью композициями из рассматриваемой серии записей. Как отмечают американские специалисты, до Андерсона такого полного и комплексного анализа записей Армстронга и Hot Five еще не было. Так что, от души рекомендую!

The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong. Gene H. Anderson. 2007, Pendragon Press, Hillsdale, New York. 257 pages, with CD.

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: блюз, блюз
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
  • стиль: джаз, джаз
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
  • стиль: джаз, джаз
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
  • стиль: джаз, джаз
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журна­листа, одного из старейших авторов на­шего журнала и отцов-основателей Мин­ского джаз-клуба еще в 70-е годы, для чи­тателя открывается дверь в целый ряд ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...
  • стиль: джаз, джаз
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких ...
  • стиль: джаз
Название своей новой книги Ефим Барбан построил по тому же принципу, что и двух предыдущих, но вот содержание тут совсем иное. После двух экскурсов в мир академической музыки, посвященных композиторам («Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ ...
  • стиль: джаз, джаз
Прочитанная с огромным интересом новая книга Ефима Барбана заставила немедленно освежить в памяти более раннюю его работу «Джазовые портреты», изданную в том же издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах ...
  • стиль: джаз, джаз
Связанные с джазом, основной сферой интересов Е.С.Барбана, книги этого долгие годы живущего в Великобритании российского музыковеда, критика, журналиста, порой требуют, так сказать, парного рассмотрения. Так было со сборником интервью Е.С.Барбана с ...
  • автор: Леонид АУСКЕРН
С выходом в 2019 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» этой книги, в творчестве виднейшего джазового теоретика, критика и журналиста Е.С. Барбана сложилась настоящая «академическая трилогия». Парадокс? ...
  • стиль: джаз
Издательство «Композитор – Санкт-Петербург» плотно сотрудничает с крупнейшим отечественным джазовым критиком и теоретиком Ефимом Семеновичем Барбаном. Здесь были изданы все его книги, как написанные на родине, так и создававшиеся уже «глядя из ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com