Главная»книги»Андрей Патаракин (Энди Таккер) - Джаз-дзен для мертвых и живых
Андрей Патаракин (Энди Таккер) - Джаз-дзен для мертвых и живых
10.10.2012
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я увидел в этом списке Стругацких, Баха, Jethro Tull, Pink Floyd и Хендрикса, а также ряд других имен, пусть не столь любимых, но отторжения не вызывающих, на душе отлегло. Значит, я могу попытаться понять творчество, услышать крик души человека, воплощенный в 111 стихотворениях, составивших эту небольшую, но с любовью и со вкусом оформленную книгу.
Андрей Патаракин родился в 1949 году. Постоянно живет в Подмосковье. Мы слушали с ним одинаковую музыку, но по возрасту он годится мне в старшие братья. В молодости, в конце 60-х, он играл в рок-группе на ударных. Второе имя, взятое на обложке в скобки, - Энди Таккер – идет от тех лет, от эффектного прозвища, звучавшего, как имена кумиров. С тех пор прошло много времени. Есть семья, вырастил дочь, успешная карьера. Но память о лихой биг-битовой молодости жива, и с годами становится все острее. Один за одним уходят друзья-музыканты. Печаль, тоска, память о друзьях выливаются в стихи. Скорбный список потерь приведен на первой странице уже второй для Андрея книги стихов, посвященной мертвым и живым друзьям автора, рок-музыкантам.
Для них звучит джаз-дзен Андрея Патаракина. Воплощен он в малоформатные – три-четыре строчки, редко больше, – стихотворения. Все они были написаны в 2005 – 2006 годах. Тематика – круговорот времен года, подступающая старость и связанные с этим фактом мысли о вечном, самоанализ, подчас беспощадно откровенный, и неизбывная печаль об ушедших друзьях, с каждым из которых уходила и частица их общей молодости…
Дзен в стихах Андрея проступает явственнее. Любитель восточной поэзии, он многим своим строкам придал соответствующую форму. А содержание? Самое разное. Для настоящей поэзии, а я возьму на себя смелость утверждать, что в этой книге читателя ждет встреча именно с настоящей поэзий, нет понятий высокого и низкого. И тогда рождаются, к примеру, такие стихи:
Окурок и плевок
Никак не налюбуются собой
В шершавом зеркале
асфальта…
А рядом – совсем другие строки:
Конечны мы.
Когда-нибудь растаем
Снежинками за пазухой
у Бога…
А как же с джазом? – спросит иной читатель. Да, с джазом все не так очевидно. Патаракин не пишет о джазе или джазмэнах. Среди редких прямых посвящений к стихам мы видим имя Петра Мамонова, а не, скажем, Андрея Товмасяна. Но для автора джаз – это сама жизнь, импровизация длиной в отмеренный Создателем человеческий век:
День каждый как последний
проживая
Я «здесь» не отделяю от
«сейчас»
И слышу эту жизнь как джаз
Мне греет душу музыка
живая…
По-разному звучит она у разных людей. Кто-то поражает всех коротким, но ярким соло, кто-то тоскливо и нудно играет скучную и пошловатую тему. Кто-то громко фальшивит, кто-то скромно ведет простенькую, но честную мелодию. Бывший барабанщик Андрей Патаракин остро ощущает ритм своей импровизации и стремится достойно подвести ее к неизбежной коде:
Еще не налетело воронье,
А я уже стараюсь все свое
вранье
За эту жизнь припомнить
вплоть до запятой,
Заблаговременно и тщатель-
но готовясь к той.
Тираж у книги мизерный. Впрочем, когда у поэзии в наши дни бывают большие тиражи?
Это ведь не бульварное чтиво, не детектив, не дамский роман. Но если вы любите поэзию, и вам повезет встретиться с этой книгой, не проходите мимо. Может быть, понятия джаз и дзен для вас с этой поры будут ассоциироваться не только с Джеком Керуаком, но и с Андреем Патаракиным.
Андрей Патаракин (Энди Таккер), Джаз-дзен для мертвых и живых, «Готика», 2007
Выдувая блюз" — так называется эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в британском блюзе". Читать ее безумно нтересно и одновременно очень грустно. Грустно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...