nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Jazz In Azerbaijan. Anthology

стиль:

Jazz In Azerbaijan. Anthology
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех языках – азербайджанском, английском, русском и немецком. Каждая часть отделена от другой десятком страниц с фотографиями героев этой книги - людей, чьи биографии вошли в историю азербайджанского джаза. Вниманию читателей предложен тридцать один очерк – три джазовых коллектива и двадцать восемь персоналий музыкантов. Книга не случайно носит подзаголовок «Антология». Она не претендует на роль энциклопедии, это не сухой справочник, а сборник очерков, написанных живым языком, с позиций не музыковеда, а, скорее, музыкального журналиста, и с неизменной любовью к людям, о которых идет речь. Насколько полон охват персоналий, читателям из Беларуси, Литвы или Молдовы судить трудно. Но, как мне кажется, книга дает возможность иногда пунктирно, иногда довольно подробно представить себе путь, пройденный джазом в Азербайджане.

Судя по информации, приводимой в издании, главным центром джаза в стране был и остается Баку – подавляющее большинство музыкантов, о которых рассказывается в книге, родилось именно здесь. А пришел джаз в Азербайджан, похоже, через Россию, в конце двадцатых и тридцатые годы ХХ века и его история здесь в течение долгого периода неотделима от истории джаза советского, со всеми ее изломами, зависевшими от политической и идеологической «погоды» в СССР. Среди патриархов азербайджанского джаза выделяется фигура Тофика Кулиева. Этот талантливый пианист, композитор и бэнд-лидер прошел школу джаза в Москве, в оркестре Александра Цфасмана, после чего, вернувшись в Баку, был в 30-е годы среди основателей первого Бакинского джазового оркестра, продолжал многогранную музыкальную деятельность и после войны, был директором филармонии в Баку.

Невозможно спокойно читать о трагической судьбе саксофониста Парвиза Рустамбекова. Импровизатор от Бога, он был замечен Эдди Рознером во время гастролей оркестра Рознера в Баку в 1944 году и сразу же приглашен в коллектив. В очень сильном составе, возглавляемом трубачом высочайшего класса, Пиро сразу стал одним из ведущих солистов. После нескольких лет работы с Рознером он вернулся в Баку, стал играть джаз здесь, но вскоре разделил судьбу своего бывшего шефа. Однако, если Рознеру удача и его имя помогли выжить даже в сибирских лагерях, то репрессированный сталинскими гэбэшниками в 1949 году Рустамбеков уже через полгода погиб в Бакинской тюрьме. Покоробило только педалирование автором очерка темы национальной принадлежности тех, кто погубил Рустамбекова и мешал восстановлению его доброго имени. Среди палачей в погонах НКВД-МГБ, как и среди их жертв, хватало и армян, и русских, и азербайджанцев, и евреев…

Потом пришли времена более веселые. Книга рассказывает об истории вокального квартета «Гая», очень популярного в 60-е и 70-е годы на советской эстраде. Для многих читателей вне Азербайджана наверное станет откровением тот факт, что Теймур Мирзоев, Ариф Гаджиев, Рауф Бабаев и Адиль Назаров (позже его заменил Лев Елисаветский) начинали как джазовый квартет, возможно один из первых вокальных джазовых квартетов в СССР, и всегда уделяли джазу в своих программах заметное место. Конечно же, включен в книгу и очерк о Вагифе Мустафа-Заде, выдающемся джазовом пианисте и композиторе, одном из самых ярких джазменов СССР, столь безжалостно рано ушедшем из жизни. Вагиф играл этно-джаз еще лет за тридцать до рождения этого термина. Органично введя в джазовую ткань традиционные азербайджанские мугамы, он проложил путь своим последователям на годы вперед, но столь блестящего уровня исполнения, который он показывал, так никто и не смог пока достичь. Вагиф Мустафа-Заде добился уникального для советского, да и пост-советского джаза успеха в 1979 году, когда его композиция «В ожидании Азизы» выиграла международный конкурс на лучшую джазовую композицию в Монако.

Антология уделяет значительное место азербайджанским джазовым музыкантам, работающим за пределами своей страны. Здесь есть очерки о тонком и очень интересном пианисте и композиторе Вагифе Садыхове, долгое время работавшем в оркестре Олега Лундстрема и имеющем опыт сотрудничества со многими джазменами мирового класса, об еще одном азербайджанском москвиче, трубаче Арзу Гусейнове, как и Садыхов, работавшем у Лундстрема, а ныне частом партнере Садыхова по совместным проектам, о живущей в Голландии вокалистке Амине Фигаровой, и, разумеется, об Азизе Мустафа-Заде, блистательной дочери своего великого отца, одной из самых ярких звезд джазовой вокалистики не только в Европе, но и в джазовом мире в целом.

Но, пожалуй, наиболее значительный по объему массив информации посвящен музыкантам среднего и молодого поколения, которые сегодня своим творчеством куют джазовую славу независимого Азербайджана. Здесь есть и имена не очень знакомые любителям джаза за пределами страны, и те, кто уже получил международную известность. Тут и пианист Салман Гамбаров, основавший группу «Бакустик джаз», и его более молодой коллега по инструменту Шаин Новраслы, с успехом гастролировавший со своим трио по ряду стран мира, в том числе и на родине джаза, и саксофонист, продюсер, активный организатор джазовой жизни республики, душа данного проекта Раин Султанов, и очаровательный детский вокальный ансамбль «Бери Бах», несколько лет назад покоривший «Славянский базар» в Витебске, и многие другие.

Звуковым продолжением текста книги служит ее аудио-составляющая. Первый компакт-диск почти полностью посвящен советскому периоду в развитии азербайджанского джаза. Здесь много архивных, с любовью восстановленных записей, самые старые из которых («Музыка для варьете» Рауфа Гаджиева в двух частях в исполнении Оркестра государственного варьете Азербайджана) датированы 1964 годом. Есть здесь и две ярких, объемных пьесы в исполнении Вагифа Мустафа-Заде, записанные в Киеве в октябре 1978 года. Одна – это импровизация на тему The Man I Love Гершвина, вторая – авторская композиция «Кавказские картины». В первом случае Вагиф играет в трио с участием басиста Давида Койфмана и ударника Аркадия Дадашева, а во втором к ним присоединяется еще и гитарист Эйбет Мамедбейли. Второй диск посвящен современному азербайджанскому джазу. Здесь остается лишь сожалеть о том, что формат издания позволил представить исполнителей только одной, в лучшем случае - двумя композициями. Музыка звучит яркая, стилистически разнообразная и зримо свидетельствующая как о мастерстве исполнителей, так и о богатстве их творческих идей. Не могу не отметить искрометную пьесу Азизы Мустафа-Заде Inspiration и ее блестящий скэт-вокал с аккомпанементом таких звезд, как Джон Патитуччи (бас) и Дэйв Векль (ударные). В целом же панорама азербайджанского джаза в аудиозаписях выглядит столь же красочной и интересной, как и в тексте книги.

P.S. Одновременно с книгой, в редакцию был прислан и один из номеров азербайджанского джазового журнала Jazz dunyasi (№5/2005). Я прочел его с большим интересом и невольно сравнил с нашим изданием. Прежде всего, впечатляет прекрасная полиграфия. Это настоящий «глянцевый» журнал солидного объема, только вместо голых девиц, текстов для домохозяек и постельных сплетен о звездах, весь этот объем посвящен прекрасному искусству джаза. Много здесь прекрасных фоторабот. В этом смысле качество издания может вызвать только белую зависть. Судя и по журналу, и по книге «Джаз в Азербайджане», у джаза в республике есть крепкие спонсоры. Увы, «Jazz-Квадрат» уже почти десять лет издается лишь благодаря энтузиазму руководства ООО «Нестор» без чьей-либо поддержки… А вот в содержании общего у нас больше. Коллеги много пишут о джазе в своей стране, при этом пишут остро, не обходя существующие проблемы, есть здесь и статьи о зарубежных звездах джаза, и переводные материалы. Значительно скромнее у коллег выглядит раздел новостей, а в обзоре новых релизов они дают лишь снимок обложки альбома, его название и список композиций. Что особенно поражает, это то, что Jazz dunyasi – журнал трехязычный(!). Все тексты идут здесь на азербайджанском, английском и русском языках, причем размещены они на страницах параллельно (!). Разумеется, это весьма непривычно, но когда вчитываешься в текст, о первоначальных неудобствах забываешь. Тема-то у нас общая. И мы, и они пишем о джазе, о вечно молодой музыке, музыке свободы, которая сближает народы и страны.

Jazz In Azerbaijan. Anthology
Editor Rain Sultanov
2004 Jazz Center Baku
384 pages with 2 CD
1st CD – 15 tks / 79 mins
2nd CD – 13 tks / 79 mins



Леонид АУСКЕРН

Jazz-Квадрат, №6/2006


авторы
Леонид АУСКЕРН
страна
Азербайджан
Расскажи друзьям:

Еще из раздела книги
Rhythm Is Our Business - Jimmie Lunceford and The Harlem Express Ефим Барбан - Джазовые опыты Новые книги о джазе: Who Owns Music? и Signs Along The Road Финский джаз – 2011
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com