nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

А. Котов, С. Старостин, В. Волков, Л. Фёдоров - Душеполезные песни на каждый день

А. Котов, С. Старостин, В. Волков, Л. Фёдоров - Душеполезные песни на каждый день  …и то, что мы называем фолком, и то, что мы называем джазом, и то, что мы называем роком, обретает несравненно более глубокий смысл, как часть целого. Банальная идея, но многими ещё не усвоенная – по сути всё это фолк. И важно, что за всем этим фолком. Вот у человека есть музыка. Что он с ней делает? Сейчас выпускается довольно много славянской фолк-музыки разных эпох в разных интерпретациях.

Но альбом "Душеполезные песни на каждый день" среди этого многообразия стоит особняком прежде всего потому, что его создатели взялись за такой пласт, как духовная поэзия. Да, они не единственные, кто занимается этим. Но перед нами не просто сборник древних текстов определённой тематики и древних мелодий. Есть на нём и авторские композиции, и народные песни, не имеющие отношения к духовной поэзии. Духовные стихи помещены в пространство, где и происходит земная духовная жизнь человека, то есть в пространство человеческих метаний, сомнений. Таков метод, которым достигнуто здесь ощущение и вневременное, и внутривременное. Почему сработал именно этот метод? Загадка. Попробуйте разгадать.

Любопытный (но, думаю, не определяющий) факт – все четверо участников проекта представляют разные музыкальные жанры. Андрей Котов – руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин", Сергей Старостин – известнейший собиратель русских народных песен и участник различных фолк-коллабораций, Владимир Волков – джазмен, Леонид Фёдоров вышел из рок-среды. Однако каждый из них является в своём жанре экспериментатором, того же Фёдорова уже давно трудно назвать рок-н-ролльщиком. Записи альбома предшествовали совместные концерты, на которых программа видоизменялась и "обкатывалась" несколько лет. Главные здесь – Котов и Старостин, это больше их альбом, Фёдоров и Волков создают тактичный аккомпанемент при помощи гитары, перкуссии, синтезатора, контрабаса и виолы да гамба. Котов и Старостин поют и создают музыкальный мир при помощи колёсной лиры, гуслей, калюки и двух кларнетов – обычного и мянкеле-финского.

Говорят, что эмбиент придумал Брайан Ино. Похоже, не он. А тот человек, который придумал колёсную лиру. Но возвращаемся к "Душеполезным песням".

"Душеполезные песни на каждый день" – это альбом о жизни, полной мыслей о смерти. И о поисках и обретениях жизни в высшем, главном смысле этого слова. Музыка… Мы слышим здесь и народные мелодии разных областей России, и знаменный распев, и музыку Котова и Старостина. Котов сочиняет мелодии к древним текстам, Старостин поёт свои. Замечательные тексты, написанные им, вовсе не диссонируют с теми, что сочинены неизвестными нам авторами. Но, что ценно, Старостин не занимается стилизациями, чувствуется, что для него писать и петь в этой манере есттественно.

Впрочем, стихи его более привычны для современного восприятия, и это нормально Как века назад, так и ныне. История России и история жизни каждого человека в любой стране. Человек думает о своей смерти прямо и слагает "Стих о смерти" или "Когда уйду", вспоминает о ней среди шумных праздников ("Заведу я компанью"), в связи со смертью, думает о времени ("Отшельник")… Человек думает о жизни, о своей душе, о Боге ("О, человече", "Глубоко", Псалом №1 в переложении Н. М. Языкова, "Куда летишь, кукушечка"). Когда-то в старину не было чёткого разделения на духовную и светскую культуру. Но и тогда возможно было, черствея душой, деградировать до уровня очень знакомого нам вульгарного материализма ("А в лугах") или впасть в так называемое двоеверие, когда христианские святые воспринимаются лишь как помощники в бытовых нуждах, то есть по сути скатиться до состояния язычника ("Макарий"). Последние две из упомняутых мной песен – единственные на альбоме, не имеющие никакого отношения к духовной поэзии, но это как два штриха, предельно ясно дающие нам понять, на каком фоне существуют все наши высокие помыслы, стремления в этом мире. Это как ответ на вопрос иных людей: "От чего спасаться?"

Чувствуется, что Леонид Фёдоров приложил руку и к сведению (хотя в буклете об этом ничего не сказано). Он давно уже зарекомедовал себя, как мастер создавать многомерные звуковые полотна, в которых вовсе не обязательно должны чётко прослушиваться отдельные инструментальные партии. Отрадно, что музыка альбома одновременно и лишена какого-то специфически авангардистсткого подхода, и далека от расхожих представлений о русском фолке, и не воспринимается, как некая малопонятная экзотика. Как мне кажется, не нужно специальной подготовки, чтобы принять эти песни близко к сердцу. В целом атмосфера альбома – как напоминание о тех корнях и почвах, из которых в нашей музыке может появляться нечто по-настоящему уникальное и в тоже время близкое людям разных культур. А истинное новаторство всегда там, где есть живая традиция.

(c) & ℗ Ulitka Records 2008

Игорь Лунёв


стиль
этно
страна
Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2008 г.

  • стиль: блюз, блюз
Все или почти все, чем славен чикагский блюз, вы найдете в этом альбоме, который я искренне рекомендую всем блюзфэнам брать немедленно по обнаружении. Вы найдете здесь вкуснейшие гитарные соло, настоящий блюзовый вокал, классный драйв, создаваемый ...
  • стиль: блюз, блюз
Уроженец Калифорнии Эрик Линделл (р.1969г.) начинал с чистого блюза в духе Джуниора Уэллса и Элберта Кинга, но постепенно эволюционировал в сторону ритм-энд-блюза и музыки соул (или как говорят американцы применительно к белым артистам, работающим в ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже первый взгляд на состав участников проекта Five Spot вызывает у поклонника современной импровизационной музыки обостренный интерес. В квинтете представлены музыканты сразу четырех стран, четырех школ. Юрий Яремчук и Марк Токарь – старшее ...
  • стиль: блюз, блюз
Для кого-то музыка – это бизнес, для кого-то – вся жизнь. Американец Фонтейн Браун – из последних. В его жизни был пятилетний период, когда он вообще являлся, по нашим меркам, бомжом. А по их меркам все это время он играл в ...
  • стиль: блюз, блюз
Пятый в дискографии ансамбля FreeWorld альбом From The Bluff стал для меня первым знакомством с этим коллективом. И впечатления от этого знакомства я вынес неоднозначные. Вы примерно представляете, какую музыку могут играть группы из Мемфиса? Ну, ...
  • стиль: блюз, блюз
Итак, продолжение последовало! После очень сильного альбома Country Ghetto (см. «Jazz – Квадрат» №6/08) Джей-Джей Грей и его группа Mofro вынесли на суд публики свой новый проект - Orange Blossoms. За оранжево-черной обложкой ...
  • стиль: блюз, блюз
Этот блюз редко звучит с больших сцен и на него не собираются многотысячные аудитории. Ему уютнее в небольших прокуренных кабачках маленьких городков. Это блюз белой американской глубинки, фермерского пояса Штатов, блюз рэднэков, то есть людей с ...
  • стиль: блюз, блюз
Вся дискография группы Lil' Ed & The Blues Imperials умещается в каталог только одного лейбла – чикагского «Аллигатора». В прошлом году она пополнилась очередным, уже седьмым по счету (с 1986 года) альбомом Full Tilt. Мне уже ...
  • стиль: этно, этно
Дебютный альбом международного трио мог бы и озадачить меня лично, если бы я не знал о том, что такой готовится. Итак, братья Леончики — потомственные музыканты, оба — выпускники Белорусской академии музыки. Но еще они закончили курс джазового ...
  • стиль: джаз, джаз
Еще одно небольшое путешествие в прошлое, особенно интересное тем, кто читал на наших страницах и прослушал Senna, последний пока альбом канадской группы из Виннипега Mahogany Frog. На этот раз мы представляем диск, с которого началась карьера ...
  • стиль: блюз, блюз
Марсия Болл уже пару десятков лет входит в топ-группу блюз-вумен Америки и занимает в ней свою, совершенно особую нишу. «Виной» тому – место рождения Марсии: пограничье Техаса и Луизианы, побережье Мексиканского залива. В тех ...
  • стиль: джаз, джаз
Ансамбль Nikasteam – новое для наших читателей имя на австрийской сцене, хотя существует этот коллектив не первый год. Я сужу об этом по тому, что две композиции из данной программы, 1-2-3 Don’t Count On Me и Too Late, были записаны на ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com