nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

George Russell Sextet - Stratusphunk


George Russell Sextet - Stratusphunk Джордж Расселл — один из тех композиторов и аранжировщиков, на чьих плечах строился тот самый современный джаз который многие из нас слушают и играют сейчас. Его контрибуции этой музыке настолько велики что детально описать их в небольшой статье просто невозможно, но можно их упомянуть. Самым известным вкладом является его Лидийский Хроматический Концепт Тональной Организации, книга, которую Расселл писал несколько лет, удалившись от исполнения и композиции, и которая проложила дорогу практически всем нововведениям повернувшим джазовую музыку в новое русло. Напечатанная впервые в 1953 году, эта книга — первый большой теоретический трактат, посвящённый исключительно джазу. Впервые заговоривший о модальной импровизации, Расселл ещё в начале 1950х годов создал фундамент тому, что в 1959 году явилось на свет в своём лучшем варианте – "Kind of Blue". Эту книгу читали и использовали в своей музыке Майлс Дэвис, Колтрейн, Орнетт Коулман, Гил Эванс, Билл Эванс и она преподаётся в консерваториях до сих пор.

Расселл начинал как барабанщик, играл в оркестре Бенни Картера, с Чарли Паркером, затем, после затяжной битвы с туберкулёзом, проведя около двух лет в лечебницах и выздоровев, сконцентрировался на аранжировках, композиции и теории, при этом осваивая новый и необходимый для композитора инструмент — фортепиано. В туберкулёзном санатории, в возрасте 23 лет Расселл начал формировать свой Лидийский Концепт. В то же самое время он написал знаменитую "Cubana Be, Cubana Bop" для Гиллеспи и аранжировки для биг бэндов Клода Торнхилла, Арти Шоу и др.

После публикации книги Расселл был приглашён на пост профессора в "Lenox School of Music", которую возглавлял ещё один из значительных теоретиков джаза, Гюнтер Шуллер. В то же самое время он организовал небольшую группу единомышленников – "The George Russell Smalltet", членами которой были Билл Эванс, Арт Фармер, Хал МкКьюсик и Барри Голбрайт. Вместе они записали известную пластинку "Jazz Workshop" (RCA 1956) — первый лидер-диск Расселла. После записи почти дюжины дисков, в начале 1960х годов Расселл переехал в Европу, и как многие другие американские музыканты, обосновался в Скандинавии.

В конце шестидесятых Расселл вернулся на родину и возобновил свои связи с Шуллером, на этот раз в "New England Conservatory of Music", где Шуллер заведовал отделением джаза(нельзя не добавить что Шуллер предоставлял кресла преподавателей музыкантам и единомышленникам идеи и теории которых продвинули джаз семимильными скачками. Его массачусеттская джазовая школа была и продолжает быть конклавом авангарда). В шестидесятые годы на Старом Континенте Расселл стал экспериментировать с электронной музыкой и электронными инструментами, включая их в свои композиции ("Electronic Sonata for Souls Loved by Nature", "Othello Ballet Suite and Electronic Sonata No.1" — одна из первых записей Гарбарека!). Расселл перестал сочинять в начале 70х годов и несколько лет писал второй том своего Лидийского Концепта. Работающий сейчас в основном с большими оркестрами, Расселл продолжает сочинять новаторские композиции, до сих пор стоящие в стороне от мэйнстрима (к слову, Уинтон Марсалис, возглавляющий сейчас Jazz at Lincoln Center отказался подготовить программу, посвящённую творчеству Расселла, узнав что тот хочет использовать в ней электроннные инструменты), преподаёт в "New England Conservatory" и выступает со своим проектом "Living Time Orchestra". Некоторое время назад он занялся переработкой своего Лидийского Концепта, новое издание которого выйдет в ближайшее время.

В период с 1956 до своего первого отъезда в Европу Расселл выпустил несколько замечательных пластинок которые считаются шедеврами и энциклопедией идей современного джаза. Самая известная из них — "Ezz-thetics", записаная в 1961 году с Эриком Долфи ("Round Midnight" — одна из вершин джазовой импровизации) и Доном Эллисом. Записанные в 1958 году New York, N.Y.(Билл Эванс, Колтрейн, Арт Фармер, Джон Хендрикс, Макс Роуч и др.) и "Jazz in the Space Age" 1960 года тоже очень часто цитируются как записи большого влияния. В таком слиянии очень сильных пластинок довольно легко просмотреть "Stratusphunk", записанный 18 октября 1960 года со студентами Расселла из "Lenox School of Jazz", с которыми он записывался и потом. Обложка пластинки — коллаж Кена Диардорффа, состоящий из красочных геометрических форм, которые ещё не составляют одного целого, но предполагают что это сделает сам слушатель.

Итак, "Stratusphunk":
1. "Stratusphunk" (George Russell) начинается как одна из композиций с пластинок Майлса Дэвиса того времени. Очень сильная басовая линия переходит в соло трубы, которая прекрасно интегрируется с пианино Расселла. Следующее соло играет Дэйв Бэйкер, тромбон которого порой напоминает Кёртиса Фуллера с пластинок Блю Митчелла и в то-же самое время наиболее удачные партии написаные для тромбона Мингусом.
2. "New Donna" (Russell)-опять-же начинаясь боповой темой постепенно переходит в неклассифицируемую смесь стилей. В трубе Эла Кригера
слышен Дон Черри ("The Shape of Jazz to Come" был записан на год раньше), колмановские темы которого продолжают вдохновлять трубача и в следующих композициях. Интересное совпадение стилей и концепций — тробмон играющий полу-боп, Дэйв Янг играющий почти-свинг и Кригер играющий авангардные пассажи Дона Черри.
3. "Bent Eagle" (Carla Bley) — одна из первых, если не самая первая записанная на пластинках композиция Карлы Блей, которая была студенткой Расселла в летней "School of Jazz at Lenox", где занимались и Орнетт Колман и Дон Черри, которые оказали музыкальное влияние на всех музыкантов секстета. Красивая, нежная мелодия в то же самое время является размеренной и просчитанной.
4. "Kentucky Oysters" (Dave Baker) — с первых звуков музыки слышен южный заряд, первый раз в альбоме действительно проглядывает ритмичный фанк. В соло Расселла фанк переходит в более приключенческий джаз с осторожными вкраплениями free. Труба Кригера возвращает композицию в южный блюз.
5. "Lambskins" (David Lahm) — ещё одна композиция ученика Расселла, которую учитель оркестровал для этой пластинки. Это самая Орнеттовская из всех композиций на диске. Удивило и обрадовало меня что в то время когда один духовой инструмент солирует, два других очень удачно аккомпанируют ему, что не часто можно встретить в современном джазе, когда во время соло одного духовика другие духовые инструменты в группе как говорится lay off. В этом было могущество Расселла — аранжировщика и лидера, а не только теоретика новой музыки. Он, как и его знаменитый коллега Гил Эванс умели создать из нескольких инструментов и зачастую из больших оркестров единое целое, которое звучало удачно и свежо, что очень важно для теории, которая без воплощения идей в саму живую и слышимую музыку может легко потерять всякую актуальность.
6. "Things New" (Russell) — последняя композиция на пластинке. В подыгрывании Расселла солистам явно слышны ритмические перемены Монка. Эл Кригер оставляет Дона Черри в стороне и показывает свои боповые способности. Дэйв Янг явно увлечён Колтрейном, в чём обвинить его нельзя, потому что делает он это очень хорошо.

В постскриптуме к диску Расселл написал : "Я думаю что моя музыка лучше всего характеризируется моей верой в то, что любое новое действенное движение в джазе должно крепко держаться на корнях прошлого. Когда корни эти ясно видны, явно существует особенное вдохновение сопутствующее тому что является новой и старой музыкой одновременно. Это, по большому счёту, описывает цель нашего оркестра: строить на основе существующего джаза; ; продвинуть его расширяя те материалы которые нам; создавать новые концепции в области ритма, тона и формы путём как композиции так и импровизации — но всегда строить и развиваться на основе лучших и достойных аспектов того что было до нас;

"Stratusphunk" на все 100 выполняет этот музыкальный девиз своего создателя, (и если простите мне такое отступление) как птица, когтями ещё вцепившись за крепкую ветвь бопа и модального джаза, но крыльями уже машущая в сторону авангарда.

1960 / 1995 Riverside Records
6 tks / 43 mins
Al Kiger – tp; Dave Baker – tb; Dave Young – ts; George Russell, p, arranger; Chuck Israel – bass; Joe Hunt – dr


страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела издано в 1995 - 1996 г.г..
Олег Лундстрем и Его Оркестр - Мы Снова Вместе Rob Mullins - Tokyo Nights Ансамбль Николая Панова - Ты или никто Mike Mainieri -- An American Diary
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com