Рафал Ольбиньский - знаменитый польский художник. Окончив архитектурный факультет варшавского технологического университета, он начинал творческую деятельность в качестве театрального художника декораций и реквизита. Пан Ольбиньский - лауреат международного Оскара за наиболее запоминающуюся эмблему Prix Savignac (1994). Автор множества ярких произведений в разных областях изобразительного искусства. Свой путь в графике он начинал с сотрудничества с редакцией польского журнала Jazz Forum. Ниже мы помещаем монолог художника, посвященный именно этому периоду его творчества, о котором интернет почему-то почти ничего не рассказывает.
Сотрудничество с Jazz Forum было для меня определенной творческой школой. Уже хотя бы потому, что я никогда не учился графике и изобразительному искусству вообще, изучал только архитектуру и в журнале оказался совершенно случайно. Через друзей познакомился с Яном Бырчеком, тогдашним главным редактором. И он сказал, что ищет графика, который бы занялся дизайном, создавал обложки для этого журнала. Ранее эту работу делал очень известный польский график Хайдрихт, проектировавший также монеты, бумажные деньги - прос то суперпрофессионал, но работа в Jazz Forum была для него в известном смысле консервативной, несколько натянутой, и Бырчек искал нечто иное. Я к тому времени после окончания университета уже кое-что знал, немного рисовал, сделал несколько плакатов, получил награды на нескольких конкурсах, создавал юмористические картинки для газет, хотя, признаться, юмора там было и не так много, но исполнение было профессиональным. И Бырчек дал мне шанс, пообещав постоянную работу, если я сделаю приемлемый проект. Я де, повторюсь, никогда этому не учился. Это было для меня совершенно новым делом: разрабатывать дизайн всего издания, начиная с обложки. В то время в продаже не было каких-нибудь западных изданий подобного плана, но - ирония судьбы! - при американском посольстве имелась библиотека, в которую можно было попасть просто с улицы. Почему "ирония судьбы"? Да потому, что теперь туда так просто попасть невозможно. Тогда мы были врагами, но библиотеку мог посетить любой желающий, а теперь правила для посещения стали очень строгими. Вот так все в мире перевернулось! Так вот, тогда я пересмотрел там журналы из разных стран и более-не менее сориентировался, как должно выглядеть целое, после чего сделал нечто абсолютно непохожее на все, что я видел. В моем проекте были и заголовки, которые частично писались от руки, были разные рисунки. Все вместе это в результате напоминало некий бигос. И в редакции это понравилось, думаю, прежде всего потому, что сделанное мной было иным, отличавшимся от всего.
И вот таким образом я превратился в графика, заняв пост художественного директора журнала Ja.zz Forum. В известном смысле я благодарен за это Бырчеку, да и вообще история этого журнала выглядит сюрреалистической. Вдруг в Польше начинают издавать журнал, посвященный джазу, международной музыке. Кроме того, чуть позже к польскоязычной версии добавилась и англоязычная. Потом в отношении к Западу, прежде всего, к Германии, в Польше наступила некая оттепель. Это в первую очередь выражалось в культурном взаимообмене, который затронул и обмен периодическими изданиями. Мы отправляли на Запад польскоязычные издания, которые там, конечно, никто не покупал и тем более не читал, а они присылали свою прессу. Был, скажем, такой женский журнал "Бурда" с выкройками, в то время очень популярное издание, которое не всегда удавалось купить в киосках. А у Бырчека был в Германии хороший знакомый, который занимался распространением печати. И ему пришла в голову идея начать издавать на английском языке журнал, посвященный джазу не только польскому, но и мировому, с тем, чтобы было что предложить немецкой стороне. Вообще любители джаза - это не слишком большой круг людей во всем мире, довольно замкнутая группа. Но в Германии проходили концерты, фестивали, в связи с чем немецкой сторонае было сделано предложение. И там его одобрили. Что это значило на деле? За Jazz Forum стали платить деньги. И это были большие деньги. И внезапно журнал, который печатался просто на ужасающей по качеству бумаге, стал необычайно прибыльным. Заработки в этой редакции были значительно больше, чем в других редакциях. И я, по сути начинающий график, получал больше, чем мои коллеги - выпускники архитектурного факультета. В то время Jazz Forum выходил раз в два месяца, потом стал ежемесячным. И я начал создавать для него и обложки, за что получал дополнительный гонорар, как и за рисунки внутри номера. Появилась реклама, сперва разных польских фирм, что также приносило редакции дополнительные деньги. И вот так я какое-то время исполнял свои обязанности, что, еще раз подчеркну, было для меня отличной творческой школой. Да и работал я в интересной среде. К тому же у меня были развязаны руки, никто меня не контролировал. Бырчек был человеком очень открытым, и так вышло, что делать иллюстрации я научился именно в этой редакции. Одним словом, в Jazz Forum я прошел фантастическую школу! Это мне пригодилось позже, когда я работал уже в Соединенных Штатах, где придумывал обложки для таких изданий, как Time, Newsweek, Playboy, Omni, The New York Times, и участвовал в разработке различных рекламных кампаний. Так что остаюсь очень благодарным Jazz Forum, хотя теперь рисую совсем иначе. Пробовал себя в разных стилях, искал что-то свое, ведь у меня не было своего профессора в академии искусств.
Поэтому я делал прежде всего то, что мне нравилось, что было модным - скажем, поп-арт, смешивал разные техники. И, благодаря этому, продолжал учиться, вырабатывал собственный стиль. При этом я осознавал: несколько лет сотрудничества с Jazz Forum действительно дали мне очень много. Уже тогда это помогло мне искать в графике собственный стиль, овладевать основами композиции, чувством цельности, углублять особенности дизайна. Кроме того, поскольку я с самого начала отвечал только за самого себя, у меня не было никаких комплексов, которые, бывает, возникают из-за твоих учителей. И в жизни, и в творчестве я не встречался с людьми, которые бы мне говорили, что я делаю что-то не то и не так. По крайней мере в Jazz Forum таких не было, а вот среди графиков подобные личности встречались. Одно время я даже был для них "врагом номер один". Но я иногда, привлекал таких людей к созданию обложек и это было отличным приключением! К тому же, благодаря им я впервые выехал на два месяца в Соединенные Штаты. Было это в 1978 году. Я там посещал разные редакции, сделал пару обложек для пластинок фирмы CBS, в том числе для альбома Адама Маковича. Гонорары я получал в долларах, и потому, когда вернулся, был просто богатым человеком! В следующий раз я поехал в США в сентябре 1981 года. Думал, что вернусь к рождеству, но в Польше было вдруг объявлено военное положение, и я не знал, в какую страну могу попасть. Поэтому задержался и начал работать. За два-три года удалось сделать многое. Это были обложки для разных печатных изданий, книжные иллюстрации....
Но через какое-то время по разным причинам я вернулся в Польшу. Одна из них: я начал уставать от Нью-Йорка, поскольку этот город очень сильно тебя опустошает. Тогда я уже абсолютно не зависел от клиентов и делал то, что мне нравилось.
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...