nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Мастер поэтического сюрреализма

Мастер поэтического сюрреализма  Рафал Ольбиньский - знаменитый польский художник. Окончив архитектурный факультет варшавского технологического университета, он начинал творческую деятельность в качестве театрального художника декораций и реквизита. Пан Ольбиньский - лауреат международного Оскара за наиболее запоминающуюся эмблему Prix Savignac (1994). Автор множества ярких произведений в разных областях изобразительного искусства. Свой путь в графике он начинал с сотрудничества с редакцией польского журнала Jazz Forum. Ниже мы помещаем монолог художника, посвященный именно этому периоду его творчества, о котором интернет почему-то почти ничего не рассказывает.

Сотрудничество с Jazz Forum было для меня определенной творческой школой. Уже хотя бы потому, что я никогда не учился графике и изобразительному искусству вообще, изучал только архитектуру и в журнале оказался совершенно случайно. Через друзей познакомился с Яном Бырчеком, тогдашним главным редактором. И он сказал, что ищет графика, который бы занялся дизайном, создавал обложки для этого журнала. Ранее эту работу делал очень известный польский график Хайдрихт, проектировавший также монеты, бумажные деньги - прос то суперпрофессионал, но работа в Jazz Forum была для него в известном смысле консервативной, несколько натянутой, и Бырчек искал нечто иное. Я к тому времени после окончания университета уже кое-что знал, немного рисовал, сделал несколько плакатов, получил награды на нескольких конкурсах, создавал юмористические картинки для газет, хотя, признаться, юмора там было и не так много, но исполнение было профессиональным. И Бырчек дал мне шанс, пообещав постоянную работу, если я сделаю приемлемый проект. Я де, повторюсь, никогда этому не учился. Это было для меня совершенно новым делом: разрабатывать дизайн всего издания, начиная с обложки. В то время в продаже не было каких-нибудь западных изданий подобного плана, но - ирония судьбы! - при американском посольстве имелась библиотека, в которую можно было попасть просто с улицы. Почему "ирония судьбы"? Да потому, что теперь туда так просто попасть невозможно. Тогда мы были врагами, но библиотеку мог посетить любой желающий, а теперь правила для посещения стали очень строгими. Вот так все в мире перевернулось! Так вот, тогда я пересмотрел там журналы из разных стран и более-не менее сориентировался, как должно выглядеть целое, после чего сделал нечто абсолютно непохожее на все, что я видел. В моем проекте были и заголовки, которые частично писались от руки, были разные рисунки. Все вместе это в результате напоминало некий бигос. И в редакции это понравилось, думаю, прежде всего потому, что сделанное мной было иным, отличавшимся от всего.

И вот таким образом я превратился в графика, заняв пост художественного директора журнала Ja.zz Forum. В известном смысле я благодарен за это Бырчеку, да и вообще история этого журнала выглядит сюрреалистической. Вдруг в Польше начинают издавать журнал, посвященный джазу, международной музыке. Кроме того, чуть позже к польскоязычной версии добавилась и англоязычная. Потом в отношении к Западу, прежде всего, к Германии, в Польше наступила некая оттепель. Это в первую очередь выражалось в культурном взаимообмене, который затронул и обмен периодическими изданиями. Мы отправляли на Запад польскоязычные издания, которые там, конечно, никто не покупал и тем более не читал, а они присылали свою прессу. Был, скажем, такой женский журнал "Бурда" с выкройками, в то время очень популярное издание, которое не всегда удавалось купить в киосках. А у Бырчека был в Германии хороший знакомый, который занимался распространением печати. И ему пришла в голову идея начать издавать на английском языке журнал, посвященный джазу не только польскому, но и мировому, с тем, чтобы было что предложить немецкой стороне. Вообще любители джаза - это не слишком большой круг людей во всем мире, довольно замкнутая группа. Но в Германии проходили концерты, фестивали, в связи с чем немецкой сторонае было сделано предложение. И там его одобрили. Что это значило на деле? За Jazz Forum стали платить деньги. И это были большие деньги. И внезапно журнал, который печатался просто на ужасающей по качеству бумаге, стал необычайно прибыльным. Заработки в этой редакции были значительно больше, чем в других редакциях. И я, по сути начинающий график, получал больше, чем мои коллеги - выпускники архитектурного факультета. В то время Jazz Forum выходил раз в два месяца, потом стал ежемесячным. И я начал создавать для него и обложки, за что получал дополнительный гонорар, как и за рисунки внутри номера. Появилась реклама, сперва разных польских фирм, что также приносило редакции дополнительные деньги. И вот так я какое-то время исполнял свои обязанности, что, еще раз подчеркну, было для меня отличной творческой школой. Да и работал я в интересной среде. К тому же у меня были развязаны руки, никто меня не контролировал. Бырчек был человеком очень открытым, и так вышло, что делать иллюстрации я научился именно в этой редакции. Одним словом, в Jazz Forum я прошел фантастическую школу! Это мне пригодилось позже, когда я работал уже в Соединенных Штатах, где придумывал обложки для таких изданий, как Time, Newsweek, Playboy, Omni, The New York Times, и участвовал в разработке различных рекламных кампаний. Так что остаюсь очень благодарным Jazz Forum, хотя теперь рисую совсем иначе. Пробовал себя в разных стилях, искал что-то свое, ведь у меня не было своего профессора в академии искусств.

Поэтому я делал прежде всего то, что мне нравилось, что было модным - скажем, поп-арт, смешивал разные техники. И, благодаря этому, продолжал учиться, вырабатывал собственный стиль. При этом я осознавал: несколько лет сотрудничества с Jazz Forum действительно дали мне очень много. Уже тогда это помогло мне искать в графике собственный стиль, овладевать основами композиции, чувством цельности, углублять особенности дизайна. Кроме того, поскольку я с самого начала отвечал только за самого себя, у меня не было никаких комплексов, которые, бывает, возникают из-за твоих учителей. И в жизни, и в творчестве я не встречался с людьми, которые бы мне говорили, что я делаю что-то не то и не так. По крайней мере в Jazz Forum таких не было, а вот среди графиков подобные личности встречались. Одно время я даже был для них "врагом номер один". Но я иногда, привлекал таких людей к созданию обложек и это было отличным приключением! К тому же, благодаря им я впервые выехал на два месяца в Соединенные Штаты. Было это в 1978 году. Я там посещал разные редакции, сделал пару обложек для пластинок фирмы CBS, в том числе для альбома Адама Маковича. Гонорары я получал в долларах, и потому, когда вернулся, был просто богатым человеком! В следующий раз я поехал в США в сентябре 1981 года. Думал, что вернусь к рождеству, но в Польше было вдруг объявлено военное положение, и я не знал, в какую страну могу попасть. Поэтому задержался и начал работать. За два-три года удалось сделать многое. Это были обложки для разных печатных изданий, книжные иллюстрации....

Но через какое-то время по разным причинам я вернулся в Польшу. Одна из них: я начал уставать от Нью-Йорка, поскольку этот город очень сильно тебя опустошает. Тогда я уже абсолютно не зависел от клиентов и делал то, что мне нравилось.

Записал Дмитрий Милованов

Фото Дмитрия Милованова

Перевод с белорусского Леонида Аускерна


страна
Польша


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с другими

  • стиль: джаз, джаз
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
  • стиль: джаз, джаз
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
  • стиль: джаз, джаз
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...
  • стиль: джаз, джаз
Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки ...
  • стиль: джаз, джаз
"Его архивы кишат чарлзами фитцджеральдами. Чернокожие кумиры с их мимикой, жестами и жгучей музыкальностью собраны в невероятном количестве фотопростыней. Джаз для Паши – родная стихия! (Журнал "Антураж") С Павлом я познакомилась на фестивале "Джаз ...
  • стиль: джаз, джаз
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже "халтурил" со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого ...
  • стиль: джаз, джаз
Ева Симонтакки: Я беру у вас интервью для журнала Jazz-Квадрат, издающегося на русском языке. Франсис Дрейфус: У меня были артисты, которые регулярно гастролировали в России. Ева Симонтакки: Их туры были регулярными? Франсис Дрейфус: Да, да, они ...
  • стиль: джаз, джаз
"У микрофона – Дмитрий Савицкий. В жизни человека наступает момент, когда нужно подводить итоги. Прожитому, сделанному, написанному. Радио "Свобода" переходит на новый формат вещания. "49 Минут Джаза" выходят в эфир в последний раз. В ...
  • стиль: джаз, джаз
Московская фирма "Богема-мьюзик", появившись совсем недавно, сразу приковала к себе внимание любителей джаза. Попросту другого такого российского лейбла, уделяющего почти все свое внимание современным российским (и не только) джазовым исполнителям, ...
  • стиль: джаз, джаз
Если попытаться представить себе жизнь наших далеких потомков (ну хоть на время политику, экономику, экологию — забудем: только — абстракция, только — чистое искусство), кропотливо изучающих оставленное их прадедами культурное наследие, то одно из ...
  • стиль: джаз, джаз
— Мне почему-то кажется, что для Вас, Олег, понятия "секс" и "джаз" очень близки? — Почему вы так решили ? — Сужу по Вашим высказывания... — На эту тему я обычно стебаюсь. — Не думаю... На прошлом джаз-фестивале в Бирштонасе я слушала ваш проект с ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com