Mehdi Rostami & Adib Rostami - Melodic Circles: Urban Classical Music from Iran
13.06.2018
Новый релиз британского лейбла ARC Music дает всем желающим не частую возможность прикоснуться к сокровищам музыкальной культуры древнего Ирана. Да, только прикоснуться, потому что сорок восемь минут звучания – слишком мало, чтобы в полной мере оценить богатство этой музыки, уходящей корнями еще во времена сасанидского Ирана и получившей новый импульс после прихода в страну ислама, но вполне достаточно, чтобы почувствовать ее красоту, динамичность и явно импровизационную основу. Кроме того, звучит эта музыка в исполнении настоящих мастеров иранской музыки, получивших на родине классическое образование в этой сфере. Это двоюродные братья Мехди Ростами и Адиб Ростами. Первый из них играет на народном струнном инструменте сетар (не путать с куда более известным на Западе индийским ситаром, свое название получившим, кстати, именно от персидского инструмента), а второй – на народном ударном инструменте, барабане томбак. Оба они родом из Керманшаха, оба уже получили определенную известность в Лондоне своими выступлениями и коллаборациями с другими исполнителями.
Музыка Ирана в основе своей ладовая, собранная в сложную систему так называемых макамов, каждый из которых, в свою очередь, делится на звукоряды – дастгахи, также состоящие из основных и дополнительных ладов. Мехди и Адиб исполняют свою авторскую музыку, но вся она подчинена этой веками складывавшейся системе. Сам Адиб так объясняет название альбома Melodic Circles: «Это путешествие в кругу иранских мелодий с современным подходом к традиционной музыке… Все иранские мелодии связаны вместе модальной системой, так что, это мелодический круг и коллекция мелодий». В соответствии с этой концепцией треки, составившие Melodic Circles, разделены на две группы. В одной - темы, созданные на основе классического (а классическая музыка Ирана – это музыка городская) дастгаха Bayāt-e Tork: это пьесы Nostalgia, Journey и Delight, составившие первый круг. Во второй – композиции на основе дастгаха Bayāt-e Esfahān: Lonely, Life, Past и Mystic Dance – круг второй.
Но эти нюансы важны для глубоких знатоков и специалистов. Рядовой же слушатель сразу обнаружит существенное отличие этой музыки от звукового фона, сопровождающего нас в путешествиях по арабскому или турецкому Востоку. Не похожа она и на медитативность индийских раг. Об импровизационности я уже говорил, а, как следствие, из этого факта проистекает и высокий драматизм, присутствующий во многих эпизодах. Своеобразная динамика, рваный ритм, красота звучания сетара придают особую прелесть музыке двоюродных братьев. Впечатление Melodic Circles оставляют очень сильное. Это та музыка, которую хочется слушать еще и еще.
Итак, вот они долгожданные «Лунные народные сказки», появление которых я предвкушал в тексте о впечатлениях от первого альбома российской группы «Мыс Луны» под названием «Мы с Луны» (ищите его на сайте). ...
Творческие гены известного американского художника Нормана Рокуэлла своеобразно передались его внучке Абигайль. Линии и цвету она предпочла звук и тембр. Но чуткость к деталям, тщательность в работе и мастерство у джазовой певицы Абигайль Рокуэлл на ...
Сан-Франциско – Иерусалим – Нью-Йорк: так выглядит географически жизненный путь басистки и композитора Эйди Мейерсон. Родилась она в самом красивом городе Калифорнии, так что по рождению является американкой. Однако, когда Эйди было ...
«…Эдисон Эванс открывает свою дискографию не как робкий новичок, а как уже много знающий и умеющий мастер с большим потенциалом развития – и в качестве инструменталистки, и в качестве композитора.» - так заканчивался два ...
Американский пианист и клавишник Алан Паскуа – музыкант именитый. Он играл в одном из первых джаз-роковых ансамблей, Lifetime Тони Уильямса, он выступал вместе с Джеком ДеДжонеттом, Дэйвом Холландом, братьями Брекерами, Гэри Бартоном, Шейлой ...
Веселая обложка и столь же позитивный альбом. Итальянский пианист Альберто Пибири с юных лет любил джаз и боготворил Оскара Питерсона. В технике игры он старался брать пример со своего кумира, а организовав трио (как у Питерсона!), часто исполнял ...
Далеко не первое и наверняка не последнее признание в любви к бразильской музыке, точнее к той ее части, которая именуются певучим и изящным, как сама эта музыка, словом: босса-нова. Тем не менее, именно этот проект поражает многим. Наверное, ...
Добро пожаловать в мир финской новоджазовой музыки! Трио, состоящее из Альфа Форсмана, Тапани Вариса и Ээро Савелы, объединяет музыкантов разных поколений. Барабанщик Альф (или Аффе) Форсман – ветеран финского рока и джаза, игравший в 80-х ...
Одинокие человеческие фигурки едут вверх и вниз по эскалаторам на обложке нового альбома Аллена Остин-Бишопа, но название этого проекта в противовес картинке оптимистично утверждает: No One Is Alone («Никто не одинок»). О том же говорит ...
Мне представляется, что Omindá – главный на сегодня проект в творческой биографии бразильского певца, гитариста, композитора и киноактера Андре Абуджамры. Он шел к реализации этого проекта целых 11 лет! Да, разумеется, параллельно он ...
Когда саксофонист доходит до полуфинала конкурса имени Телониуса Монка (это случилось с Эндрю Гулдом в 2013 году), это говорит о его классе довольно веско. В своем родном Нью-Йорке Эндрю пользуется заслуженным уважением со стороны коллег. Он играл ...
Блистающая медь инструментов, нарядные стильные одежды музыкантов, слаженная работа духовых пачек, виртуозные соло, зовущий к танцу горячий ритм, безукориненный лидер, управляющий этой музыкальной машиной из пары десятков исполнителей – ...