Вы можете тщательнейшим образом исследовать географическую карту мира, но такого места, как Телавана вы там не найдете. Нет Телаваны! Есть Тель-Авив в Израиле, есть Гавана на Кубе, а Телаваны нет! И все-таки она есть. Она создана воображением израильского флейтиста Итая Крисса и воплотилась во вполне реальный ансамбль Telavana, второй альбом которого с одноименным названием выходит в свет 7 июля.
Итай родился в 1980 году и вырос в Тель-Авиве, с детства окруженный музыкой с самыми разными корнями, столь же пестрыми, как население Израиля – от Марокко до Балкан, от Йемена до Турции. Музыкальное образование он получил в известной в Израиле Высшей школе искусств Тельмы Йелин и там увлекся джазом. В 22 года Итай перебрался в Нью-Йорк. Здесь он не только вошел в круг музыкантов местной дайнтаун-сцены, но и увлекся всеми видами латиноамериканской музыки – афро-кубинским джазом, сальсой и другими направлениями. Так и получилось, что, с одной стороны, он много играл с местными израильскими джазменами – Омером Авиталем, Авишаи Коэном, Аароном Гольдбергом, Yemen Blues, а с другой стороны, работал с Эдмаром Кастанедой, Джерри Гонсалесом, Дафнис Прието, Йосвани Терри и другими.
В собственном творчестве Крисс соединил, казалось бы, трудно соединимые ближневосточные и карибские мотивы, что прямым образом отразилось и в названии созданного им коллектива Telavana, и в его составе. Вместе с Криссом в Telavana играют нью-йоркский трубач Майкл Родригес, кубинский пианист Сезар Ороско, пуэрто-риканский перкуссионист Маркос Лопес, а также израильская ритм-группа: басист Ор Барекет и барабанщик Дан Аран. В записи представляемого альбома участвовали также очень известный кубинский мультиинструменталист Йосвани Терри, здесь играющий в одной пьесе на народном перкуссионном инструменте чекере, и турецкий виртуоз восточной цитры канун Тамер Пинарбаси в еще одной композиции.
Из девяти пьес альбома восемь написал сам Крисс, а Rak Beinatayim израильского автора Хирша он аранжировал в духе кубинской танцевальной мелодии. Этно-джаз царит здесь во всем альбоме. Такие композиции, как Sahadi's Serenade (одна из лучших, на мой вкус) или Shabazi – это сам Ближний Восток, Para Venezuela – причудливое сочетание венесуэльской меренги и кубинских ритмов, а в лиричной Azules афроамериканский блюз встречается с испанской музыкой фламенко. Но диффузия стилей живет и пульсирует при этом в каждом из треков: ориентальная тема вдруг наполняется латинскими интонациями, а чисто кубинская мелодия плавно и вполне естественно оборачивается ближневосточной страстностью. Очень хорош сам Крисс, которого нью-йоркская пресса не зря считает одним из самых перспективных флейтистов своего поколения, уверенно ассистируют ему Родригес, второй главный солист, гибкий и быстрый Ороско и очень чуткий басист Барекет.
А обложка альбома идеально отражает творческую концепцию Итая Крисса: вот он сам, а-ля бедуин плывет по пустыне на верблюде, играя на флейте. Где-то поотдаль манит восточная красавица, но колючие пустынные кактусы переходят в зеленые пальмы, пустыня заканчивается ласковым морем с порхающими разноцветными попугаями, а над обоими искусственно соединенными пейзажами пылыет белое от жара солнце: Telavana!
Весной этого года, благодаря любезности Жюльена Фернандеса из 5ive Roses Press, сайт знакомил вас с релизом французского лейбла Dur et Doux - интереснейшим дебютным альбомом коллектива из Лиона Piniol, выдержанным в прог-роковой стилистике альбомом ...
В девять лет уроженец Южной Италии Сальво Лосаппио начал играть на саксофоне. Став постарше, он увлекся джазом, а в девятнадцать уже начал выступать профессионально, гастролируя по всей стране. Играл он тогда на альт-саксофоне, но в 2011 году сменил ...
Третий альбом американского басиста и композитора Сэма Бивена в качестве лидера и полностью авторский при этом. Бивен – очень опытный музыкант, игравший музыку самой разной стилистики, не только джазовую. Но в собственных проектах он ...
Crossing Paths или «Пересечение путей» - название многозначное. Бразильский вариант латинского джаза (а именно в этой стилистике сделан представляемый альбом) – это пересечение путей бразильской традиционной музыки и современного ...
Это будет не совсем обычный обзор, потому что речь идет о не совсем обычной работе. Я даже затрудняюсь сказать, чему он посвящен в большей степени: музыке или истории. Скорее всего, ни тому, ни другому, а рассказу о потрясающей верности человека ...
Джек ДеДжонетт, Боб Минцер, Майк Майниери, Рэйчел Зет… Этот перечень имен выглядит, как список победителей в опросе на тему «лучший джазмен мира» по разным номинациям, но на самом деле это не так. Это список участников проекта Rainbow Gravity, ...
Американский ирландец Шон Патрик Нунан подобен Протею: в каждом новом проекте он иной и пристегнуть его творчество к какой-то определенной стилистике просто невозможно. Перед тем, как писать эти строки я полистал в Сети отзывы критиков о его музыке. ...
В 2016 году живущий в Нью-Йорке бразильский гитарист Серхио Перейра выпустил свой дебютный альбом Swingando. Наш сайт писал о нем, ту рецензию можно найти и прочесть и об альбоме, и о творческом пути самого музыканта, опытного гитариста и ...
Дамы-саксофонистки уже давно не сенсация в современном джазе, но, с другой стороны, в элиту они пока пробираются с трудом. Навскидку могу назвать только блистательную сопрано-саксофонистку Джейн Айру Блум. Кто знает, может быть, играющая ...
Красиво и афористично пел великий блюзмен Мадди Уотерс: «У блюза был сынок, и его назвали рок-н-ролл». Продолжая эту геналогическую линию, поволю себе такое сравнение: … однажды он познакомился с хиллбилли из семейства кантри, и у ...
Уже не раз имя саксофониста / мультиинструменталиста из Чикаго Шоуна Максвелла появляется в нашем «CD-Обзоре», но впервые он гостит с новым своим проектом Shawn Maxwell’s New Tomorrow. Music In My Mind – его второй альбом с ...
В области традиционного свингового джаза, в отличие от авангарда или фьюжн, Америка, родина этой музыки, остается безоговорочным законодателем мод. Но старушка Европа и в этой сфере способна выдвинуть очень ярких исполнителей. К их числу относится и ...