Признаюсь, приступал к прослушиванию этого диска с определенным скепсисом: мне нравится, то, что делает в музыке Виктор Семашко в различных своих проектах, и я опасался, что сочетание импровизационного джаза с мелодекламацией разочарует – увы, не часто (разумеется, на мой взгляд) слово и музыка идут в ногу в подобных проектах. При этом «слово» здесь Виктор выбрал совершенно особого уровня.
Максим Богданович – одна из самых привлекательных, романтичных и любимых практически всеми фигур в истории белорусской литературы. Талантливый поэт, умерший молодым в 1917 году – в конце ХХ века его имя сразу стало бы легендой ранга Моррисона или Цоя, тогда же бурные события эпохи затенили эту трагическую кончину. Но с каждым годом в современной Беларуси творчество Богдановича все больше осознается в его подлинном масштабе. В 2016-м исполнилось 125 лет со дня рождения поэта, и альбом «Зьмяіны Цар" сложился из записей трех концертов, двух в Минске и одного в Березине, где «Віктар Сямашка ды Кумпанія" исполняли свою музыку на тексты Богдановича. Если кому-то такой выбор может показаться конъюнктурным, то пресс-релиз уточняет, что первый песенный цикл на стихи поэта Семашко создал еще в 2004 году – так что, это любовь давняя и искренняя.
В альбоме звучат стихи Богдановича, его переводы на белорусский модных в его время поэтов-символистов – бельгийца Эмиля Верхарна и француза Поля Верлена, а также отрывка из эпоса "Слово о полку Игореве". Так что, поэтический уровень – высочайший. И как же он уживается с музыкой? После "разминочного" «Эпiграфа», титульная композиция «Зьмяіны Цар" мои опасения развеяла – текст, бережно обработанный, прекрасно "лег" на музыкальную импровизацию. Правда, прослушав весь альбом, констатирую, что этот трек для меня так и остался лучшим по адекватности музыкальной и поэтической частей. Понравился в этом смысле и "Iзяслаý», а если говорить о чисто музыкальной палитре – тут отдам предпочтение монументальной одиннадцатиминутной композиции «Паýстаньне». Совершенно неожиданно в контексте альбома, но весьма стильно прозвучала и финальная «испанская» «Донна Клара». Ложка дегтя? Ну как же без нее! «Зоркi Геркулеса» мне показались как раз примером «нестыковки» музыки и текста, где каждый компонент существует сам по себе.
Встречал я в Сети и куда более категоричные негативные отзывы об этом альбоме. Уважал бы мнение доморощенных зоилов, если бы они к своим инвективам добавляли коротенькое «по-моему». Я тоже не могу назвать «Зьмяіны Цар" своим любимым альбомом в достаточно богатой дискографии Виктора Семашко. Но талант, вкус и любовь к творчеству Богдановича, на мой взгляд, очевидны. Тем и интересна эта необычная работа. Кстати, не удивлюсь, если тема будет продолжена – мы живем в год столетия со дня смерти поэта…
Пресс-релизы аттестуют музыку гитариста из Бостона Джастина Пайпера, как эсид-джаз. Этот популярный в 90-е годы термин в наши дни как-то незаметно вышел из употребления, но вот применительно к Пайперу запылившийся ярлычок извлечен из небытия. ...
Флорида – Нью-Йорк – по этому маршруту проследовали многие джазовые музыканты, впоследствии ставшие знамениитостями, достаточно вспомнить хотя бы Кеннонболла Оддерли. Такое путешествие проделала в 2014 году и молодая пианистка / певица ...
Гитарист и певец, композитор, аранжировщик и продюсер Кевин Мэйнс родился и вырос во Флориде. Название этого «Солнечного штата», как его называют в Америке, ассоциируется прежде всего с солнцем, морем и пальмами южного побережья ...
«Туда и обратно» - совсем по Толкиену – так назвал свой новый альбом петербургский музыкант-экспериментатор, шеф авангардного лейбла Intonema Records Илья Белоруков. Да, его имени нет на обложке, там стоит странноватое название ...
Новый альбом «Князя Мышкина», появившийся в октябре на минском сетевом лейбле HAZE, как всегда, радует, а информационная скупость лейбла, как всегда, удручает. Издатель привел только краткую справку по истории группы Леонида Нарушевича и ...
Центр и провинция… В разных странах в джазе и импровизационной музыке в целом по-разному складываются пропорции между этими понятиями. В огромной России, при всем уважении, скажем, к Новосибирску и Курску, все варится преимущественно в Москве ...
Первая для нашего сайта встреча с ансамблем Kubikmaggi пришлась на его уже третий альбом, в этой связи, для начала – немножко истории. Kubikmaggi возник в Санкт-Петербурге в 2003 году. Состав коллектива испытал много метаморфоз, но басист Макс ...
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...