Признаюсь, приступал к прослушиванию этого диска с определенным скепсисом: мне нравится, то, что делает в музыке Виктор Семашко в различных своих проектах, и я опасался, что сочетание импровизационного джаза с мелодекламацией разочарует – увы, не часто (разумеется, на мой взгляд) слово и музыка идут в ногу в подобных проектах. При этом «слово» здесь Виктор выбрал совершенно особого уровня.
Максим Богданович – одна из самых привлекательных, романтичных и любимых практически всеми фигур в истории белорусской литературы. Талантливый поэт, умерший молодым в 1917 году – в конце ХХ века его имя сразу стало бы легендой ранга Моррисона или Цоя, тогда же бурные события эпохи затенили эту трагическую кончину. Но с каждым годом в современной Беларуси творчество Богдановича все больше осознается в его подлинном масштабе. В 2016-м исполнилось 125 лет со дня рождения поэта, и альбом «Зьмяіны Цар" сложился из записей трех концертов, двух в Минске и одного в Березине, где «Віктар Сямашка ды Кумпанія" исполняли свою музыку на тексты Богдановича. Если кому-то такой выбор может показаться конъюнктурным, то пресс-релиз уточняет, что первый песенный цикл на стихи поэта Семашко создал еще в 2004 году – так что, это любовь давняя и искренняя.
В альбоме звучат стихи Богдановича, его переводы на белорусский модных в его время поэтов-символистов – бельгийца Эмиля Верхарна и француза Поля Верлена, а также отрывка из эпоса "Слово о полку Игореве". Так что, поэтический уровень – высочайший. И как же он уживается с музыкой? После "разминочного" «Эпiграфа», титульная композиция «Зьмяіны Цар" мои опасения развеяла – текст, бережно обработанный, прекрасно "лег" на музыкальную импровизацию. Правда, прослушав весь альбом, констатирую, что этот трек для меня так и остался лучшим по адекватности музыкальной и поэтической частей. Понравился в этом смысле и "Iзяслаý», а если говорить о чисто музыкальной палитре – тут отдам предпочтение монументальной одиннадцатиминутной композиции «Паýстаньне». Совершенно неожиданно в контексте альбома, но весьма стильно прозвучала и финальная «испанская» «Донна Клара». Ложка дегтя? Ну как же без нее! «Зоркi Геркулеса» мне показались как раз примером «нестыковки» музыки и текста, где каждый компонент существует сам по себе.
Встречал я в Сети и куда более категоричные негативные отзывы об этом альбоме. Уважал бы мнение доморощенных зоилов, если бы они к своим инвективам добавляли коротенькое «по-моему». Я тоже не могу назвать «Зьмяіны Цар" своим любимым альбомом в достаточно богатой дискографии Виктора Семашко. Но талант, вкус и любовь к творчеству Богдановича, на мой взгляд, очевидны. Тем и интересна эта необычная работа. Кстати, не удивлюсь, если тема будет продолжена – мы живем в год столетия со дня смерти поэта…
Дерзкое и неожиданное название альбома «Квантовая порнуха» сразу обращает на себя внимание. Так и представляешь стайки электронов, нейтрино и кварков в разных, так сказать, позициях. Придумали это название музыканты берлинской группы ...
Практически невозможно одним термином обозначить стилистику музыки израильской группы Soul Enema. Видимо, ближе всего к истине тут понятие «прог-рок»: недаром множество сайтов этой тематики откликнулось на новый, второй по счету, альбом ...
Первое, что видишь, попадая на сайт итальянского пиниста и композитора Стефано Травальини, - это две цитаты. Я не буду касаться их содержания, но показательно, что одно из высказываний, принятых, очевидно, Стефано в качестве его девиза, принадлежит ...
Мы не часто радуем любителей smooth-джаза обзорами альбомов этой стилистики, но представляемый сегодня альбом In Your Eyes должен нас отчасти извинить. Разумеется, судить его надо по «законам жанра», а в рамках этих законов он просто ...
Гитарист из Бостона, выпускник Университета МакГилл и Консерватории Новой Англии, Стив Билодо исповедует современную импровизационную музыку. Представляемый сегодня альбом Sun Through The Rain – третий в его дискографии. Предыдущая его работа ...
Стив Д’Анджело - весьма известный и разносторонний музыкант, работающий в разных сферах и играющий на разных инструментах, при том, что его главным «оружием» является гитара. Он много и успешно работает для телевидения, как в США, ...
Человек с малетами Стив Хоббс – уважаемый ветеран американского джаза. Его последний альбом Tribute To Bobby лучше всего слушать, параллельно читая собственноручно написанные им liner notes. Мне представляется, что особенно интересно это будет ...
Опытнейший американский саксофонист Стив Слегл в самом начале грядущего 2017-го, года своего шестидесятипятилетия, порадует своих поклонников новым альбомом Alto Manhattan. Собственно, почему только поклонников? Допустим, вы никогда не слышали этого ...
Тот, кто любит King Crimson, не может не любить Stick Men. Эта группа, на мой вкус, лучшая прог-роковая команда современной сцены, на две трети состоит из бывших участников King Crimson: это Тони Левин, играющий на стике, и ударник Пат Мастелотто. ...
Публикуя рецензии на радикально-экспериментальные проекты, я отдаю себе отчет, что очень и очень тоненькая ниточка связывает такие работы и с понятием «импровизационная музыка» и с понятием «джаз». Слушать ли такую музыку, ...
С Synesthetic Octet, ансамблем, созданным австрийским кларнетистом и композитором Винсентом Понграчем (р.1985), я познакомился в 2015 году, рецензируя его дебютный альбом Rastlos. В той рецензии (ее можно найти на сайте) шла речь и об истории ...
Пианист Токаоки Отомо играл на клавишах в одном из нью-йоркских ресторанов – обычный заработок для сотен и сотен местных музыкантов. Так могло бы продолжаться очень долго, если бы в дело не вмешался случай, имя которому Бернард Хофер. ...