Признаюсь, приступал к прослушиванию этого диска с определенным скепсисом: мне нравится, то, что делает в музыке Виктор Семашко в различных своих проектах, и я опасался, что сочетание импровизационного джаза с мелодекламацией разочарует – увы, не часто (разумеется, на мой взгляд) слово и музыка идут в ногу в подобных проектах. При этом «слово» здесь Виктор выбрал совершенно особого уровня.
Максим Богданович – одна из самых привлекательных, романтичных и любимых практически всеми фигур в истории белорусской литературы. Талантливый поэт, умерший молодым в 1917 году – в конце ХХ века его имя сразу стало бы легендой ранга Моррисона или Цоя, тогда же бурные события эпохи затенили эту трагическую кончину. Но с каждым годом в современной Беларуси творчество Богдановича все больше осознается в его подлинном масштабе. В 2016-м исполнилось 125 лет со дня рождения поэта, и альбом «Зьмяіны Цар" сложился из записей трех концертов, двух в Минске и одного в Березине, где «Віктар Сямашка ды Кумпанія" исполняли свою музыку на тексты Богдановича. Если кому-то такой выбор может показаться конъюнктурным, то пресс-релиз уточняет, что первый песенный цикл на стихи поэта Семашко создал еще в 2004 году – так что, это любовь давняя и искренняя.
В альбоме звучат стихи Богдановича, его переводы на белорусский модных в его время поэтов-символистов – бельгийца Эмиля Верхарна и француза Поля Верлена, а также отрывка из эпоса "Слово о полку Игореве". Так что, поэтический уровень – высочайший. И как же он уживается с музыкой? После "разминочного" «Эпiграфа», титульная композиция «Зьмяіны Цар" мои опасения развеяла – текст, бережно обработанный, прекрасно "лег" на музыкальную импровизацию. Правда, прослушав весь альбом, констатирую, что этот трек для меня так и остался лучшим по адекватности музыкальной и поэтической частей. Понравился в этом смысле и "Iзяслаý», а если говорить о чисто музыкальной палитре – тут отдам предпочтение монументальной одиннадцатиминутной композиции «Паýстаньне». Совершенно неожиданно в контексте альбома, но весьма стильно прозвучала и финальная «испанская» «Донна Клара». Ложка дегтя? Ну как же без нее! «Зоркi Геркулеса» мне показались как раз примером «нестыковки» музыки и текста, где каждый компонент существует сам по себе.
Встречал я в Сети и куда более категоричные негативные отзывы об этом альбоме. Уважал бы мнение доморощенных зоилов, если бы они к своим инвективам добавляли коротенькое «по-моему». Я тоже не могу назвать «Зьмяіны Цар" своим любимым альбомом в достаточно богатой дискографии Виктора Семашко. Но талант, вкус и любовь к творчеству Богдановича, на мой взгляд, очевидны. Тем и интересна эта необычная работа. Кстати, не удивлюсь, если тема будет продолжена – мы живем в год столетия со дня смерти поэта…
2017-й год стал весьма знаменательным для голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде сразу по нескольким причинам: во-первых, Паулю исполнилось 60 лет, во-вторых, исполнилось сорок лет его карьере в качестве профессионального музыканта и, ...
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...
Музыканты трех поколений встретились в альбоме Daytime Sketches. Центральная его фигура – известный голландский альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (р.1957), который в этом году отмечает не только свое 60-летие, но и 40-летие творческой ...
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...
В традициях рок-культуры проект Reflections In Cosmo можно было бы назвать супер-группой: все его участники ранее работали в других коллективах и приобрели известность – и не только у себя дома, в Норвегии, но и на международном уровне. ...
Для квартета Реджи Питмэна и Лорина Дэниэлса Smilessence – всего лишь второй альбом, но для каждого из четырех музыкантов этого коллектива он – всего лишь очередная веха на уже весьма долгом творческом пути. Все они люди опытные, много ...
То, что музыкант должен уметь хорошо считать – это аксиома. Но таланты американского джазового пианиста Роба Шнейдермана выходят далеко за рамки этого тезиса. Дело в том, что Роб – одновременно высокопрофессиональный джазмэн и ...
Авангард может быть очень разным – как по степени радикальности самовыражения, так и по социально-общественным взглядам музыкантов. Группа импровизаторов из Нью-Йорка, придерживающихся джаза свободной формы и объединенная вокруг независимого ...
Далеко не в первый раз слушая музыку Роджера Дэвидсона, я уже имел возможность убедиться в горячей любви этого джазового пианиста и композитора из Нью-Йорка к латинской музыке и, в частности, к музыке Бразилии. Вот и новый альбом его трио составлен ...
Не знаю, какой смысл вкладывал американский трубач Рон Френсис Блэйк в название своего дебютного альбома, но в его рамках ассимиляция латинской музыки в джазе выглядит вполне органичной. Такой альянс, впрочем, кажется предопределенным всей ...
17 ноября 2017 года американскому тромбонисту Розвеллу Радду исполняется 82 года. В этот день лондонский лейбл RareNoise Records выпускает альбом Embrace, записанный квартетом во главе с этим выдающимся музыкантом, многократно признававшимся лучшим ...
Очень любопытный экскурс в прошлое благодаря новому сетевому переизданию от знаменитого немецкого лейбла из Шварцвальда MPS. Интересен он прежде всего первой встречей читателей нашего сетевого журнала с японским гитаристом Рю Кавасаки (р.1947). Рю ...