Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и Леонардом Эйлером, а затем резко ушедшего из музыки почти на тридцать лет и вновь вернувшегося к ней уже в новом веке. Поразительная судьба, необычные, очень герметические стихи, написанные в свободной, как и его музыка, форме.
И вот теперь я слушаю джазовый альбом Towards The Center, посвященный Генри Граймсу и созданный его учеником, гитаристом Алексом Левином, который с огромным уважением говорит о Граймсе, говорит не только о музыкальных уроках, но и о многочасовых беседах с Граймсом, оставивших глубокий след в его душе. Towards The Center – дебютный альбом Левина. В 2012 году музыкант окончил Мичиганский университет, где учился в том числе и у известной пианистки Джери Аллен, а затем переехал в Нью-Йорк, где и познакомился с Граймсом. Левин играл в ансамблях Джери Аллен, Франсуа Мутена, является основателем Polyfold Musical Arts Collective, основной идеей которого является создание креативной музыки.
Впрочем, именно такую музыку играет и его существующий уже пять лет квартет, с которым был создан альбом Towards The Center. Сам Алекс говорит о том, что в работе над проектом он и его партнеры, тенор-саксофонист Маркус Эллиот, басист Бен Роулстон и ударник Стефен Бэйгахолд использовали интуитивный, импровизационный метод создания композиций в гораздо большей степени, чем заранее нотированные и расписанные аранжировки. И в этом мне тоже видится влияние Генри Граймса, как, естественно, и в самой музыке альбома, полностью авторской. В него вошли разные композиции. Стартовую Ritual Dance Левин сочинил еще в годы учебы в Мичиганском университете, большинство же пьес было подготовлено квартетом в Швейцарии, в течение трехнедельного пребывания в альпийской республике в рамках одной из культурных программ. Одна из них, Adama, непосредственно навеяна стихотворением Граймса Adama and Porquory из вышеупомянутой книги.
Ни в одной из тринадцати композиций диска нет каких-то продолжительных сольных партий, какждый из участников, включая лидера квартета, не стремится блистать индивидуальным техническим мастерством, а подчиняет свою игру общей цели. Каждая из композиций, где иногда изначально обыгрывается основная, порой достаточно простая тема, а иногда стержень пьесы проявляется уже в ходе ее развития, - это плод активного диалога между исполнителями, особенно между гитарой Левина и саксофоном Эллиота, тонкого интуитивного взаимодействия. И в таких треках, как Memory, Train Song, Ignorance этот плод выглядит особенно ярким. Алекс Левин – новое имя и для меня, и, думаю, для большинства наших читателей. Знакомство с этим серьезным и глубоким музыкантом оставляет сильное впечатление.
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...
Первое для сайта знакомство с небольшой независимой фирмой звукозаписи spina!rec из Санкт-Петербурга, специализирующейся на издании в кассетном, виниловом и сетевом варианте работ музыкантов, занимающихся импровизационным авангардом, в первую ...
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...
Американский саксофонист Чарли Мариано (1923-2009), он же Кармине Уго Мариано, в разные периоды своей творческой деятельности играл разную музыку, но с неизменно высоким качеством. Мариано сотрудничал со Стеном Кентоном, Тошико Акиоши (с которой его ...