Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и Леонардом Эйлером, а затем резко ушедшего из музыки почти на тридцать лет и вновь вернувшегося к ней уже в новом веке. Поразительная судьба, необычные, очень герметические стихи, написанные в свободной, как и его музыка, форме.
И вот теперь я слушаю джазовый альбом Towards The Center, посвященный Генри Граймсу и созданный его учеником, гитаристом Алексом Левином, который с огромным уважением говорит о Граймсе, говорит не только о музыкальных уроках, но и о многочасовых беседах с Граймсом, оставивших глубокий след в его душе. Towards The Center – дебютный альбом Левина. В 2012 году музыкант окончил Мичиганский университет, где учился в том числе и у известной пианистки Джери Аллен, а затем переехал в Нью-Йорк, где и познакомился с Граймсом. Левин играл в ансамблях Джери Аллен, Франсуа Мутена, является основателем Polyfold Musical Arts Collective, основной идеей которого является создание креативной музыки.
Впрочем, именно такую музыку играет и его существующий уже пять лет квартет, с которым был создан альбом Towards The Center. Сам Алекс говорит о том, что в работе над проектом он и его партнеры, тенор-саксофонист Маркус Эллиот, басист Бен Роулстон и ударник Стефен Бэйгахолд использовали интуитивный, импровизационный метод создания композиций в гораздо большей степени, чем заранее нотированные и расписанные аранжировки. И в этом мне тоже видится влияние Генри Граймса, как, естественно, и в самой музыке альбома, полностью авторской. В него вошли разные композиции. Стартовую Ritual Dance Левин сочинил еще в годы учебы в Мичиганском университете, большинство же пьес было подготовлено квартетом в Швейцарии, в течение трехнедельного пребывания в альпийской республике в рамках одной из культурных программ. Одна из них, Adama, непосредственно навеяна стихотворением Граймса Adama and Porquory из вышеупомянутой книги.
Ни в одной из тринадцати композиций диска нет каких-то продолжительных сольных партий, какждый из участников, включая лидера квартета, не стремится блистать индивидуальным техническим мастерством, а подчиняет свою игру общей цели. Каждая из композиций, где иногда изначально обыгрывается основная, порой достаточно простая тема, а иногда стержень пьесы проявляется уже в ходе ее развития, - это плод активного диалога между исполнителями, особенно между гитарой Левина и саксофоном Эллиота, тонкого интуитивного взаимодействия. И в таких треках, как Memory, Train Song, Ignorance этот плод выглядит особенно ярким. Алекс Левин – новое имя и для меня, и, думаю, для большинства наших читателей. Знакомство с этим серьезным и глубоким музыкантом оставляет сильное впечатление.
Странное название представляемого здесь коллектива - The 3.5.7 Ensemble – на самом деле «расшифровывается» очень просто. Ансамбль, словно наша Вселенная в новейших представлениях физиков, то сжимается, то расширяется в зависимости ...
Монументальным двойным альбомом Дэйв Либмэн отметил в 2016 году свое семидесятилетие. Как и предыдущие диски его новой группы Expansions: The Dave Liebman Group, этот проект также реализован на Whaling City Sound Нила Вейса, выступившего в качестве ...
В прошлом году ушел из жизни Дэйв Пайк (1938-2015), известный американский вибрафонист, один из пионеров игры на вибрафоне с амплифайером (он применял его еще в начале 60-х). Сетевое переиздание немецким лейблом MPS его альбома 1969 года в этой ...
Этот альбом нуждается в кратком этно-культурном предисловии. Ханука – один из важных праздников в еврейском религиозном календаре. Связан он с событиями Маккавейской войны во втором веке до нашей эры, когда победоносное восстание в Иудее во ...
Итак, для начала бросим взгляд на обложку: некий мужчина собирается что-то копать в густой траве. Несмотря на седину в волосах, предательски выглядывающую из-под головного убора, мужчину отличает подтянутая фигура и очень рельефная мускулатура. ...
Звукоизоляционное покрытие стен репетиционного зала университета Stony Brook в Нью-Йорке цветом напоминало малоаппетитную овсяную кашу. Группа молодых людей, студентов этого учебного заведения, регулярно собиралась здесь, чтобы для души поиграть ...
Эта музыка сияет всеми оттенками черного. Эту музыку украшают голоса на любой вкус. Эта музыка взывает к Богу. Это музыка страстей и надежд. Это, как гласит подзаголовок диска на обложке, Negro Spirituals and Gospel Songs (полвека назад не в ходу ...
JazzWeek, барометр интереса американских радиослушателей – поклонников джаза, свидетельствует: по данным на 11 января 2016 года альбом Routes ансамбля The Stryker / Slagle Band Expanded был 221-м в списках популярности. 25 января он уже в ...
В издательской политике Whaling City Sound привлекает последовательная политика лейбла в плане поддержки музыкантов «своего круга». Трио Тима Рея в полном составе уже участвовало в записи изданного лейблом из Нью Бедфорда в 2014 году ...
Наконец-то! Через два года после события, состоявшегося в Лодзи в июне 2014 года, минский сетевой лейбл HAZE сделал достоянием широких (увы, на самом деле не слишком широких) кругов любителей импровизационной музыки проект Liber Alles. Мне казалось, ...
На редкость удачное многоплановое название подобрал саксофонист / флейтист и композитор Том МакКормик для своего альбома! South Beach – Южный пляж – это самый знаменитый пляж Майами в Южной Флориде. Там живет МакКормик и игра созвучиями ...
Конечно, славу Детройту, Городу Моторов (Motor Town или Motown) принесла прежде всего соответствующая разновидность ритм-энд-блюза, Motown sound. Но этот город взрастил и немало первоклассных джазменов. Баритон-саксофонист Тони Люстиг, которому еще ...