Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и Леонардом Эйлером, а затем резко ушедшего из музыки почти на тридцать лет и вновь вернувшегося к ней уже в новом веке. Поразительная судьба, необычные, очень герметические стихи, написанные в свободной, как и его музыка, форме.
И вот теперь я слушаю джазовый альбом Towards The Center, посвященный Генри Граймсу и созданный его учеником, гитаристом Алексом Левином, который с огромным уважением говорит о Граймсе, говорит не только о музыкальных уроках, но и о многочасовых беседах с Граймсом, оставивших глубокий след в его душе. Towards The Center – дебютный альбом Левина. В 2012 году музыкант окончил Мичиганский университет, где учился в том числе и у известной пианистки Джери Аллен, а затем переехал в Нью-Йорк, где и познакомился с Граймсом. Левин играл в ансамблях Джери Аллен, Франсуа Мутена, является основателем Polyfold Musical Arts Collective, основной идеей которого является создание креативной музыки.
Впрочем, именно такую музыку играет и его существующий уже пять лет квартет, с которым был создан альбом Towards The Center. Сам Алекс говорит о том, что в работе над проектом он и его партнеры, тенор-саксофонист Маркус Эллиот, басист Бен Роулстон и ударник Стефен Бэйгахолд использовали интуитивный, импровизационный метод создания композиций в гораздо большей степени, чем заранее нотированные и расписанные аранжировки. И в этом мне тоже видится влияние Генри Граймса, как, естественно, и в самой музыке альбома, полностью авторской. В него вошли разные композиции. Стартовую Ritual Dance Левин сочинил еще в годы учебы в Мичиганском университете, большинство же пьес было подготовлено квартетом в Швейцарии, в течение трехнедельного пребывания в альпийской республике в рамках одной из культурных программ. Одна из них, Adama, непосредственно навеяна стихотворением Граймса Adama and Porquory из вышеупомянутой книги.
Ни в одной из тринадцати композиций диска нет каких-то продолжительных сольных партий, какждый из участников, включая лидера квартета, не стремится блистать индивидуальным техническим мастерством, а подчиняет свою игру общей цели. Каждая из композиций, где иногда изначально обыгрывается основная, порой достаточно простая тема, а иногда стержень пьесы проявляется уже в ходе ее развития, - это плод активного диалога между исполнителями, особенно между гитарой Левина и саксофоном Эллиота, тонкого интуитивного взаимодействия. И в таких треках, как Memory, Train Song, Ignorance этот плод выглядит особенно ярким. Алекс Левин – новое имя и для меня, и, думаю, для большинства наших читателей. Знакомство с этим серьезным и глубоким музыкантом оставляет сильное впечатление.
Во времена оны славная фирма из Шварцвальда MPS издала прекрасную серию пластинок, так называемые «саммиты» - коллективные творения лучших мастеров того или иного инструмента. Помимо скрипичных джазовых саммитов к ним принадлежит и ...
Медноволосая Кристин Ли Сарджент приехала в Нью-Йорк из Бостона с намерением посвятить себя театральной сцене, классическому оперному вокалу. Но по мере все более глубокого погружения в ауру этого города и все более тщательного самоанализа, Кристин ...
Ученик Кенни Бэрона, американский пианист Лафайетт Харрис-младший вышел на большую джазовую сцену в середине 80-х годов, когда переехал в Нью-Йорк. С тех пор он успел поработать со многими известными музыкантами (с Максом Роучем он играл почти ...
Гитара нью-йоркского музыканта Лэрри Корбана с первых секунд звучания альбома Corban Nation стремительно и властно завладевает вашим вниманием и не подпасть под обаяние ее звучания довольно трудно. Корбан – опытный музыкант, имеет степень по ...
Лэрри Уилсон хоть и родился в Кливленде, но с детства и по сей день живет во Флориде, в городе Джексонвиль. Его первые музыкальные опыты относятся к трехлетнему возрасту, когда ребенку позволили играть на барабанах в церкви. Самое забавное, что и с ...
Мы часто употребляем понятие «бразильский джаз», говорим о влиянии бразильской музыки на джаз, вспоминаем имена музыкантов, первыми соединивших джаз с ритмами бразильского фольклора, но при этом порой забывается тот простой факт, что ...
Эх, как эффектно могла бы выглядеть гибкая женская фигурка с монументальным баритон-саксофоном на обложке альбома! Но Ли Пилцер, играющая на этом солидном инструменте, не стала помещать на обложку своего дебютного диска Strunkin’ столь ...
В характерной для петербургского лейбла Spina!Rec манере здесь под одной обложкой объединены два разных европейских проекта. Основой для такой амальгамы стала общая экспериментальная направленность творчества. Каждый представлен одной большой ...
Если бы я открывал небольшое, на несколько столиков, кафе с джазовым уклоном, то Day & Night, сольный фортепьянный альбом американки Лайзы Хилтон, послужил бы идеальным фоном для создания атмосферы и уютной, и подлинно джазовой. Сольный джаз на ...
Американский электроакустический дуэт Live Footage появился в Бруклине в 2007 году. Два приятеля, виолончелист Топу Лио и барабанщик Майк Тис, в равной степени интересовались как импровизацией, так и электронной музыкой. Эти два понятия и стали ...
Как правило, большинство бразильских музыкантов представляют два крупнейших центра страны – Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, но саксофонист Ливио Альмейда в этом смысле исключение. Ливио родился в столице страны – молодом городе Бразилиа, ...
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...