Почти десять лет назад мне довелось читать и рецензировать Signs Along The Road, изданную в Германии книгу стихов американского фри-джазового басиста и поэта Генри Граймса, человека, игравшего с Монком, Роллинсом, Шеппом, Сесилом Тейлором и Леонардом Эйлером, а затем резко ушедшего из музыки почти на тридцать лет и вновь вернувшегося к ней уже в новом веке. Поразительная судьба, необычные, очень герметические стихи, написанные в свободной, как и его музыка, форме.
И вот теперь я слушаю джазовый альбом Towards The Center, посвященный Генри Граймсу и созданный его учеником, гитаристом Алексом Левином, который с огромным уважением говорит о Граймсе, говорит не только о музыкальных уроках, но и о многочасовых беседах с Граймсом, оставивших глубокий след в его душе. Towards The Center – дебютный альбом Левина. В 2012 году музыкант окончил Мичиганский университет, где учился в том числе и у известной пианистки Джери Аллен, а затем переехал в Нью-Йорк, где и познакомился с Граймсом. Левин играл в ансамблях Джери Аллен, Франсуа Мутена, является основателем Polyfold Musical Arts Collective, основной идеей которого является создание креативной музыки.
Впрочем, именно такую музыку играет и его существующий уже пять лет квартет, с которым был создан альбом Towards The Center. Сам Алекс говорит о том, что в работе над проектом он и его партнеры, тенор-саксофонист Маркус Эллиот, басист Бен Роулстон и ударник Стефен Бэйгахолд использовали интуитивный, импровизационный метод создания композиций в гораздо большей степени, чем заранее нотированные и расписанные аранжировки. И в этом мне тоже видится влияние Генри Граймса, как, естественно, и в самой музыке альбома, полностью авторской. В него вошли разные композиции. Стартовую Ritual Dance Левин сочинил еще в годы учебы в Мичиганском университете, большинство же пьес было подготовлено квартетом в Швейцарии, в течение трехнедельного пребывания в альпийской республике в рамках одной из культурных программ. Одна из них, Adama, непосредственно навеяна стихотворением Граймса Adama and Porquory из вышеупомянутой книги.
Ни в одной из тринадцати композиций диска нет каких-то продолжительных сольных партий, какждый из участников, включая лидера квартета, не стремится блистать индивидуальным техническим мастерством, а подчиняет свою игру общей цели. Каждая из композиций, где иногда изначально обыгрывается основная, порой достаточно простая тема, а иногда стержень пьесы проявляется уже в ходе ее развития, - это плод активного диалога между исполнителями, особенно между гитарой Левина и саксофоном Эллиота, тонкого интуитивного взаимодействия. И в таких треках, как Memory, Train Song, Ignorance этот плод выглядит особенно ярким. Алекс Левин – новое имя и для меня, и, думаю, для большинства наших читателей. Знакомство с этим серьезным и глубоким музыкантом оставляет сильное впечатление.
«Хочется пожелать Мише, чтобы альянс с Criss Cross Jazz был закреплен его новыми интересными проектами» - так выглядела последняя фраза рецензии на альбом The Artistry Of The Standard, записанный пианистом Мишей Цыгановым и его квинтетом ...
Это необычный альбом, поэтому и обзор хочется начать необычно: с маленького исторического экскурса. Никто не станет спорить – женский вокал с первых десятилетий существования джаза и по сей день занимает в нем важное место. Творческие карьеры ...
Я уже имел удовольствие знакомить наших читателей с творчеством живущей на испанской Ибице австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман по ее альбому 2015 года Earth Tones. В первый день нового, 2016 года увидел свет новый альбом Мюриэль под названием ...
Нана Симопулос в молодости довольно долго жила и работала на родине своих предков, в Греции, но по рождению она – американка, уроженка Балтимора. Исполнительница собственных песен под гитару и бузуки, она дебютировала в грамзаписи в ...
С живущим в Лондоне швейцарским гитаристом Николасом Мейером наши читатели уже имели возможность познакомиться в прошлом году, почитав обзор его с Питом Оксли дуэтного альбома Chasing Tales. Там же при желании вы найдете и некоторые подробности ...
Николь Сафос поет, играет на контрабасе, сочиняет песни (и музыку, и тексты) и с 2012 года руководит своим постоянным трио. Эта разносторонне одаренная американка сегодня живет и работает в Вашингтоне, родилась же она в Нью-Джерси, росла в ...
Ансамбль из Северной Калифорнии Nonch Harpin’ интересен и сам по себе, но вначале просто необходимо рассказать немного о не менее интересных и даже уникальных особенностях его родных мест. Есть в Северной Калифорнии долина Андерсон (Anderson ...
Норберт Штайн продолжает интриговать поклонников своего творчества неожиданными проектами. После изданного в прошлом году альбома Das Karussell, посвященного Райнеру Мария Рильке, где впервые, наряду с музыкой, зазвучали стихи, Pata Music, опять ...
От забавного пушистика на обложке альбома веет чем-то милым и детским, но музыка ждет здесь слушателя отнюдь не детская, да и названия, и коллектива, и альбома, если углубиться в этимологию этих слов, имеют мало общего с миром детства – ну ...
Американские музыканты, пианист Пат Батстоун и контрабасист Кит Демос, начали сотрудничать осенью 2012 года. До этого каждый из них прошел немалый творческий путь. Уроженец Огайо Батстоун – выпускник джазового колледжа Беркли, но не менее ...
Разговор о новой работе голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде хотелось бы начать с самоцитирования. Четыре года назад, рецензируя на нашем сайте альбом Kaisei Nari, я писал: «Остается только пожалеть, что перед нами скромный, ...
Американская певица Филлис Блэнфорд назвала свой альбом Edgewalker – что-то вроде «Идущий по самому краю». Красивое название, несущее в себе несомненный драматизм, заставляющий вспомнить «Хоть немного еще постою на ...