Каламбуры с омонимами в названиях составов и альбомов больше любят носители английского языка, но вот появилось и по-русски: «Мыс Луны» - «Мы с Луны» - свежо и забавно. Вообще-то пришельцы из космоса для джазового сообщества не новость: я имею ввиду известного Сан Ра, аттестовывавшего себя, как пришельца с Сатурна. Москвичи из «Мыса Луны» заявляют о своем обитании на ближайшем земном спутнике. В отличие от Сан Ра, у которого крыша, похоже, была сдвинута всерьез (он искренне верил в свое неземное происхождение), в российском случае, уверен, мы имеем дело с шутливым стебом, в том числе и охранно-защитного для ранимых творческих людей характера («Вам не нравится? Дело ваше – у нас на Луне играют именно так!»).
Эти лунные мелодии впервые зазвучали в 2011 году, когда Ольга Шотландия и Николай Петровский, оба – участники целого ряда иных проектов, основали «Мыс Луны». В декабре 2015 года дело дошло до выпуска в клубной серии лейбла ArtBeatMusic, входящего в орбиту Фонда Алексея Козлова, дебютного альбома, который мы сегодня и представляем. Скажу честно, увидев, еще до прослушивания диска, в инструментарии группы обилие флейт, а также губную гармонику, решил, что ждет меня нечто фолк-блюзовое. Несколько претенциозным и непонятным показалось и определение музыкантами группы своей стилистики: «фильмузыка». Все на свои места расставило прослушивание альбома.
Сразу скажу, что с фолк-блюзом я попал пальцем в небо. Во-первых, это было, цитируя старый анекдот, просто красиво. Во-вторых, это было интересно (бывает, вы сами можете вспомнить такие случаи, когда красиво – но нестерпимо скучно). В-третьих, то, что я услышал, можно назвать интеллигентной популярной музыкой, что, конечно, глядя в телеящик, кажется оксюмороном, вроде «жареного льда». Но - все по порядку. В стартовой пьесе с воодушевляющим названием «Розовые тапки» и отчасти во второй, «Каре», «Мыс Луны» превратился в этакого коллективного Иэна Андерсона и выдал нечто симпатично-джетроталлистое в прог-роковом духе. Затем последовал совсем иной, уже психоделический по духу «Мотобайк» с сюрреалистическими электронными эффектами. Ну, а чуть позже, слушая «ИЗЯУХО (И зачем я укусил хозяина)», «Мышиный дирижабль», «Котопитаны», я начал въезжать в смысл определения «фильмузыка». Это очень образная, яркая, как иллюстрации в книжках для детей, и добрая, полная позитивной энергии (как, кстати, и альбом в целом) музыка, но, отнюдь не примитивная при всей своей «детскости». Если и мне вступать в игру в дефиниции, любимое занятие музыкальных журналистов, то я бы определил стилистику этих пьес, как «наивный прог-рок», по аналогии с наивным искусством таких супер-талантливых, но не конвенциональных людей, как Бабушка Мозес, Пиросмани или Руссо-таможенник. При этом такие композиции, как «Южный порт», «Царство сна» или финальная мини-симфония «Пурга» показались мне вполне добротным прог-роком уже без всякой наивности. Да, совсем забыл про свою маленькую ложку дегтя: «Китайская дорога» разочаровала. Не плоха сама по себе и эта пьеса, но уж больно, на мой вкус, предсказуема. То есть именно таким, типично-узнаваемым, и должен был быть привкус дальневосточной этники, а хотелось и тут чего-то неожиданного…
Впрочем, это вкусовое. В целом альбом показался замечательным и доступным буквально для всех (разве что поклонникам жесткого металла не стоит беспокоиться). Процеживание Сети помогло выяснить, что сейчас «Мыс Луны» прокатывает свой новый проект: «Лунные народные сказки». Если он выйдет на диске – предвкушаю…
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...
Аврора, древнеримская богиня утренней зари, не редкий гость на джазовом небосклоне. Я хорошо помню ее яркое появление под звуки электроскрипки Жан-Люка Понти в ритмах фьюжн в 1976 году. Не менее эффектно выглядела Аврора и в 2009 году, с альбомом ...