Каламбуры с омонимами в названиях составов и альбомов больше любят носители английского языка, но вот появилось и по-русски: «Мыс Луны» - «Мы с Луны» - свежо и забавно. Вообще-то пришельцы из космоса для джазового сообщества не новость: я имею ввиду известного Сан Ра, аттестовывавшего себя, как пришельца с Сатурна. Москвичи из «Мыса Луны» заявляют о своем обитании на ближайшем земном спутнике. В отличие от Сан Ра, у которого крыша, похоже, была сдвинута всерьез (он искренне верил в свое неземное происхождение), в российском случае, уверен, мы имеем дело с шутливым стебом, в том числе и охранно-защитного для ранимых творческих людей характера («Вам не нравится? Дело ваше – у нас на Луне играют именно так!»).
Эти лунные мелодии впервые зазвучали в 2011 году, когда Ольга Шотландия и Николай Петровский, оба – участники целого ряда иных проектов, основали «Мыс Луны». В декабре 2015 года дело дошло до выпуска в клубной серии лейбла ArtBeatMusic, входящего в орбиту Фонда Алексея Козлова, дебютного альбома, который мы сегодня и представляем. Скажу честно, увидев, еще до прослушивания диска, в инструментарии группы обилие флейт, а также губную гармонику, решил, что ждет меня нечто фолк-блюзовое. Несколько претенциозным и непонятным показалось и определение музыкантами группы своей стилистики: «фильмузыка». Все на свои места расставило прослушивание альбома.
Сразу скажу, что с фолк-блюзом я попал пальцем в небо. Во-первых, это было, цитируя старый анекдот, просто красиво. Во-вторых, это было интересно (бывает, вы сами можете вспомнить такие случаи, когда красиво – но нестерпимо скучно). В-третьих, то, что я услышал, можно назвать интеллигентной популярной музыкой, что, конечно, глядя в телеящик, кажется оксюмороном, вроде «жареного льда». Но - все по порядку. В стартовой пьесе с воодушевляющим названием «Розовые тапки» и отчасти во второй, «Каре», «Мыс Луны» превратился в этакого коллективного Иэна Андерсона и выдал нечто симпатично-джетроталлистое в прог-роковом духе. Затем последовал совсем иной, уже психоделический по духу «Мотобайк» с сюрреалистическими электронными эффектами. Ну, а чуть позже, слушая «ИЗЯУХО (И зачем я укусил хозяина)», «Мышиный дирижабль», «Котопитаны», я начал въезжать в смысл определения «фильмузыка». Это очень образная, яркая, как иллюстрации в книжках для детей, и добрая, полная позитивной энергии (как, кстати, и альбом в целом) музыка, но, отнюдь не примитивная при всей своей «детскости». Если и мне вступать в игру в дефиниции, любимое занятие музыкальных журналистов, то я бы определил стилистику этих пьес, как «наивный прог-рок», по аналогии с наивным искусством таких супер-талантливых, но не конвенциональных людей, как Бабушка Мозес, Пиросмани или Руссо-таможенник. При этом такие композиции, как «Южный порт», «Царство сна» или финальная мини-симфония «Пурга» показались мне вполне добротным прог-роком уже без всякой наивности. Да, совсем забыл про свою маленькую ложку дегтя: «Китайская дорога» разочаровала. Не плоха сама по себе и эта пьеса, но уж больно, на мой вкус, предсказуема. То есть именно таким, типично-узнаваемым, и должен был быть привкус дальневосточной этники, а хотелось и тут чего-то неожиданного…
Впрочем, это вкусовое. В целом альбом показался замечательным и доступным буквально для всех (разве что поклонникам жесткого металла не стоит беспокоиться). Процеживание Сети помогло выяснить, что сейчас «Мыс Луны» прокатывает свой новый проект: «Лунные народные сказки». Если он выйдет на диске – предвкушаю…
У очень многих арфа в ее классическом варианте, изображенном на обложке альбома Play Harp, ассоциируется во-первых - с академической музыкой, а во вторых - с дамой, желательно миловидной, проворно перебирающей струны этого громоздкого инструмента. ...
Американский пианист Кенни Вернер любит давать своим работам лаконичные названия. Так, его предыдущий альбом с фортепьянным трио, кстати, тоже изданный Pirouet Records, назывался просто The Melody. Рецензию на него, как и информацию о самом Вернере, ...
Труба легендарного Чета Бейкера пела почти человеческим голосом, но и неповторимый голос самого Бейкера остался в памяти любителей джаза и до сих пор будоражит воображение. Память о культовом джазовом музыканте жива и Джюн Бизанц – одна из ...
«Мир погружается в хаос — а мы обеспечиваем звуковое сопровождение!» - такое motto избрал себе швейцарский ансамбль Kaos Protokoll. Что ж, следя за событиями в Европе, где на Востоке то затухает, то вновь вспыхивает пламя ...
Вплоть до падения коммунистического режима чешский (и словацкий) джаз развивался в условиях жесткого прессинга со стороны властей. Многие видные музыканты эмигрировали, однако талантливые отечественные джазмены все же пробивали себе дорогу и в ...
Джазовый певец из Нью-Йорка Кен Гривс с детства любил музыку, театр и танец. В молодости, как он пишет в кратком напутствии слушателям на обложке альбома Night People, он обожал ночи напролет проводить в джазовых клубах, смотреть бродвейские шоу, а ...
Опытнейший американский пианист Кенни Вернер (р.1951) за свою долгую карьеру в джазе играл с самыми выдающимися мастерами – Чарли Мингусом, Тутсом Тиллемансом, Мелом Льюисом (в составе The Mel Lewis Orchestra). Свое фортепьянное трио с ...
Молодая американская исполнительница песен собственного сочинения Кери Джонсруд живет в Чикаго. Если говорить о женском джазовом вокале в этом городе, то сразу всплывает в памяти имя Патрисии Барбер. Но Джонсруд поет совершенно иначе, чем знаменитая ...
Так-так-так! Ну, наконец-то, благодаря очередному релизу минского сетевого лейбла HAZE, появился шанс проанализировать содержимое головы Мышкина. Здесь, правда, незадача: то ли речь идет об известном герое Достоевского, то ли о группе интуитивной ...
С появлением на сетевом лейбле HAZE этого альбома история участия «Князя Мышкина» в минском международном кинофестивале Лістапад в 2014 году оказалась полностью задокументированной. На том фестивале Леонид Нарушевич с ...
«Кут» - по-белорусски значит «угол». В домашнем хозяйстве Леонида Нарушевича имеется некий шкапчик, в котором основатель группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» хранит записи своего детища. В самом дальнем ...
Есть некая ирония в том, что в день, когда в Минске выпал первый снег и погода решительно повернула к зиме, я обнаружил в электронном почтовом ящике линк на новый альбом «Князя Мышкина» с оптимистичным названием No Cold. Появился альбом ...