Алекс Ростоцкий, да простят мне журналистский штамп, в особом представлении не нуждается. Он — музыкант разноплановый, И то, что он от мэйнстрима, фьюжна пришел к этно — его естественная органичная эволюция. И пусть к этно-музыке обращаются теперь многие российские музыканты, возникло это движение не на голом месте — весь бывший Союз был вместилищем столь многих фольклоров, что весь остальной мир мог только : позавидовать. Ансамблем " Бумеранг" восхищались, скажем, не только у нас, но и на далеком Западе. Да и не только " Бумерангом " из Казахстана, но и башкирскими, татарскими, узбекскими, молдавскими составами лет 10-20 назад. С точки зрения взаимодействия мелосов и ритмов планеты, в лучшую сторону мир изменился, и теперь часто на одной сцене выступают калмык и бразилец, тувинец и румын.
На страницах ДК имя Ростоцкого чаще всего мелькало в связи с его организаторским (артистическое не в счет) началом. Он — неутомимый искатель приключений в звуках, несмотря на его привязанность к лирике и электронным экспериментам, Словом, он . музыкант многих граней. Но главная его черта — он беспредельно предан раз и навсегда избранному инструменту — электробасу. Дать описательный портрет этого артиста — дело не совсем благодарное — слишком много он сделал для развития нашего джаза. А поэтому — не лучше ли обратиться к нему самому?
— Я служил в армии, и один приятель привез мне пару дисков: концерт Эллингтона и "Лабиринт" ансамбля "Мелодия". Музыка тогда потрясла меня. Ведь я вырос в провинции, и в то время там не было избытка информации и, прослушав диски, я по-настоящему заболел.
— Сначала я учился в студии Козырева (это уже было в Москве) как пианист Но моих юных мозгов хватило на то, чтобы оставить это, потому что я понял, что не прогрессирую как пианист. Впрочем, еще в армии я иногда брал в руки бас-гитару и играл. Так что я полюбил этот инструмент очень давно. Самое главное, что инструменталист, играющий на каком-то инструменте, должен четко уяснить себе, будет ли он развиваться или нет.
— За 20 лет занятий на электробасе — я предпочитаю этот термин бас-гитаре, — я перепробовал очень много инструментов. Я веду постоянный поиск наилучшего звучания, и, выезжая в какую-либо страну, я стараюсь найти там бас, который подходил бы мне для того или иного проекта. Думаю, сегодня у меня достаточный набор инструментов, на которых я могу выражать свои музыкальные идеи. Прежде всего это безладовый бас французской фирмы "Ледюк*, на котором я играю 17 лет Это один из моих любимых инструментов, который фантастически звучит. За эти годы я его сильно модернизировал: поменял звукосниматели, снял всю электронику и у меня остался один верхний датчик. У меня нет никаких преобразователей сигнала, а просто провод, который идет к усилителю. Это мне дает возможность получать необыкновенной красоты звук именно для джазовой музыки. Второй бас я купил сравнительно недавно, хотя до этого я испробовал много инструментов. Это серийный бас, который выбирал сначала для себя мой хороший друг, замечательный басист Антон Ревнюк.
К тому времени у Антона скопилось пять басов. И он мне его великодушно уступил. Я безумно счастлив, потому что этот инструмент дает фантастический тон для электрических составов, которые я собираю и люблю. А мой нежный "Ледюк" не может произвести звук такой мощности, необходимый для электрогрупп. Еще я приобрел бас американской компании °Шектер". Это бас для сольной игры с тоненьким грифом, четырехструнный. Я поставил на него мидидатчик и процессор компании Аксон, и сейчас я имею уникальный инструмент, который позволяет мне извлекать любые звуки. Таким образом у меня три баса, которые я активно использую в концертной и композиторской деятельности. Когда играю на четырехструнном тенор-басе я хорошо сочетаюсь с любым инструментом — трубой, тенором и альт-саксофоном. Когда я играю на этом инструменте, со мной всегда есть второй басист.
— Когда начинаешь заниматься музыкой, думаю, влияют все. Я начинал заниматься музыкой в 70-х, а тогда выбор кумиров был не очень большой. Я занимался музыкой 50- х и 60-х — эпохи развитого бопа. У меня было много боповых пластинок. Вообще, когда начинаешь заниматься музыкой, над тобой не " нависают" один-два музыканта, а ты просто растворяешься в музыкальной стихии. Потом уже начинаешь серьезно изучать, разучивать мелодии, знакомиться с гармонией.
В искусстве очень трудно быть самостоятельным. Потому что так много выдающихся людей, которые придумывают что-то новое, и очень трудно обрести индивидуальность. Ее нужно искать всю жизнь. Огромное впечатление на меня произвел квартет Джима Холла, Я услышал его живьем, когда сам жил и работал в Голландии. Это было не просто впечатление, а скорее откровение—будто люди сошли с небес и играли небесную музыку. Музыку, которая захватила меня своей тонкостью, поэтичностью. Возможна благодаря тому что я услышал эту музыку с нескольких метров, наполнение и разряжение звука было таким высоким, проникающим, впоследствии я чаще стал обращаться к лирике, и записал несколько пластинок-баллад. В основном мои записи носят именно характер такой лирики, которая ближе европейцам, чем американцам, а скорее всего — она русская по духу.
Гэри Бертон — это был второй музыкант, который повлиял на меня. Мне удалось в течение недели с ним общаться, посещать концерты в Москве в 1983 году, а также посещать мастер-классы одного из выдающихся басистов современности Стива Своллоу.
— Когда клуб "Берланд" (земля птиц) функционировал постоянно, то там в программах участвовало около сорока музыкантов. У меня созрела идея делать в клубе джазовые представления. Так постепенно вызрела идея джаз-бас театра, что потом вылилось в мои программы, связанные с восточной музыкой, или, например, с русской классикой, которые носили легкий характер театральности. Это некий имиджевый ход соединения театральности с музыкой, а не нарочитая джаз-театральная постановка. Разумеется, для того, чтобы создать настоящий джазовый спектакль со всей атрибутикой, костюмами, декорациями, осветительными эффектами — это потребовало бы больших финансовых вложений, увы — до этого еще далеко. Но джаз, увы, находится за гранью понимания широкими массами, поэтому он не финансируется.
— В жизни встречаются люди, которые что-то меняют в твоей судьбе. Лет десять назад мне позвонил замечательный музыкант Коля Левиновский, лидер многих московских бэндов, и прежде всего "Аллегро". Он сказал, что приезжают индийские музыканты, но у них нет басиста, и предложил мне поработать с ними. Поначалу я засомневался, ведь у меня не было опыта игры тогда даже с нашими музыкантами. Все же он меня уговорил, я принял решение, но ждал приезда посланцев Индии с легким мандражем. Но вот они приехали, началась первая репетиция. Был довольно большой состав, где были и индийцы, и американцы, которые обучались индийской музыке в Лос-Анджелесе. Мы начали репетировать, музыка была для меня новшеством, но, к счастью, шефство надо мной взял американский пианист, который подсказывал мне форму. Форма этих пьес была, повторюсь, весьма необычна: в восточной музыке много повторов, переходов на повторы тем. Наконец-то мы нашли общий язык, у нас было две репетиции, три концерта, которые завершились записью на фирме "Мелодия". Пластинка, которую мы записали, была для меня рекордной по времени — мы записали ее всего за 3 часа.
Пластинка вышла под названием "Время должно измениться", и руководил всем этим грандиозным проектом выдающийся индийский скрипач Лакшминараяна Субраманиам. Прошли годы и я подружился с выдающимся трубачом из Алма-Аты Юрием Парфеновым, музыкантом знаменитой группы "Бумаранг". Все это вылилось в интересный проект Oriental Impress, который издан фирмой L-Junction.
Сейчас мы с Парфеновым записываем новую пластинку, тоже с восточной тематикой для английской фирмы. Для этой пластинки он специально написал несколько тем. Она будет студийно-концертная, потому что британский продюсер отобрал несколько концертных записей, которые ему понравились. В этой записи участвует изумительный индийский барабанщик Кешаб Канти Чоудри. В планах мы хотим сделать новый акустический проект с Кешабом, Парфеновым и Феликсом Лахути...
— Некогда Вы совершили джазовое турне во Вьетнам, и это было наверняка интересно... По всей видимости, увлечение дальневосточными культурами, Китаем, Юго- Восточной Азией не оставили Вас и поныне...
Он вошел в широкую джазовую жизнь Москвы не так уж и давно, но прочно занял в ней свое место (и, видимо, будет продолжать своеобразную "экспансию"). При том, что в последнее десятилетие он прекрасно известен в мире музыки академической. Это ...
Я встретилась с Маркусом Миллером в миланском Blue Note во время его европейского тура в поддержку альбома Silver Rain. Он находился на вершине успеха, и места в клубе раскупили полностью. Первая часть интервью была записана днем во время ...
Вряд ли характер человека в полной мере можно определить по глазам. Но если говорить о Николае Неронском, то сразу становится ясно одно: глаза у него – честные. К тому же, этот музыкант обладает изрядной долей скромности, а уж уровень его ...
Авишаи Коэн живет в джазовой диаспоре — далеко от семьи и друзей, которые остались в Израиле. Корни композиций 29-летнего джазового контрабасиста — в его родном Иерусалиме. Там, где культуры Востока и Запада не только встречаются, но и сталкиваются. ...
Этого музыканта можно без преувеличений назвать символом белорусского блюза. Начиналось все, конечно, со школьных дворов. В 70-х Алексей часто выступал в Минском радиотехническом институте со своим братом Андреем Козловским. Потом их пути разошлись, ...
Рэй Браун за кулисами фестиваля Лайонела Хэмптона В этом номере вы уже смогли познакомиться с большим и представительным репортажем с недавнего грандиозного фестиваля в Америке - это интервью является как бы приложением к тому репортажу. Наш ...
Похоже, в нашем журнале постепенно складывается весьма приятная традиция: вслед за Таней Марией, в этом номере, специально для "Jazz-квадрат", на вопросы Дмитрия Подберезского отвечает Маркус Миллер. — Музыкант Миллер стал известен у нас не так ...
Под завязку XX века одному из лучших джазовых басистов Европы исполнилось всего-то пятьдесят шесть. Ну а как о "лучшем " об Арильде Андерсене впервые заговорили более четверти века назад — еще когда он выступал в квартете Яна Гарбарека (1967-1973) и ...
Авишаи Коэн (р.1970), нью-йоркский басист и композитор израильского происхождения, человек, в чьей музыке джаз встречается с латиной и ближневосточными напевами — сегодня один из тех, кто определяет лицо джаза начала нынешнего ...
Крис Кент - великолепный басист, игравший концерт в Японии с Larry Carlton & Steve Lukather "No Subtitutions",записывался и играл концерты с Larry Carlton, Michael McDonald, Take 6, Kirk Whalum, Lorrie Morgan, Paul Brandt, Denny Jiosa, Twila Paris и ...
Станислав Малярчук: Считается, что шестидесятые годы прошедшего столетия отмечены резким подъемом, способствовавшим возникновению многих блюз-роковых команд в Соединенном Королевстве. Мне приходилось читать множество объяснений этому явлению. ...
Как обычно, после крупных выставок или фестивалей собирается много информации — записанные на диктофон интервью и разговоры на тему, объемистые пресс- релизы, или просто пометки, сделанные второпях на клочках бумаги. Все это обычно остается "на ...