Авишаи Коэн (р.1970), нью-йоркский басист и композитор израильского происхождения, человек, в чьей музыке джаз встречается с латиной и ближневосточными напевами — сегодня один из тех, кто определяет лицо джаза начала нынешнего столетия. Журнал Bass Player Magazine назвал его имя среди ста "самых выдающихся басистов XX века". А известно оно стало в широких кругах любителей джаза примерно десять лет назад, когда молодой музыкант неожиданно для многих появился в составе ансамбля одного из самых маститых властителей джазовых умов — Чика Кориа.
Однако еще до этого Авишаи, несмотря на юный возраст, уже прошел немалый путь в джазе. Начинал он у себя на родине, в Израиле, где родился, вырос и впервые заинтересовался джазом. Здесь он получил и определенный профессиональный опыт. Дальнейшее становление музыканта происходило уже в Штатах. Авишаи переехал в Нью-Йорк и совершенствовал свое мастерство сразу в двух местных учебных заведениях: New School и Mannes College of Music, активно играя одновременно в целом ряде ансамблей. Его талант и любовь к латинскому джазу были замечены и оценены по достоинству: вскоре Коэна пригласил в свое трио пианист Данило Перес, а затем последовало и приглашение от Кориа.
С Чиком Авишаи Коэн проработал до 2003 года, параллельно записывая собственные диски, а также участвуя в других проектах. Он работал также с Бобби МакФеррином, Роем Харгрувом, Херби Хэнкоком, Пакито Д’Риверой и другими видными джазовыми исполнителями, чьи имена говорят сами за себя. Его исполнительский уровень оценили не только в джазе — Коэн выступал и с такими солидными академическими коллективами, как Лондонский и Израильский симфонические оркестры. На лэйбле Кориа Stretch Records Коэн выпустил четыре альбома: Adama (1998), Devotion (1999), Colors (2000) и, с international Vamp Band, Unity (2001), наглядно демонстрирующие рост творческого потенциала как в исполнительском, так и в композиторском плане. Затем музыкант основал собственный лэйбл Razdaz Records, на котором вышли на сегодняшний день еще два альбома. О последнем из них, At Home (2005) наш журнал писал в №3/ 05. Этот текст можно найти и на сайте Jazz- Квадрата.
Сегодня Авишаи Коэн со своим трио совершает большой концертный тур по всему миру в поддержку своего г. последнего релиза. График гастролей у него чрезвычайно напряженный. Июль 2005 года, когда Авишаи смог ответить на наши вопросы, музыкант проводит в Европе, выступая практически каждый день, причем зачастую следующий концерт его трио играет уже в другой стране. Только за этот летний месяц он выступает с отдельными концертами и на фестивалях в Дании, Австрии, Нидерландах, Венгрии, Германии, Франции, Италии и Испании. За помощь в организации этого интервью автор и редакция Jazz-Квадрат выражают искреннюю признательность Джейсону Бирну нз Red Cat Publicity (Нью- Йорк).
Леонид Аускерн: Добрый день и Шалом, Авишаи! Возможно, это интервью будет твоим первым для русскоязычных читателей на территории бывшего Советского Союза, поэтому я начну с самого начала, с корней. Ты вырос в музыкальной семье?
Авишаи Коэн: Привет! Да, я вырос в семье, где любили музыку, особенно классическую музыку. Никто у нас дома не занимался ей профессионально, но любили ее все. Мои родители часто слушали музыку, особенно классическую. Я рос под звуки Моцарта, Баха, Бетховена, Рахманинова и других композиторов. Кроме этой музыки на формирование моих вкусов повлияли музыка арабская, испанская, афроамериканская, афрокубинская и многое другое.
Что бы ты мог сказать о ситуации с джазом в Израиле и твоем личном пути в джаз?
Интерес к джазу в Израиле за последние десять лет вырос просто стремительно и меня это очень радует. Надеюсь, в какой-то степени причиной этого роста явилось и то, чего мне удалось добиться в джазе в Нью- Йорке. Молодые музыканты в Израиле знают об этом, и это действует на них вдохновляюще.
Насколько я знаю, ты начинал с игры на фортепьяно. Как случилось, что ты стал басистом?
Трудно объяснить, этот поворот произошел внезапно, когда я был еще подростком. Мне как-то довелось попробовать сыграть на электробасу, и я влюбился в этот инструмент, так сказать, с первого взгляда.
Есть ли какое-то различие в системах джазового образования в США и Израиле?
Нет, особой разницы не существует, основные принципы джазового образования в Израиле заимствованы у американцев.
Откуда такая любовь к латинскому джазу? При каких обстоятельствах ты начал работать с Дани- ло Пересом?
Латинский джаз — это нечто, изначально привлекавшее меня. Когда я приехал в Нью-Йорк,я изучал эту музыку у Энди Гонсалеса (Andy Gonzales) и играл со многими выдающимися латинскими музыкантами. Через какое-то время люди стали говорить про меня, что этот парень очень прилично играет и джаз, и латину, и вот тогда-то такие люди, как Данило, начали звонить и приглашать меня играть с ними.
Годы с Кориа. Любил ли ты музыку Чика еще в детстве? Каковы твои впечатления от общения с Чиком? Что дали тебе эти годы как композитору и инструменталисту?
Чик безусловно принадлежит к тем музыкантам, которые в огромной степени повлияли на меня в детстве. Именно поэтому работа с ним была потрясающе интересной, это было осуществлением мечты. Я очень многому научился у него и непосредственно в музыке, и в искусстве быть бэнд-лидером тоже.
Твои первые альбомы, от Adama до Unity были изданы на Stretch Records. В связи с чем ты решил создать собственный лэйбл?
Я решил создать собственный лэйбл, чтобы быть более свободным в музыкальном плане, чтобы делать именно ту музыку, которую я люблю, без вмешательства звукозаписывающей компании. Это дает мне возможность время от времени помогать и более молодым музыкантам, в которых я верю.
Джазовый мир знает тебя как композитора, басиста, да и пианиста тоже. Назови, пожалуйста, своих любимых джазовых (а возможно, не только джазовых) композиторов, басистов и пианистов?
Джон Зорн, Фрэнк Лондон, Энтони Коулмэн и некоторые другие музыканты из Нью-Йорка смешивают еврейский фольклор и религиозную музыку с джазом. Что ты думаешь о таких экспериментах? Интересны ли они тебе?
Это безусловно интересно! Очень здорово, что рядом работают такие ребята, они делают музыку более разнообразной!
Твоя музыка — это сплав латинских, ближневосточных и афроамериканских элементов. Можно ли ожидать появления в твоих будущих работах мелодических или ритмических элементов каких-то других музыкальных культур?
Разумеется. Если мне доведется повстречать настоящего мастера, который исследует такие культуры, я с удовольствием применю эти знания в своей музыке.
Ты помогал чилийской певице Клаудии Акунья (Claudia Acuna) в создании ее первого альбома Wind From The South. Планируете ли вы продолжение сотрудничества?
Работать с Клаудией было очень интересно, и я уверен, наступит день, когда мы снова будем работать вместе. Я очень рад, что мне удалось ей помочь!
Твой последний альбом называется At Home ("Дома"). Где чувствует себя дома Авишаи Коэн: в Израиле, в США или в номере отеля между двумя концертами во время гастролей?
Мой дом везде, где звучит музыка: в Израиле, в Нью- Йорке, в Европе. Он — в любом месте на земном шаре, и именно поэтому я назвал этот альбом "Дома".
Крепкого тебе здоровья и новых успехов! Спасибо за интервью.
Вряд ли характер человека в полной мере можно определить по глазам. Но если говорить о Николае Неронском, то сразу становится ясно одно: глаза у него – честные. К тому же, этот музыкант обладает изрядной долей скромности, а уж уровень его ...
Авишаи Коэн живет в джазовой диаспоре — далеко от семьи и друзей, которые остались в Израиле. Корни композиций 29-летнего джазового контрабасиста — в его родном Иерусалиме. Там, где культуры Востока и Запада не только встречаются, но и сталкиваются. ...
Этого музыканта можно без преувеличений назвать символом белорусского блюза. Начиналось все, конечно, со школьных дворов. В 70-х Алексей часто выступал в Минском радиотехническом институте со своим братом Андреем Козловским. Потом их пути разошлись, ...
Рэй Браун за кулисами фестиваля Лайонела Хэмптона В этом номере вы уже смогли познакомиться с большим и представительным репортажем с недавнего грандиозного фестиваля в Америке - это интервью является как бы приложением к тому репортажу. Наш ...
Похоже, в нашем журнале постепенно складывается весьма приятная традиция: вслед за Таней Марией, в этом номере, специально для "Jazz-квадрат", на вопросы Дмитрия Подберезского отвечает Маркус Миллер. — Музыкант Миллер стал известен у нас не так ...
Под завязку XX века одному из лучших джазовых басистов Европы исполнилось всего-то пятьдесят шесть. Ну а как о "лучшем " об Арильде Андерсене впервые заговорили более четверти века назад — еще когда он выступал в квартете Яна Гарбарека (1967-1973) и ...
Крис Кент - великолепный басист, игравший концерт в Японии с Larry Carlton & Steve Lukather "No Subtitutions",записывался и играл концерты с Larry Carlton, Michael McDonald, Take 6, Kirk Whalum, Lorrie Morgan, Paul Brandt, Denny Jiosa, Twila Paris и ...
Станислав Малярчук: Считается, что шестидесятые годы прошедшего столетия отмечены резким подъемом, способствовавшим возникновению многих блюз-роковых команд в Соединенном Королевстве. Мне приходилось читать множество объяснений этому явлению. ...
Как обычно, после крупных выставок или фестивалей собирается много информации — записанные на диктофон интервью и разговоры на тему, объемистые пресс- релизы, или просто пометки, сделанные второпях на клочках бумаги. Все это обычно остается "на ...
В московском клубе "Лle клуб" в конце июня выступил известный бас-гитарист Виктор Бейли. Перед концертом Виктор и его группа пообщались с московскими журналистами. Расскажите, пожалуйста, о вашей бас-гитаре. Виктор Бэйли: Это именная модель Victor ...
Он сразу мне понравился и как музыкант, и как человек Тогда он показал великолепную технику игры на контрабасе, удивительную музыкальность и прекрасные навыки ансамблевой игры. И еще, в отличие от своих парт- неров по трио, он оказался весьма ...
Застуженный артист Республики Беларусь, основной бас-гитарист государственного оркестра под управлением Михаила Финберга, создатель джазовой группы DTS Band, замечательный, а возможно и лучший бас- гитарист Беларуси, великий любитель музыки и ...