Джазовый Новый год в Вене, или Как российский валторнист открыл XXI век
08.12.2014
Riemergasse 11, Wien, 1010 — "Porgy & Bess". Дорогие друзья, уважаемые коллеги и просто любители джазовой музыки, запомните этот адрес! 28 декабря, после почти двухлетнего молчания, при огромном стечении народа открылся новый джаз-клуб со старым названием "Porgy & Bess". На открытие приехали такие джаз-монстры, как Альберт Мангельсдорф и Вольфганг Даунер, норвежская молодая звезда — трубач Нильс-Петер Мольвер, Доретта Картер, оркестр памяти Гила Эванса с Лу Солофом, Алом Фостером, Дэйвом Баржероном и другими. А на следующий день, 29 декабря, с трех дня до пяти утра играли австрийские и живущие в Австрии иноземные музыканты разных стилей и направлений. Звуковые полотна менялись каждые полчаса, причем на качестве звука это никак не отражалось, так как за пультом в эти день, вечер, ночь и утро стоял Рони Матке, бессменный мастер звука "Vienna Art Orche-stra" на протяжении последних 10 лет.
Новый клуб раза в три больше старого, находится в пяти минутах ходьбы от Штефан-платц, имеет два бара — на первом и на втором этажах, студию звукозаписи и, что очень важно для некурящих музыкантов, прекрасную вентиляцию, чего в старом клубе практически не было. Все это удалось благодаря энтузиазму и энергии многих людей, в первую очередь, Матиаса Рюигга (лидера V.A.O.) и Христофа Хубера (директора "Porgy & Bess"), изрядно похудевшего за эти дни.
30 декабря играл состав Алегре Корриа, практически весь состоящий из бразильцев, живущих в Вене. Я сильно порадовался за моего друга и коллегу, так как наконец-то после десяти лет мытарств он заслуженно занял высокие позиции на музыкальной сцене Вены.
Этот концерт заслуживает отдельного анализа как пример драматургического построения, динамического, композиционного, тембрального разнообразия, и, конечно же, импровизационного мастерства каждого из восьми музыкантов, тонко чувствующих время и движение. Понятно, что коллектив был обречен на успех. Я сам отбил себе ладони, особенно после соло нового барабанщика Фернандо Паивы, только недавно перебравшегося в Вену из Рио. Кстати, Алегре подписал контракт с Sony и уже выпустил альбом со своим ансамблем под названием "Raizes".
Ну а 31 декабря, прямо в новогоднюю ночь, честь встречи нового тысячелетия была предоставлена, конечно же, "Vienna Art Orchestra" во главе с Матиасом Рюиггом, генератором джазовой жизни Вены в последние двадцать лет. Ваш покорный слуга, с трудом получивший визу в последний день перед вылетом, в полном смысле слова отдудел сложнейшую двухчасовую программу "All That Strauss" (записанную в прошлую новогоднюю ночь для ТСВ) и в 23.45 покинул сцену вместе с музыкантами для того, чтобы вернуться прямо перед сменой тысячелетия и под звон бокалов с шампанским ровно в 00.00.01.01.2001 сыграть знаменитый вальс Иоганна Штрауса, музыкальный символ Вены — "Голубой Дунай", начинающийся прямо со звуков валторны.
Много лет назад, когда я был еще безусым юношей, я пытался представить себе, как же буду встречать новое тысячелетие, если доживу. Моя фантазия так далеко не смогла зайти, и, конечно же, я не мог предположить, что буду играть в Вене, да еще и с такими музыкантами, как Вольфганг Пушниг, австрийский магистр альт- саксофона, старинный коллега Матиаса Рюигга, один из основателей V.A.O.
Встретив Новый век, оркестр удалился, чтобы выпить шампанского, и вернулся через полчаса, чтобы продолжить новогоднюю джазовую ночь с программой "Duke Ellington's Sound of Love" (записанной в мае 1999 года также для ТСВ). Закончив этот джазовый марафон в два часа ночи, я решил посмотреть, как встречает новое тысячелетие Вена и ее гости. Грустное зрелище: толпа людей в поисках каких-нибудь событий, пятисантиметровый слой разбитых бутылок, одноразовых тарелок и другого мусора, страшный шум от взрывающихся прямо в руках "настоящих пацанов" петард и т.д. Я быстро дошел до гостиницы, открыл бутылку шампанского и с большим удовольствием досмотрел джазовую программу по 3SAT, которая 31 декабря дли- лась...24 часа. Надо ли писать о том, что к окончанию этой программы в семь утра бутылка была пуста?
Когда Энди Саммерс в составе рокового супертрио "Police" побывал в Нью-Йорке 15 лет назад, ему пришлось играть перед десятками тысяч фэнов на нью-йоркском стадионе "Shea Stadium". Такого грандиозного шоу здесь не проводилось со времен битловских ...
Музыкантов, играющих на джазовой губной гармонике, в мире можно сосчитать по пальцам, они – избранный круг. Миланец Бруно де Филиппи, выступивший недавно в Санкт-Петербурге, входит в эту "гармоническую" элиту. Джазмены используют хроматическую ...
В небольшом и действительно Овальном зале московского Союза музыкантов на Большой Никитской в Москве состоялся концерт. Ничего, казалось бы, особенного, но такое чувство, что что–то перевернулось, что этот, один из десятков московских концертов и ...
Со сцены потянулись жаркие и сладкие аккорды былой песни "Begin The Bequine". Я, как и многие, наверное, тут же вспомнил ее слова: "Let the love that was once a fire remain an ember, let it sleep like the dead desire we will remember". Из глаз одной ...
Второй филармонический концерт Геннадия Кагановича в Минске состоялся в Камерном зале Белгосфилармонии (костел Св. Роха). Ведущая объявила концерт спонтанной импровизации; на афише стояло: "классика, авангард, джаз, фолк". Артист импровизировал на ...
Любому знатоку российского джаза знакомо имя Геннадия Гольштейна. Его звезда взошла на джазовом небосклоне еще в 50-е годы. Работа в знаменитом в те годы ленинградском джазовом оркестре Иосифа Вайнштейна созданным совместно с трубачом Константином ...
Едва не задев небрежно брошенный на софу большой тенор-саксофон, я села, дожидаясь назначенного мне приема у остеопата на большой кухне, переполненной людьми, пришедшими без назначения. Ровно в 4.30 он появился; я встала и сразу же упала обратно, ...
Летний длинный — почти в полтора месяца музыкальный фестиваль в столице Литвы стал традицией. Разумеется, он заполнен музыкой академических жанров, но в свободной Литве классики все же признали присутствие некоторых достоинств и у музыки джазовой и ...
Бостон, американская "северная столица", всегда был с Нью-Йорком в натянутых отношениях. В Нью-Йорке все, как известно, самое-самое, и в ответ на наглое хвастовство жителей Большого Яблока бостонцы научились ловко отбрехиваться в том смысле, что ...
Maленький городoк почти poвнo пoceрединe Aмерики, где, ecли бы нe его (дoвoльнo знaменитый) унивeрситет, быть бы oбыкновeннoй заxудалoй фepмеpcкoй дыpe. Oднaкo, нaxoдяcь нa paвном — что такoe для США 150 километров пo xopoшей дopoгe? — удалении от ...